Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Заключение
Использованная литература
При этом в процессе
коррекции реализуются
1. Воспитательная
– восстановление
2. Компенсаторная
– формирование у подростков
стремления компенсировать тот
или иной социальный
3. Стимулирующая
– активизация положительной
социально полезной предметно-
4. Корректирующая
– исправление отрицательных
качеств личности подростка и
применение разнообразных
Приемы коррекционно-
- снижение требований
к участнику взаимодействия до
достижения социальной и
- вовлечение
в коллективные виды
- организация
ситуаций, в которых ребенок может
достичь успехов, разработка
- демонстрация
и разъяснение позитивных
Следует, однако,
отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной
работы в условиях специальных учреждений
закрытого типа, безусловно, существует
своя специфика. Она заключается
в следующем:
- она осуществляется
в закрытых и изолированных
социальных учреждениях;
- ее объектом
являются подростки с
- часто она
подспудно ассоциируется как
суррогат или аналог
- иногда она
проводится в обстановке
- в идеале
она никогда не прекращается
с окончанием срока пребывания,
так как бывший воспитанник
нуждается в ресоциализации и
адаптации к внешнему миру;
- специалист, проводящий
воспитательно-коррекционную
2.2. Социальная
работа с детьми с девиантным
поведением в Республике
Раифское специальное
профессионально-техническое
В соответствии
с Законом Российской Федерации
«Об образовании» и Законом Российской
Федерации «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», в такие специальные
учебно-воспитательные учреждения помещаются
несовершеннолетние в возрасте 11-18
восемнадцати лет, нуждающиеся в
особых условиях воспитания, обучения
и специальном педагогическом подходе
в случаях, если они:
1) не подлежат
уголовной ответственности в
связи с тем, что к моменту
совершения общественно
2) достигли возраста,
предусмотренного Уголовным
3) осуждены за
совершение преступления
Основаниями для
помещения несовершеннолетних в
такие специальные учебно-
Несовершеннолетние
помещаются в специальные учебно-
Администрация
специальных учебно-
1) обеспечивает
специальные условия
2) информирует
органы внутренних дел по
3) направляет
в комиссию по делам
4) совместно
с комиссией по делам
- перевода несовершеннолетних
в другие специальные учебно-
- прекращения
пребывания несовершеннолетних
в указанном учреждении до
истечения срока,
- продления срока
пребывания несовершеннолетних
в указанном учреждении в
Специальное учебно-воспитательное
учреждение закрытого типа – это
не тюрьма, а учебное заведение, где
подростки получают образование
и профессию, а значит, и возможность
зарабатывать честным путем. Тем
не менее, должностные лица этих учреждений
имеют право:
1) проводить
личный осмотр
2) применять
в исключительных случаях в
течение минимально
О намерении
применить меры физического сдерживания
(физическую силу) должностные лица
специальных учебно-
Представим иллюстрацию
того, как воплощается деятельность
специальных учебно-
У Раифского
СПТУ – долгая история. Изначально,
в 1934 году, оно образовалось как колония
для взрослых, затем его преобразовали
в детскую колонию, и лишь потом
– в спецучилище. Сегодня в
нем воспитываются подростки, направленные
сюда изо всех уголков России. Правда
все же, около половины воспитанников
Раифского СПТУ составляют все же
мальчишки из Татарстана (а вот
спецПТУ для девочек в РТ пока
нет вообще).
В советские
времена в Раифском СПТУ насчитывалось
до 500-600 воспитанников. Сегодня контингент
спецучилища составляет 120-130 юношей.
У каждого из
них на счету серьезные преступления:
кражи, ограбления, изнасилования. Большинство
ребят – выходцы из неблагополучных
семей, с детства заброшенные
и отринутые взрослыми. Как правило,
такие дети, что называется, обозлены
на весь свет. В последние годы стала
заметнее еще одна тенденция: среди
воспитанников СПТУ заметно увеличилось
количество умственно отсталых. По
подсчетам педагогов, сегодня их
около половины.
На территории
училища расположено большое
хозяйство – школа, мастерские, спальный
корпус, гаражи. Здание школы в Раифском
спецучилище – просторное, со светлыми
помещениями и даже со своим зимним
садом. Учить таких подростков –
разболтанных, не привыкших к труду,
зачастую напрочь забывших даже знания,
дававшиеся в начальной школе
– занятие нелегкое. И, откровенно
говоря, педагогический коллектив и
не ставит своей задачей довести
успеваемость своих воспитанников
до планки, существующей в «обычной»
школе. Главное для воспитанников
СПТУ, считают педагоги училища - это
не столько школьные успехи, сколько
обретение профессии, с чьей помощью
они смогут найти место в будущей
жизни.
В училище, при
всей сложности труда педагогов
и мастеров, проблемы с кадрами
нет. Как правило, те, кто приезжает
в Раифу, здесь и оседают. Мастера
И.Рахмаев, А.Дьяков, Н.Ефимов, учителя
Е.Мангушева, Г.Байраков, воспитатели
Л.Яковлева, Р.Сафина от добра добра
не ищут. Зарплату платят вовремя, за полцены
снабжают овощами, жилье предоставляют,
причем платить за него не приходится.
Директор Чернов здесь уже 40-й год
и прощаться с училищем не торопится,
хотя достается ему со всех сторон.
Непросто содержать в трудные
времена такое хозяйство –
училище и поселок.
Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением