Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Заключение
Использованная литература
Основные направления
социальной работы с детьми с девиантным
поведением
Курсовая работа
Введение
1. Понятие и
причины девиантного поведения
1.1. Содержание
понятия «девиантное поведение»
1.2. Причины девиантного
поведения детей и подростков
и факторы, способствующие его
преодолению
2. Социальная
работа с детьми с девиантным
поведением
2.1. Формы и
методы социальной работы с
детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная
работа с детьми с девиантным
поведением в Республике
Заключение
Использованная литература
Введение
Современная социально-психологическая
деформация, происходящая в нашем
обществе, ведет к росту различных
форм девиантного поведения и
вовлечению в противоправную деятельность
все большего числа несовершеннолетних.
В сознании многих подростков стирается
грань между нормой и отклонением,
усиливается смещение ценностных ориентаций
в сторону асоциальной и
За последние
пять лет в Республике Татарстан
количество зарегистрированных преступлений,
совершенных
За 9 месяцев 2003
г. в нашей республике несовершеннолетними
было совершенно 2884 преступления, в
которых в общей сложности
принимали участие 2415 подростков. За
совершение различных правонарушений
на профилактический учет в ОВД сотрудниками
милиции было поставлено 7561 несовершеннолетних.
В Центр временной изоляции для
несовершеннолетних правонарушителей
МВД Республики Татарстан были направлены
367 безнадзорных, беспризорных подростков-правонарушителей,
315 – в социально-реабилитационные
центры, 360 – в социальные приюты.
Из общего числа выявленных беспризорных
и безнадзорных детей только 222 оказались
жителями других регионов [6; 90-91].
Рост числа
и форм девиантного поведения
среди детей и подростков ведет
не только к неблагоприятным последствиям
для общества, но и для самих
подростков, угрожая их физическому
и психическому здоровью, а зачастую
–и приводя их к смертельному исходу.
Если в 1990 г. в республике среди детей
и подростков, погибших от самоубийств,
было всего 2 подростка в возрасте
моложе 15 лет, и 30 - в возрасте 15 – 19 лет,
то в 2002 г. число подростков, покончивших
с жизнью самоубийством, в возрасте
до 15 лет стало уже 10, а в возрасте
15 – 19 лет – 61 [30; 84].
Рост числа
различных видов девиантного
поведения, в основе которых лежит
процесс социальной дезадаптации детей
и подростков, приобретает все
более широкие масштабы, вырастая
в серьезную социальную проблему
и требует глубокого научного
осмысления.
Проблема девиантного
поведения подростков является пограничной
областью, находящейся на стыке изучения
многих научных дисциплин –
Исследования
в области правонарушений подростков
проводят прямую связь между тенденциями
роста противоправного
В связи со всем
вышесказанным изучение причин подростковой
девиантности, факторов, способствующих
ее преодолению и форм и методов
социальной работы с детьми и подростками
с девиантным поведением приобретают
все большую актуальность.
Объект данной
работы - дети с девиантным поведением.
Предметом исследования
является социальная работа с детьми
с девиантным поведением, рассматриваемая
как совокупность теоретических
и практических подходов по снижению
уровня детской девиантности.
Целью данной работы
является анализ основных направлений
социальной работы с детьми с девиантным
поведением.
Задачи:
1. Определить
понятие и виды девиантного
поведения.
2. Проанализировать
основные причины детского и
подросткового девиантного
3. Раскрыть специфику
форм и методов социальной
работы с детьми с девиантным
поведением.
4. Проанализировать
опыт социальной работы с
В работе использовались
методы системного, причинно-следственного
и сравнительного анализа, изучение
практического опыта
Структура данной
работы состоит из введения, двух глав
(первая – анализ теоретических
подходов, вторая – содержащая описание
практического опыта), заключения и
списка использованной литературы.
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание
понятия «девиантное поведение»
Даже в самом
развитом, высокоорганизованном и цивилизованном
обществе не удается достичь такого
положения, когда бы абсолютно все
его члены строго и повсеместно
следовали утвердившимся в нем
нормам и правилам, неукоснительно
выполняя предписанные им социальные
роли. В любом обществе всегда происходит
какое-либо нарушение этих норм, правил
и ролей, с которыми общество не может
мириться. Такие социальные отклонения
называются отклоняющимся, или девиантным
поведением.
Девиантное поведение
бывает различных видов. По форме
своего проявления девиантное поведение
можно разделить на проявляющееся
в открытой, явной форме (например,
хищения, хулиганство и др. преступления),
и в скрытой, латентной форме (например,
бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное
поведение можно также
В широком смысле,
понятие «девиантное поведение»
охватывает любые виды отклонений от
социальных норм – и положительные
(геройство, самопожертвование, выдающиеся
творческие способности, альтруизм
и т.п.), и отрицательные (агрессия,
алкоголизм, наркомания, суициды и
т.п.).
Объединяет положительные
и отрицательные виды девиантного
поведения то, что основой всех
их выступают неадекватные способы
взаимодействия человека с реальностью,
ведущие к дезадаптации.
В.Д.Менделевич
выделят следующие характерные
дезадаптационные варианты взаимоотношений
человека с реальностью:
1. Осознанное
противодействие реальности, когда
индивид активно пытается
2. Болезненное
противостояние реальности, обусловленное
признаками психической
3. Уход от
реальности, который осознанно или
неосознанно выбирают люди, расценивающие
реальность негативно или
4. Игнорирование
реальности, проявляющееся в автономизации
жизни человека, когда он не
принимает в расчет требования
и нормы реальности, существуя
в собственном
В зависимости
от способа взаимодействия с реальностью
и нарушения тех или иных норм
общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов
девиантного поведения: 1) делинквентное,
2) аддиктивное, 3) патохарактерологическое,
4) психопатологическое, и 5) на базе гиперспособностей
[13; 137].
Делинквентное
поведение - это поведение, нарушающее
социальные и правовые нормы. Под
аддиктивным поведением понимается
такое поведение, при котором
происходит изменение психического
состояния посредством приема психоактивных
веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию
внимания на развитие и поддержание интенсивных
эмоций (например, религиозный или спортивный
фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг,
т.е. патологическая склонность к азартным
играм и т.д.). Патохарактерологический
вид девиации обусловлен процессом воспитания,
психопатологический – проявлениями
психических заболеваний. Особым видом
девиантного поведения являются девиации,
обусловленные гиперспособностями человека.
Среди всех этих
видов девиантного поведения
первый – делинквентное поведение,
в крайних своих формах являющееся
уголовно наказуемым деянием, наиболее
часто становится в центр общественного
внимания.
Поэтому на практике
чаще используется более узкий смысл
понятия девиантного поведения.
Дело в том, что в реальной общественной
жизни практически невозможно обеспечить
полное, абсолютное соблюдение всех норм.
Поэтому многие девиации допускаются:
с ними мирятся, но в определенных
пределах, не нарушающих целостность
социальной системы. Если же какой-либо
вид девиантного поведения
В случаях, когда
девиантное поведение нарушает моральные
и иные неправовые нормы, к нему применяются
социальные санкции: общественное порицание,
религиозное осуждение («анафема»),
лечение и т.д. Если же девиантное
поведение связано с нарушением
правовых норм, то к нему применяются
правовые санкции, вплоть до уголовного
преследования.
Таким образом,
в узком смысле девиантное поведение
– это поведение, которое рассматривается
как отклонение от групповых норм
и приводит к соответствующим
принудительным социальным и правовым
санкциям: к изоляции, принудительному
лечению, исправлению и наказанию
нарушителя [23; 652].
1.2. Причины девиантного
поведения детей и подростков
и факторы, способствующие его
преодолению
Как правило, девианты
– это люди с неадекватной социализацией,
т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности
и социальные нормы общества, особенно
– в детском и подростковом
возрасте.
Причины девиантного
поведения определяются неоднозначно.
Психологи сосредотачивают свое
внимание на личностных, психологических
отклонениях и дезорганизациях (неврозы,
психозы и др.); социологи –
на отклонениях социальных групп
от норм культуры. Так, Э.Дюркгейм связывал
девиантное поведение со слабостью
и противоречивостью социальных
норм и ценностей, а Р.Мертон –
с разрывом между социокультурными
целями и социально одобряемыми
институализированными
Многие западные
исследователи (Густав Ле Бон, Э.Фромм,
Фестингер, Зиллер, Зимбардо, Дайнер) связывают
происходящий сегодня рост девиантного
поведения среди подростков с
усилением процесса деиндивидуализации,
характерного для современного общества
потребления и массовой культуры,
где многие люди утрачивают свою индивидуальность
и сливаются с толпой.
Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением