Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.

Задачи:

1. Определить понятие и виды девиантного поведения.

2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.

3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.

4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.

Содержание

Введение

1. Понятие и причины девиантного поведения

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды

1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению

2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением

2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением

2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсач Образцов.docx

— 44.56 Кб (Скачать)

При этом в процессе коррекции реализуются следующие  функции: 

1. Воспитательная  – восстановление положительных  качеств, которые преобладали  у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка  о его добрых делах. 

2. Компенсаторная  – формирование у подростков  стремления компенсировать тот  или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  реализовать ему свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении. 

3. Стимулирующая  – активизация положительной  социально полезной предметно-практической  деятельности подростка, осуществляемая  посредством осуждения или одобрения,  т.е. заинтересованного, эмоционального  отношения к личности подростка  и его поступкам. 

4. Корректирующая  – исправление отрицательных  качеств личности подростка и  применение разнообразных методов  и методик, направленных на  корректировку мотивации, ценностных  ориентаций, установок, поведения  [7; 105].  

Приемы коррекционно-воспитательного  взаимодействия во всех учреждениях  для детей и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационный центр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное  учреждение, общие: 

- снижение требований  к участнику взаимодействия до  достижения социальной и психологической  адаптации;  

- вовлечение  в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого  потенциала и самовыражения; 

- организация  ситуаций, в которых ребенок может  достичь успехов, разработка мер  поощрения; 

- демонстрация  и разъяснение позитивных образов  поведения (личный пример, художественная  литература, периодика, биография  и др.) [7; 111]. 

Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается  в следующем: 

- она осуществляется  в закрытых и изолированных  социальных учреждениях; 

- ее объектом  являются подростки с повышенным  индексом социального неблагополучия  и повышенной стрессогенностью; 

- часто она  подспудно ассоциируется как  суррогат или аналог исполнения  уголовного наказания;  

- иногда она  проводится в обстановке антагонизма  противостоящих этико-правовых концепций,  заимствованных из пенитенциарной  системы и обусловленных менталитетом  разделения «тюремного персонала»  и «тюремного мира»; 

- в идеале  она никогда не прекращается  с окончанием срока пребывания, так как бывший воспитанник  нуждается в ресоциализации и  адаптации к внешнему миру; 

- специалист, проводящий  воспитательно-коррекционную работу, занимает объективно особое место,  осуществляя миссию посредничества  между философией социального  контроля и враждебной ей философией  девиации. Он способствует поиску  социально приемлемых точек соприкосновения  в этих антагонистических отношениях [29; 221-222]. 

 

2.2. Социальная  работа с детьми с девиантным  поведением в Республике Татарстан  (на примере деятельности Раифского  специального профессионально-технического  училища закрытого типа и Республиканской  специальной школы для детей  с девиантным поведением в  пос.Левченко) 

Раифское специальное  профессионально-техническое училище  относится к типу специальных  учебно-воспитательных учреждений закрытого  типа, находящихся в ведении органов  управления образованием. 

В соответствии с Законом Российской Федерации  «Об образовании» и Законом Российской Федерации «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в такие специальные  учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние в возрасте 11-18 восемнадцати лет, нуждающиеся в  особых условиях воспитания, обучения и специальном педагогическом подходе  в случаях, если они: 

1) не подлежат  уголовной ответственности в  связи с тем, что к моменту  совершения общественно опасного  деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная  ответственность; 

2) достигли возраста, предусмотренного Уголовным кодексом, но не подлежат уголовной ответственности  в связи с тем, что из-за  отставания в психическом развитии (не связанного с психическим  расстройством) не могли в момент  совершения общественно опасного  деяния в полной мере осознавать  общественную опасность своих  действий; 

3) осуждены за  совершение преступления средней  тяжести и освобождены судом  от наказания в порядке, предусмотренном  частью второй статьи 92 Уголовного  кодекса Российской Федерации. 

Основаниями для  помещения несовершеннолетних в  такие специальные учебно-воспитательных учреждений (школы и профессиональные училища) закрытого типа являются постановление  судьи или приговор суда. 

Несовершеннолетние  помещаются в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа до достижения ими возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Срок содержания несовершеннолетних в этих учреждениях  также не может превышать максимальный срок наказания, предусмотренный Уголовным  кодексом РФ за совершенные ими преступления. 

Администрация специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в соответствии со своими уставами или положениями: 

1) обеспечивает  специальные условия содержания  несовершеннолетних, включающие в  себя охрану территории учреждения; личную безопасность несовершеннолетних  и их максимальную защищенность  от негативного влияния; ограничение  свободного входа на территорию  указанного учреждения посторонних  лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода  с территории указанного учреждения  по собственному желанию; круглосуточное  наблюдение и контроль за несовершеннолетними,  в том числе во время, отведенное  для сна; проведение личного  осмотра несовершеннолетних и  их вещей, получаемых и отправляемых  писем, посылок или иных почтовых  сообщений; 

2) информирует  органы внутренних дел по месту  нахождения учреждения и по  месту жительства или месту  пребывания несовершеннолетних  о случаях их самовольного  ухода и совместно с органами  внутренних дел принимает меры  по их обнаружению и возвращению  в указанное учреждение; 

3) направляет  в комиссию по делам несовершеннолетних  и защите их прав по месту  жительства несовершеннолетнего  извещение о его выпуске из  данного учреждения не позднее  чем за один месяц до выпуска,  а также характеристику несовершеннолетнего  и рекомендации о необходимости  проведения с ним в дальнейшем  индивидуальной профилактической  работы и оказания ему содействия  в трудовом и бытовом устройстве; 

4) совместно  с комиссией по делам несовершеннолетних  и защите их прав готовит  представления в суд по вопросам: 

- перевода несовершеннолетних  в другие специальные учебно-воспитательные  учреждения закрытого типа (в  связи с их возрастом, состоянием  здоровья, а также в целях создания  наиболее благоприятных условий  для их исправления); 

- прекращения  пребывания несовершеннолетних  в указанном учреждении до  истечения срока, установленного  судом (если они ввиду исправления  не нуждаются в дальнейшем  применении этой меры воздействия); 

- продления срока  пребывания несовершеннолетних  в указанном учреждении в случае  необходимости завершения их  обучения. 

Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа – это  не тюрьма, а учебное заведение, где  подростки получают образование  и профессию, а значит, и возможность  зарабатывать честным путем. Тем  не менее, должностные лица этих учреждений имеют право: 

1) проводить  личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, получаемых  и отправляемых ими писем, посылок  или иных почтовых сообщений,  территории указанного учреждения, спальных, бытовых, других помещений  и находящегося в них имущества  в целях выявления и изъятия  предметов, запрещенных к хранению  в данных учреждениях; 

2) применять  в исключительных случаях в  течение минимально необходимого  времени меры физического сдерживания  (физическую силу) в пределах, не  унижающих человеческого достоинства,  в целях пресечения совершения  несовершеннолетними общественно  опасных деяний или причинения  ущерба своей жизни или здоровью  либо для устранения иной опасности,  непосредственно угрожающей интересам  других лиц или государства. 

О намерении  применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны  предварительно устно уведомить  несовершеннолетних, предоставив им время, достаточное для прекращения  противоправных деяний, за исключением  случаев, когда промедление в  применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия (в последующем о случае применения к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора). 

Представим иллюстрацию  того, как воплощается деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа по перевоспитанию и социальной реабилитации подростков с девиантным поведением, совершивших  общественно опасные и противоправные деяния, на конкретном примере –  работе Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской  спецшколы для детей с девиантным поведением в пос. Левченко. 

У Раифского  СПТУ – долгая история. Изначально, в 1934 году, оно образовалось как колония  для взрослых, затем его преобразовали  в детскую колонию, и лишь потом  – в спецучилище. Сегодня в  нем воспитываются подростки, направленные сюда изо всех уголков России. Правда все же, около половины воспитанников  Раифского СПТУ составляют все же мальчишки из Татарстана (а вот  спецПТУ для девочек в РТ пока нет вообще). 

В советские  времена в Раифском СПТУ насчитывалось  до 500-600 воспитанников. Сегодня контингент спецучилища составляет 120-130 юношей. 

У каждого из них на счету серьезные преступления: кражи, ограбления, изнасилования. Большинство  ребят – выходцы из неблагополучных  семей, с детства заброшенные  и отринутые взрослыми. Как правило, такие дети, что называется, обозлены на весь свет. В последние годы стала  заметнее еще одна тенденция: среди  воспитанников СПТУ заметно увеличилось  количество умственно отсталых. По подсчетам педагогов, сегодня их около половины.  

На территории училища расположено большое  хозяйство – школа, мастерские, спальный корпус, гаражи. Здание школы в Раифском спецучилище – просторное, со светлыми помещениями и даже со своим зимним садом. Учить таких подростков –  разболтанных, не привыкших к труду, зачастую напрочь забывших даже знания, дававшиеся в начальной школе  – занятие нелегкое. И, откровенно говоря, педагогический коллектив и  не ставит своей задачей довести  успеваемость своих воспитанников  до планки, существующей в «обычной»  школе. Главное для воспитанников  СПТУ, считают педагоги училища - это  не столько школьные успехи, сколько  обретение профессии, с чьей помощью  они смогут найти место в будущей  жизни.  

В училище, при  всей сложности труда педагогов  и мастеров, проблемы с кадрами  нет. Как правило, те, кто приезжает  в Раифу, здесь и оседают. Мастера  И.Рахмаев, А.Дьяков, Н.Ефимов, учителя  Е.Мангушева, Г.Байраков, воспитатели  Л.Яковлева, Р.Сафина от добра добра  не ищут. Зарплату платят вовремя, за полцены  снабжают овощами, жилье предоставляют, причем платить за него не приходится. Директор Чернов здесь уже 40-й год  и прощаться с училищем не торопится, хотя достается ему со всех сторон. Непросто содержать в трудные  времена такое хозяйство –  училище и поселок.  

Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением