Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:07, курсовая работа
Целью работы является изучение вопроса социальной защиты детей из неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с целью в работе были решены следующие задачи:
- проанализированы понятия «сиротство» и «социальное сиротство»;
- исследована нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 5
1.1. Сиротство как социальное явление 5
1.2. Нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот 8
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 21
2.1. Ознакомление с социальными работниками и их деятельностью 21
2.2. Проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ОГЛАВЛЕНИЕ
Повышение эффективности социальной поддержки семей с детьми является одной из ключевых задач современной государственной семейной политики. В числе основных принципов Европейской социальной Хартии, к ратификации которой последовательно движется Россия, провозглашено, что семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на надлежащую общественную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития [13, с.54].
Действующая в настоящее время система государственной социальной поддержки семей с детьми претерпевает значительные изменения. Это в первую очередь связано с реализацией приоритетных национальных проектов, призванных обеспечить качественное улучшение услуг в сфере здравоохранения, образования и ЖКХ, а также сконцентрировать усилия государственных органов власти на сбережении человеческого потенциала. Важным здесь является факт поддержки высшими органами государственной власти взаимосвязи этих направлений социальной политики с положением семьи и демографической ситуацией в России. Программно-целевой механизм их реализации обеспечивает стабильность и стратегическую направленность реализуемых мер.
Вместе с тем в современной России ситуация усугубляется продолжающимися трансформациями, влияние которых сказывается прежде всего на семье, принимающей на себя основное влияние системных преобразований. Не все семьи успешно адаптируются к новым социально-экономическим реалиям жизни в стране. Этим, а также особенностями демографической ситуации России во многом обусловлен процесс роста числа неполных семей, распространение детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства.
В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем России является преодоление этих негативных явлений, создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе создание и деятельность институтов опеки и попечительства, профессиональной замещающей семьи. Эта работа требует системного комплексного подхода с учетом всех субъектов защиты прав детей – органов опеки и попечительства, действующих в регионах институтов уполномоченного по правам ребенка, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлений социальной защиты населения, Фонда для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и т. д. Этот процесс начал широко обсуждаться общественностью, профессионалами и экспертами. Поиск оптимальных решений ведется с учетом мирового опыта, привлечения СМИ, дискуссий, столкновений различных взглядов и концепций.
В связи с вышесказанным, актуальность выбранной темы курсовой работы не вызывает сомнения.
Соответственно целью работы является изучение вопроса социальной защиты детей из неблагополучных семей и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с целью в работе были решены следующие задачи:
- проанализированы понятия «сиротство» и «социальное сиротство»;
- исследована нормативно-правовая база социального обслуживания детей сирот;
- проанализирована сущность социальной защиты неблагополучных семей;
- изучена деятельность специалистов социальных педагогов с замещающей семьей;
- выявлены проблемы социальной работы с детьми-сиротами в условиях детского дома.
В настоящее время широко используются в обыденной речи и теоретических исследованиях два понятия: «сирота» («сиротство») и «социальный сирота» («социальное сиротство»).
Сиротство − социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [22, с. 179].
Понятие «социальное сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.
Социальная энциклопедия дает следующее определение интересующего нас понятия «социальный сирота»: «это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство» [11, с. 170].
В последние годы в России возник и широко употребляется в практике новый термин «социальное сиротство». В официальных документах в этом случае чаще идет речь о «детях, находящихся в трудной жизненной ситуации» [12, с. 9]. Этот термин используют для обозначения категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: несовершеннолетних, проживающих в неблагоприятных семьях подростков; отбывающих наказание в воспитательных колониях; детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Как видно, новый термин отличается большой широтой охвата детских проблем и определяет различные формы неблагополучия несовершеннолетних, что на сегодняшний день в российских социальных условиях более полно отражает объективную ситуацию.
Обобщив эти толкования, можно выделить следующие категории детей, оставшихся без попечения родителей: дети, чьи родители:
− умерли;
− лишены родительских прав;
− ограничены в родительских правах;
− признаны безвестно отсутствующими;
− недееспособны (ограничено дееспособны);
− отбывают наказание в исправительных колониях;
− обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
− уклоняются от воспитания;
− отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок был помещен временно.
На основании анализа имеющихся источников мы пришли к выводу, что целостной технологии, позволяющей оказывать помощь различного характера детям, оставшимся без попечения родителей, в условиях медицинского учреждения, так и не было разработано. Большинство исследователей проблемы социально-психологического и педагогического сопровождения (О.С. Газман, Н.Г. Осухова, Ю.В. Слюсарев и др.) опираются в своих работах на наблюдение за деятельностью и поведением человека в естественной социальной среде.
Проблемы детей, находящихся в детских домах, подробно исследованы М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Е.О. Смирновой, Н.М. Щеловановым. Огромный вклад в решение проблем, возникающих у детей, оставшихся без попечения родителей, внесли работы по социализации детей-сирот, которую охарактеризовали Б.З. Вульфов, И.Ф. Дементьева, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Л.И. Смагина и др.
Большое значение внесли положения о социально-педагогическом сопровождении личности, имеющие место в трудах Ф.А. Дистервега, В.П. Кащенко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
Существенное значение для развития педагогической деятельности в детском медицинском учреждении имеют концепции профилактической медицины и гигиенического воспитания, которые длительное время разрабатывались отечественными учеными (С.П. Боткин, И.И. Брехман, П.Ф. Лесгафт, М.Я. Мудров, Ф.Ф. Эрисман).
На сегодняшний день, по нашему мнению, наиболее оптимальной формой помощи детям, оставшимся без попечения родителей или оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в условиях медицинского учреждения может стать процесс социально-педагогического сопровождения детей этой категории.
Социально-педагогическое сопровождение – это комплексная технология, в основе которой лежит единство четырех функций:
− диагностики существа возникшей проблемы;
− информации о путях возможного решения проблемы;
− консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
− помощи при реализации плана решения.
Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Сущностной характеристикой процесса сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи.
Следует отметить, что в настоящее время не существует исследований, посвященных изучению педагогической деятельности в учреждениях системы здравоохранения по социально-педагогическому сопровождению детей, оставшихся без попечения родителей. Это очень важно изучать данное направление работы, вырабатывать новые технологии, модели деятельности и внедрять их в повседневную практику социальных педагогов и специалистов по социальной работе, детских медицинских учреждений.
Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами. Основными из них являются: «Декларация прав человека и гражданина»; «Декларация прав ребенка»; «Конвенция о правах ребенка». В частности, в принятой ЮНЕСКО «Конвенции о правах ребенка», направленной на обеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком» (ст. 20) [2].
Основополагающими
документами в системе
Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) [6], который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей.
Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, например, Постановление от 1 июля 1995 г. N 676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Это Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное Типовое положение выполняет функции примерного. Важную роль в осуществлении социальной помощи детям-сиротам играют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства образования, МВД и т.д.), а также правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации проводится целенаправленная и планомерная работа по реализации федеральных законов и других нормативных актов, закрепляющих их права, выделяются из бюджетов необходимые средства на содержание этой категории детей в государственных учреждениях, выплачиваются пособия на детей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся у родственников, в приемных семьях.
Так, только в
интернатных учреждениях