Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.

Задачи:

1. Определить понятие и виды девиантного поведения.

2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.

3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.

4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.

Содержание

Введение

1. Понятие и причины девиантного поведения

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды

1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению

2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением

2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением

2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсач Образцов.docx

— 44.56 Кб (Скачать)

В историческом плане, люди очень медленно освобождались  от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения. Эрих Фромм изучал возникновение  индивидуальности в человеческой истории  и то чувство уникальности и свободы, которое сопровождает это развитие. Однако в современном урбанизированном мире – мире «городских джунглей» - индивидуализация часто сопровождается ощущением анонимности и изоляции, которые снова мотивируют людей  присоединяться к разным группам. 

Присоединение подростка к группе часто влечет за собой снижение запретов в отношении  вовлечения в противонормативные действия. Дело в том, что присоединившись  к группе, он отодвигается на второй план и морально «укрывается» в ней, поскольку внимание общества сосредотачивается  прежде всего на самой группе, а  уж потом – на ее конкретных членах. При этом социальный контроль за личностью  конкретного подростка уменьшается, и в ситуации ожидания наказания  за какой-либо проступок у него возникает  возможность скрыться или рассеять ответственность путем ухода  на второй план в группе. Зная, что  можно уйти от наказания, подросток  в группе становится равнодушным  к возможным санкциям со стороны  общества, и потому его поведение  постепенно перестает подчиняться  внешним правилам и нормам. Таким  образом, в группе (толпе) у подростка  высвобождается поведение, в обычных  условиях сдерживаемое запретами [20; 166-167].  

Подростки, утрачивающие индивидуальность и присоединяющиеся к группе, плохо сознают себя в  качестве отдельных существ. Результат  – неспособность осуществлять текущий  контроль или анализ своего поведения  и неспособность извлекать соответствующие  нормы поведения из хранилища  долговременной памяти. Таким подросткам также недостает предвидения, и  их поведение страдает дефицитом  продуманности или планирования.  

Чаще всего  причиной конкретного девиантного  поведения выступает не одна, а  несколько причин. Что касается современной  России, то специалисты считают, что  большинство отклонений в поведении  несовершеннолетних, такие, как безнадзорность, правонарушения, употребление ПАВ, агрессия и т.п., имеют в своей основе общий источник – социальную дезадаптацию.  

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся  невозможностью осуществления им в  конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. В отечественной литературе выделяются следующие причины социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе их девиантного поведения: 

- дисфункциональность  семьи; 

- личностные  особенности (возрастные, характерологические,  психические); 

- школьная дезадаптация; 

- воздействие  асоциальной неформальной среды; 

- причины социально-экономического  и демографического характера  [2; 8]. 

Чаще всего  причиной социальной дезадаптации выступает  не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность [25; 11]. Действительно, не так уж редко бывает, что подросток  плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение  к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении  такого подростка. 

Однако большинство  отечественных специалистов убежденно, что истинные причины массовой социальной дезадаптации российских подростков следует  искать в современной семье, в  резком снижении ее воспитательного  потенциала. Так, по результатам экспертных опросов, более половины российских специалистов (65,3%), работающих с детьми, склонны объяснять рост девиантного  поведения среди современных  подростков отсутствием заботы со стороны  родителей, и только 12,2% - бедностью  семьи [3; 26]. 

Социальная дезадаптация приводит к изоляции, лишению или  утрате подростком основной потребности  – потребности в полноценном  развитии и самореализации. Социальной дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной  ситуации, является жертвой, чьи права  на полноценное развитие грубо нарушены [2; 7]. Детство – это период интенсивного физического, психического и социального  развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или из школы, где невозможны реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами. И, наконец, совершения преступлений. 

Основными причинами  социальной дезадаптации являются факторы  социального, экономического, психологического и психосоматического характера. Чтобы  бороться с ростом социальной дезадаптации и девиантного поведения среди  детей и подростков, требуется  найти подходы и решения, способные  снизить влияние этих факторов. 

Профилактика  девиантного поведения среди  детей и подростков должна обеспечиваться взаимодействием разных факторов: семьи, школы, досуговой среды, неформальных групп, коллективов, других социальных институтов и общества в целом.  

Все существующие в мире меры по уменьшению масштабов  девиантного поведения среди  детей и подростков, можно объединить в две общие группы: 

- общие профилактические  стратегии, которые устанавливают  общие механизмы возможного предотвращения  девиантного поведения; 

- дифференцированные  стратегии, которые направлены  на конкретные группы детей  и подростков и конкретные  виды девиантного поведения [10; 289]. 

Российская система  государственных мер по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних также основывается на такой модели. В ней выделяются меры общей и  специальной профилактики. 

Общая профилактика предполагает создание благоприятных  социально-экономических, социокультурных, социально-педагогических условий, содействующих: а) выполнению семьями их репродуктивных функций, воспитанию здоровых в физическом социальном отношении детей; б) полноценной  реализации воспитательных функций  общеобразовательных учреждений всех видов, обеспечению развития способностей и позитивных интересов детей, их занятости во внеучебное время полезной деятельностью. 

Специальная профилактика включает координационно-реабилитационные меры в отношении детей группы риска, несовершеннолетних правонарушителей и меры социально-правовой, психолого-медико-педагогической поддержки и помощи непосредственно  семьям группы риска [14; 132]. 

Реализация российской государственной политики профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает дифференцированный подход к различным группам детей, который  включает: 

- осуществление  комплекса мер, обеспечивающих  гуманизацию социума ребенка,  гармоничное развитие его личности, профилактику школьной и социальной  дезадаптации. В этом процессе  задействованы все службы и  учреждения: образовательные, социозащитные,  социокультурные, правовые, информационные; 

- развитие форм  работы, расширяющих применение  действенных мер общественного  и государственного воздействия  с целью коррекции поведения  и социальной адаптации детей,  находящихся в зоне социального  риска (имеющих высокую степень  школьной и социальной дезадаптации, не работающих и не учащихся, с отклонениями в психическом  и интеллектуальном развитии  и т.д.); 

- принятие чрезвычайных  мер, обеспечивающих социальную  помощь и реабилитацию, защиту  прав и законных интересов  несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной ситуации (сироты, оставшиеся без попечения родителей; дети, ушедшие из семьи, претерпевшие различные формы насилия и жестокости; жертвы социальных конфликтов, техногенных и экологических катастроф; дети и подростки зависимостью от алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.) [14; 133-134]. 

 

2. Социальная  работа с детьми с девиантным  поведением

2.1. Формы и  методы социальной работы с  детьми с девиантным поведением 

По роду своей  деятельности социальный работник имеет  дело преимущественно с людьми, испытывающими  различные жизненные затруднения. Спектр этих затруднений достаточно широк. И очень весомая их доля приходится на те, которые невозможно решить без привлечения усилий специалистов в других областях – психологии, педагогике, юриспруденции, медицине. Эффективные технологии социальной работы основаны на тесном взаимодействии и интеграции межведомственных усилий всех специалистов, учреждений и служб. Все это справедливо и в  отношении социальной работы с детьми и подростками с различными формами  и видами девиации. 

Современная система  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется различными разноведомственными службами и  учреждениями. Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в эту систему входят службы и  учреждения органов социальной защиты населения, органов управления образованием, органов здравоохранения, органов  юстиции, органов и служб внутренних дел, органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественные и коммерческие организации. 

В основе деятельности всех этих разнопрофильных служб, учреждений и организаций лежат общие  направления и принципы социально-воспитательной, профилактической работы с подростками. Вместе с тем профиль и специализация каждого из этих учреждений накладывает свой отпечаток на формы и методы их непосредственной работы по предотвращению возникновения девиантного поведения. Социальному работнику, часто находящемуся во взаимодействии со специалистами всех этих разноведомственных учреждений и служб (например, при работе в Комиссии по делам несовершеннолетних), необходимо знать и учитывать специфику форм и методов их работы.  

С другой стороны, какова бы ни была специфика деятельности служб и учреждений, их формы и  методы работы с девиантными детьми и подростками объединяет то, что  все они без исключения опираются  на общее русло богатой отечественной  традиции превентивной теории и практики. Прежде всего здесь идет речь о  социально-педагогической совокупности форм и методов социальной и корекционной работы, основы которых были заложены еще в 1930-е годы российскими педагогами В.Н.Сорокой-Росинским, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким. В своей блестящей опытно-экспериментальной  работе они, по сути, заложили и развили  основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с детьми и подростками, в том  числе и с девиантным поведением, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в  открытом социуме по месту жительства, а В.Н.Сорока-Росинский и А.С.Макаренко  – в замкнутом социуме детской  колонии для несовершеннолетних правонарушителей [17; 334].  

Вопрос о возможностях исправления несовершеннолетних в  условиях специальных учреждений закрытого  типа вообще является очень сложным. Еще и сегодня в нашем обществе широко распространены представления  об этих учреждениях, вызванные ассоциациями с понятиями «зоны», «зэков», непременной  колючей проволокой и т.д. Соответственно, и основная функция этих учреждений воспринимается не как перевоспитание, а изоляция несовершеннолетних правонарушителей для предотвращения распространения  девиантного поведения среди  «нормальных» детей и подростков. 

Сегодня такое  представление постепенно начинает меняться, уступая место пониманию  важности функции ресоциализации, или  исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого  типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая. 

Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший  у подростков конфликт «личность  – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность  – личность» [7; 101]. 

Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением