Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Заключение
Использованная литература
В историческом
плане, люди очень медленно освобождались
от деиндивидуализированного существования,
погруженного в широкие родственные,
племенные и родовые отношения.
Эрих Фромм изучал возникновение
индивидуальности в человеческой истории
и то чувство уникальности и свободы,
которое сопровождает это развитие.
Однако в современном урбанизированном
мире – мире «городских джунглей» -
индивидуализация часто сопровождается
ощущением анонимности и
Присоединение
подростка к группе часто влечет
за собой снижение запретов в отношении
вовлечения в противонормативные действия.
Дело в том, что присоединившись
к группе, он отодвигается на второй
план и морально «укрывается» в ней,
поскольку внимание общества сосредотачивается
прежде всего на самой группе, а
уж потом – на ее конкретных членах.
При этом социальный контроль за личностью
конкретного подростка
Подростки, утрачивающие
индивидуальность и присоединяющиеся
к группе, плохо сознают себя в
качестве отдельных существ. Результат
– неспособность осуществлять текущий
контроль или анализ своего поведения
и неспособность извлекать
Чаще всего
причиной конкретного девиантного
поведения выступает не одна, а
несколько причин. Что касается современной
России, то специалисты считают, что
большинство отклонений в поведении
несовершеннолетних, такие, как безнадзорность,
правонарушения, употребление ПАВ, агрессия
и т.п., имеют в своей основе
общий источник – социальную дезадаптацию.
Социальная дезадаптация
означает нарушение взаимодействия
индивидуума со средой, характеризующееся
невозможностью осуществления им в
конкретных микросоциальных условиях
своей позитивной социальной роли,
соответствующей его
- дисфункциональность
семьи;
- личностные
особенности (возрастные, характерологические,
психические);
- школьная дезадаптация;
- воздействие
асоциальной неформальной
- причины социально-
Чаще всего
причиной социальной дезадаптации выступает
не одна из возможных причин, а их
комплексная совокупность [25; 11]. Действительно,
не так уж редко бывает, что подросток
плохо учится из-за неурядиц в семье,
а это вызывает пренебрежение
к нему учителей и товарищей по
школьному классу. Подобная обстановка
приводит к нежелательным изменениям
в сознании, а затем и в поведении
такого подростка.
Однако большинство
отечественных специалистов убежденно,
что истинные причины массовой социальной
дезадаптации российских подростков следует
искать в современной семье, в
резком снижении ее воспитательного
потенциала. Так, по результатам экспертных
опросов, более половины российских
специалистов (65,3%), работающих с детьми,
склонны объяснять рост девиантного
поведения среди современных
подростков отсутствием заботы со стороны
родителей, и только 12,2% - бедностью
семьи [3; 26].
Социальная дезадаптация
приводит к изоляции, лишению или
утрате подростком основной потребности
– потребности в полноценном
развитии и самореализации. Социальной
дезадаптированный ребенок, подросток,
находясь в трудной жизненной
ситуации, является жертвой, чьи права
на полноценное развитие грубо нарушены
[2; 7]. Детство – это период интенсивного
физического, психического и социального
развития. Невозможность осуществления
позитивной социальной роли вынуждает
подростка искать обходные пути для реализации
своей потребности в развитии. В результате
– уход из семьи или из школы, где невозможны
реализация внутренних ресурсов, удовлетворение
потребностей развития. Другой способ
ухода – эксперименты с наркотиками и
другими психоактивными веществами. И,
наконец, совершения преступлений.
Основными причинами
социальной дезадаптации являются факторы
социального, экономического, психологического
и психосоматического характера. Чтобы
бороться с ростом социальной дезадаптации
и девиантного поведения среди
детей и подростков, требуется
найти подходы и решения, способные
снизить влияние этих факторов.
Профилактика
девиантного поведения среди
детей и подростков должна обеспечиваться
взаимодействием разных факторов: семьи,
школы, досуговой среды, неформальных
групп, коллективов, других социальных
институтов и общества в целом.
Все существующие
в мире меры по уменьшению масштабов
девиантного поведения среди
детей и подростков, можно объединить
в две общие группы:
- общие профилактические
стратегии, которые
- дифференцированные
стратегии, которые направлены
на конкретные группы детей
и подростков и конкретные
виды девиантного поведения [
Российская система
государственных мер по профилактике
отклоняющегося поведения несовершеннолетних
также основывается на такой модели.
В ней выделяются меры общей и
специальной профилактики.
Общая профилактика
предполагает создание благоприятных
социально-экономических, социокультурных,
социально-педагогических условий, содействующих:
а) выполнению семьями их репродуктивных
функций, воспитанию здоровых в физическом
социальном отношении детей; б) полноценной
реализации воспитательных функций
общеобразовательных учреждений всех
видов, обеспечению развития способностей
и позитивных интересов детей, их
занятости во внеучебное время полезной
деятельностью.
Специальная профилактика
включает координационно-
Реализация российской
государственной политики профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
предполагает дифференцированный подход
к различным группам детей, который
включает:
- осуществление
комплекса мер, обеспечивающих
гуманизацию социума ребенка,
гармоничное развитие его
- развитие форм
работы, расширяющих применение
действенных мер общественного
и государственного
- принятие чрезвычайных
мер, обеспечивающих
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и
методы социальной работы с
детьми с девиантным поведением
По роду своей
деятельности социальный работник имеет
дело преимущественно с людьми, испытывающими
различные жизненные
Современная система
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних осуществляется различными
разноведомственными службами и
учреждениями. Согласно Федеральному
закону «Об основах системы
В основе деятельности
всех этих разнопрофильных служб, учреждений
и организаций лежат общие
направления и принципы социально-воспитательной,
профилактической работы с подростками.
Вместе с тем профиль и специализация
каждого из этих учреждений накладывает
свой отпечаток на формы и методы их непосредственной
работы по предотвращению возникновения
девиантного поведения. Социальному работнику,
часто находящемуся во взаимодействии
со специалистами всех этих разноведомственных
учреждений и служб (например, при работе
в Комиссии по делам несовершеннолетних),
необходимо знать и учитывать специфику
форм и методов их работы.
С другой стороны,
какова бы ни была специфика деятельности
служб и учреждений, их формы и
методы работы с девиантными детьми
и подростками объединяет то, что
все они без исключения опираются
на общее русло богатой
Вопрос о возможностях
исправления несовершеннолетних в
условиях специальных учреждений закрытого
типа вообще является очень сложным.
Еще и сегодня в нашем обществе
широко распространены представления
об этих учреждениях, вызванные ассоциациями
с понятиями «зоны», «зэков», непременной
колючей проволокой и т.д. Соответственно,
и основная функция этих учреждений
воспринимается не как перевоспитание,
а изоляция несовершеннолетних правонарушителей
для предотвращения распространения
девиантного поведения среди
«нормальных» детей и подростков.
Сегодня такое
представление постепенно начинает
меняться, уступая место пониманию
важности функции ресоциализации, или
исправления несовершеннолетних правонарушителей
и девиантов. Основой деятельности
всех учреждений для девиантных подростков
(как открытого, так и закрытого
типа) сегодня является коррекционно-воспитательная
составляющая.
Коррекционно-воспитательная
составляющая деятельности всех учреждений
для детей с девиантным поведением
направлена, главным образом, на разрушение
определенных установок, ценностей, мотивов,
стереотипов поведения и
Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением