Ответы по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 18:16, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 60 вопросов.

Работа содержит 1 файл

Ответы на билеты по социологии.doc

— 791.00 Кб (Скачать)

    Каждый  из частных интересов легче реализовать, объединившись с другими людьми, имеющими такой же интерес. Чтобы решить проблемы водоснабжения дачи, ее охраны и т. п., человек вступает в данный кооператив. Обеспокоенный судьбой банковского вклада, он объединяется с другими вкладчиками в общество защиты своих прав. Коллекционер нуждается в постоянных связях с другими коллекционерами, и они создают, например, общество филателистов. Желающий открыть кафе, но не располагающий достаточными средствами, ищет партнеров, готовых создать совместное предприятие, и т. д.

    В каждом случае люди рассчитывают на взаимодействие, взаимопомощь, взаимоподдержку. Для решения своих проблем они нуждаются друг в друге. Заметим, что все эти объединения возникают не по распоряжению государства, а по желанию самих объединяющихся в них, участие в этих общественных организациях добровольное. Их члены имеют равные права.

    Такие организации не только обеспечивают взаимопомощь своих членов, но и  взаимоподдержку в защите интересов  перед государством. В тех случаях, когда действия государственных  органов или государственных чиновников ущемляют права членов общественной группы, или тогда, когда данная группа хочет добиться от государства более благоприятных условий своей жизнедеятельности, общественное объединение защищает интересы группы. Гражданин оказывается не в одиночестве перед лицом государственной власти, а под защитой объединения, которое занимает промежуточное положение между ним и государством.

    Таким образом, в гражданском обществе возникают многочисленные и разнообразные объединения, общественные организации: в экономической сфере — союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские союзы и кооперативы, рабочие профсоюзы, ассоциации банкиров и т.д.; в социальной сфере — семья, общества защиты прав потребителей, объединения защиты окружающей среды, страховые фонды, молодежные, женские, детские организации, общества ветеранов труда и войны, спортивные общества, благотворительные фонды и т. п.; в сфере духовной культуры — союзы деятелей культуры (писателей, композиторов, кинематографистов, художников), педагогические общества, общества культурных связей с зарубежными странами, академические сообщества ученых, религиозные объединения и т. п. Защиту прав и интересов граждан перед лицом государства берут на себя также различные правозащитные организации, союз солдатских матерей, негосударственные средства массовой информации, политические движения и негосударственные политические организации, возникающие по почину граждан на добровольной основе.

    Итак, гражданское общество — это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.

    Если  человеческое общество возникло одновременно с человеком, то гражданское общество образовалось лишь за последние два столетия. Его становление связано с развитием многообразных форм частной собственности, рыночной экономики и свободы экономического выбора, утверждением демократических порядков, прав и свобод человека и гражданина, с признанием ценности свободной и ответственной личности.

    Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества. Гражданское общество возможно лишь в условиях демократического режима, правового государства. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов гражданское общество нормально функционировать не может. 

    30) Образование как  социальный институт. 

    В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно  важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития”.

    В современной социологии принято  проводить различие между формальным и неформальным образованием. Термин “формальное образование” подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области  образования.

    В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина “неформальное образование”, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

    Функции института образования:

    1. Трансляция и распространение  культуры в обществе - первая и  самая существенная из них.  Сущность ее заключается в  том, что посредством института  образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.).

    2. Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни.

    3. Социальная селекция - одна из  важнейших функций института  формального образования. Структура  образовательного процесса устроена  таким образом, что дает возможность  уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям.

    4. Функция социального и культурного  изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, проводимых в стенах вузов. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вносит существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью, характерных для западных стран, происходит интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Во-вторых, система среднего образования (школа) также оказывает заметное воздействие на процесс социальных изменений в силу тесной связи ее с экономикой, наукой и культурой. Примечательной чертой школьного образования в нашей стране в последние годы становятся инновационные процессы, связанные с задачами поиска и освоения новых приемов и методов обучения, с помощью которых повышается эффективность образования.  

    31) Проблемы образования в российском обществе. 

    Вхождение системы образования России в  третье тысячелетие ознаменовано принятием  трех программ: "Программы развития воспитания в системе образования  России на 1999-2001 годы", "Государственной  программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования 
В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями. 
Изменилось содержание образования. Сокращены часы по предметам гуманитарного цикла, таких как русский язык, русская литература, история. Вместо основ наук все более изучаются их прикладные направления. Целью обучения и воспитания становятся успешность, карьера, вхождение в общество западного типа. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая молодому человеку приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия для его духовного, а значит, личностного роста. 
Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Другого пути нет. Невозможно искусственно создать основания, позволяющие исправить присущую человеку от рождения поврежденность первородным грехом, возвысить жизнь человеческую до Божественной высоты, включить все познавательные силы человека, а не только его ум, освободить от власти эгоистических устремлений. Приобщение детей всех национальностей к мировой православной культуре позволит им освоить культурные богатства цивилизованного мира, облегчит процесс социализации в нашем обществе, жизнь которого определяется тысячелетней православной традицией.
 

    32) Политическая система  как социальный  институт. 

    Термин  "политическая система" стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Системный подход позволил более четко определить место политики как относительно самостоятельной сферы в жизни общества

    Впервые системный подход для исследования общества применил Т.Парсонс. Согласно его концепции общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из четырех основных подсистем: экономической, социальной, политической и культурной. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие функционирование общества в целом. Экономика выполняет функцию адоптации, то есть приспособления к окружающей среде. В этом отношении данная подсистема должна обеспечить потребности людей в необходимых материальных благах. Социальная подсистема, включающая совокупность норм и правил, обеспечивает поддержание сложившегося образа жизни. Политическая система выполняет функцию целеполагания – определение общих целей и путей их достижения. Культура обеспечивает интеграцию общества.

    Понятие "политическая система" отражает механизм организации и реализации политической власти в обществе. Данная категория позволяет представить политику как целостное явление. В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия “политическая система”.

    Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность политических ролей и их взаимодействий, связанных с осуществлением власти.

    Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей  и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия "вход" и "выход".

    На "входе" он выделил два основных элемента: требования и поддержку. Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Д.Истон выделил три основных вида требований: распределительные, регулировочные, коммуникативные. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы.

    Политическая  система, реагируя на воздействия внешней  среды, преобразует требования и  поддержку на “выходе” в решения  и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. В этом отношении политическая система оказывает активное влияние на другие подсистемы общества.

Информация о работе Ответы по социологии