Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.

Задачи:

1. Определить понятие и виды девиантного поведения.

2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.

3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.

4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.

Содержание

Введение

1. Понятие и причины девиантного поведения

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды

1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению

2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением

2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением

2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсач Образцов.docx

— 44.56 Кб (Скачать)

Основные направления  социальной работы с детьми с девиантным поведением 

Курсовая работа 

Введение 

1. Понятие и  причины девиантного поведения 

1.1. Содержание  понятия «девиантное поведение»  и его виды 

1.2. Причины девиантного  поведения детей и подростков  и факторы, способствующие его  преодолению 

2. Социальная  работа с детьми с девиантным  поведением 

2.1. Формы и  методы социальной работы с  детьми с девиантным поведением 

2.2. Социальная  работа с детьми с девиантным  поведением в Республике Татарстан  (на примере деятельности Раифского  специального профессионально-технического  училища закрытого типа и Республиканской  специальной школы для детей  с девиантным поведением в  пос.Левченко) 

Заключение 

Использованная  литература

Введение 

Современная социально-психологическая  деформация, происходящая в нашем  обществе, ведет к росту различных  форм девиантного поведения и  вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается  грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом. 

За последние  пять лет в Республике Татарстан  количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 11,8%. Причем в структуре  подростковой преступности резко возросло число насильственных и корыстно-насильственных преступлений, таки как убийства, кражи, грабежи и разбои [4; 39].  

За 9 месяцев 2003 г. в нашей республике несовершеннолетними  было совершенно 2884 преступления, в  которых в общей сложности  принимали участие 2415 подростков. За совершение различных правонарушений на профилактический учет в ОВД сотрудниками милиции было поставлено 7561 несовершеннолетних. В Центр временной изоляции для  несовершеннолетних правонарушителей МВД Республики Татарстан были направлены 367 безнадзорных, беспризорных подростков-правонарушителей, 315 – в социально-реабилитационные центры, 360 – в социальные приюты. Из общего числа выявленных беспризорных и безнадзорных детей только 222 оказались  жителями других регионов [6; 90-91]. 

Рост числа  и форм девиантного поведения  среди детей и подростков ведет  не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих  подростков, угрожая их физическому  и психическому здоровью, а зачастую –и приводя их к смертельному исходу. Если в 1990 г. в республике среди детей  и подростков, погибших от самоубийств, было всего 2 подростка в возрасте моложе 15 лет, и 30 - в возрасте 15 – 19 лет, то в 2002 г. число подростков, покончивших  с жизнью самоубийством, в возрасте до 15 лет стало уже 10, а в возрасте 15 – 19 лет – 61 [30; 84].  

Рост числа  различных видов девиантного  поведения, в основе которых лежит  процесс социальной дезадаптации детей  и подростков, приобретает все  более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления. 

Проблема девиантного  поведения подростков является пограничной  областью, находящейся на стыке изучения многих научных дисциплин – педагогики, социологии, философии, психологии, криминологии, медицины, теории социальной работы, культурологии  и т.д. В последние годы стала  активно развиваться новая научная  дисциплина – виктимология – отрасль  психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенеза, в результате чего личность подростка с девиантным поведением рассматривается как  жертва социогенных и персоногенных  воздействий [7; 91]. 

Исследования  в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями  роста противоправного поведения  детей и подростков и ростом семейного  неблагополучия. Так, по данным НИИ  семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей  к судьбам своих детей, в 70% семей  один из родителей (чаще отец) злоупотреблял  алкоголем, до 40% подростков росли в  конфликтных семьях, в 15 % семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей [18; 101].  

В связи со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов  социальной работы с детьми и подростками  с девиантным поведением приобретают  все большую актуальность. 

Объект данной работы - дети с девиантным поведением.  

Предметом исследования является социальная работа с детьми с девиантным поведением, рассматриваемая  как совокупность теоретических  и практических подходов по снижению уровня детской девиантности. 

Целью данной работы является анализ основных направлений  социальной работы с детьми с девиантным поведением.  

Задачи: 

1. Определить  понятие и виды девиантного  поведения. 

2. Проанализировать  основные причины детского и  подросткового девиантного поведения  и факторы, способствующие его  преодолению. 

3. Раскрыть специфику  форм и методов социальной  работы с детьми с девиантным  поведением. 

4. Проанализировать  опыт социальной работы с детьми  с девиантным поведением в  Республике Татарстан на практических  примерах. 

В работе использовались методы системного, причинно-следственного  и сравнительного анализа, изучение практического опыта деятельности учреждений для детей с девиантным поведением. 

Структура данной работы состоит из введения, двух глав (первая – анализ теоретических  подходов, вторая – содержащая описание практического опыта), заключения и  списка использованной литературы. 

 

1. Понятие и  причины девиантного поведения

1.1. Содержание  понятия «девиантное поведение»  и его виды  

Даже в самом  развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все  его члены строго и повсеместно  следовали утвердившимся в нем  нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может  мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.  

Девиантное поведение  бывает различных видов. По форме  своего проявления девиантное поведение  можно разделить на проявляющееся  в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить  на индивидуальное и групповое, а  также на первичное и вторичное [26; 199]. 

В широком смысле, понятие «девиантное поведение» охватывает любые виды отклонений от социальных норм – и положительные (геройство, самопожертвование, выдающиеся творческие способности, альтруизм  и т.п.), и отрицательные (агрессия, алкоголизм, наркомания, суициды и  т.п.).  

Объединяет положительные  и отрицательные виды девиантного  поведения то, что основой всех их выступают неадекватные способы  взаимодействия человека с реальностью, ведущие к дезадаптации.  

В.Д.Менделевич выделят следующие характерные  дезадаптационные варианты взаимоотношений  человека с реальностью: 

1. Осознанное  противодействие реальности, когда  индивид активно пытается разрушить  ненавистную ему действительность, изменить ее в соответствии  с собственными установками и ценностями. При этом ответной реакцией со стороны действительности становится также противодействие, изгнание или попытка изменить индивида, подстроить его под требования реальности. Такой противостоящий вариант взаимоотношений человека и реальности характерен при криминальном и делинквентном поведении. 

2. Болезненное  противостояние реальности, обусловленное  признаками психической патологии  и психопатологическими расстройствами (в том числе, невротическими), когда окружающий мир воспринимается  враждебным в связи с субъективным  искажением его восприятия и  понимания. При таком противостоянии  у психически больного человека  данный способ противодействия  является единственным и вынужденным.  

3. Уход от  реальности, который осознанно или  неосознанно выбирают люди, расценивающие  реальность негативно или оппозиционно  и считающие себя неспособными  адаптироваться к ней.  

4. Игнорирование  реальности, проявляющееся в автономизации  жизни человека, когда он не  принимает в расчет требования  и нормы реальности, существуя  в собственном узкопрофессиональном  мире. Важно, что при этом нет  ни столкновения, ни противодействия,  ни ухода от реальности. Как  отмечает В.Д.Менделевич, такой способ  взаимодействия с реальностью  очень редок и встречается  «лишь у небольшого числа повышенно  одаренных, талантливых людей  с гиперспособностями в какой-либо  одной области» [13; 136-137]. 

В зависимости  от способа взаимодействия с реальностью  и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов  девиантного поведения: 1) делинквентное, 2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое, 4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей [13; 137]. 

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под  аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором  происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека. 

Среди всех этих видов девиантного поведения  первый – делинквентное поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного  внимания.  

Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл  понятия девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность  социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и  правовые санкции.  

В случаях, когда  девиантное поведение нарушает моральные  и иные неправовые нормы, к нему применяются  социальные санкции: общественное порицание, религиозное осуждение («анафема»), лечение и т.д. Если же девиантное поведение связано с нарушением правовых норм, то к нему применяются  правовые санкции, вплоть до уголовного преследования. 

Таким образом, в узком смысле девиантное поведение  – это поведение, которое рассматривается  как отклонение от групповых норм и приводит к соответствующим  принудительным социальным и правовым санкциям: к изоляции, принудительному  лечению, исправлению и наказанию  нарушителя [23; 652]. 

 

1.2. Причины девиантного  поведения детей и подростков  и факторы, способствующие его  преодолению 

Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте.  

Причины девиантного  поведения определяются неоднозначно. Психологи сосредотачивают свое внимание на личностных, психологических  отклонениях и дезорганизациях (неврозы, психозы и др.); социологи –  на отклонениях социальных групп  от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью  и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р.Мертон –  с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми  институализированными средствами их достижения [27; 432].  

Многие западные исследователи (Густав Ле Бон, Э.Фромм, Фестингер, Зиллер, Зимбардо, Дайнер) связывают  происходящий сегодня рост девиантного  поведения среди подростков с  усилением процесса деиндивидуализации, характерного для современного общества потребления и массовой культуры, где многие люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой.  

Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением