Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.

Задачи:

1. Определить понятие и виды девиантного поведения.

2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.

3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.

4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.

Содержание

Введение

1. Понятие и причины девиантного поведения

1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды

1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению

2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением

2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением

2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

курсач Образцов.docx

— 44.56 Кб (Скачать)

Главная гордость училища – его мастерские: токарные, слесарные, столярные, строительные, где  готовят штукатуров-маляров и  каменщиков. У всех учащихся есть свое рабочее место, полный набор рабочих  инструментов.  

Конечно, сама по себе профессия, обретенная в училище, - еще не билет в нормальную жизнь. Многое зависит от того, в какое  окружение попадет подросток  после училища. В дурную компанию – так скоро последует новый  срок. Но профессия – все же шанс перекроить судьбу. И тех, кому это  удается, не так уж мало. Как правило, только они и пишут потом письма бывшим наставникам, рассказывая, как  сложилась жизнь за стенами училища. Некоторые родители, озабоченные  этим, к моменту выпуска из училища  даже в другой город переезжают, чтобы вырвать сына из сгубившей  его среды. 

Профессиональные  навыки приобретаются не только в  стенах мастерских, важно ведь еще  и приохотить к делу. Трудовое воспитание трудных подростков – традиция со времен А.С.Макаренко. Теперь, правда, ей следуют не только из уважения к  известному педагогу. Жизнь заставляет. Средства из российского бюджета  выделяется по двум статьям: на питание-обмундирование и на зарплату персонала. А ведь училище  – своего рода государство в государстве. Кроме своего хозяйства, на его попечении  весь поселок, половина жителей которого работает в училище, все жилье, магазин, баня, клуб. Денег на хозяйственные  нужды в бюджете не хватает, поэтому  раифцы их зарабатывают и в мастерских, и в своем подсобном хозяйстве, и обрабатывая соседские поля. 

Помощь соседним хозяйствам и работа на 84 гектарах земли, принадлежащей училищу, позволяет  весь год обеспечивать столовую СПТУ мясом, яйцами, картофелем, овощами. 

Самая ходовая  продукция мастерских – насосы К-8-18. Их и продают, и обменивают на необходимые  производству материалы. Хорошо расходится и слесарно-монтажный инструмент, столярные изделия – рамы, двери, табуретки. Занимаются бригады училища  ремонтом и строительством жилья, производственных помещений. Словом, все так, как было у А.С.Макаренко. 

А еще учащиеся СПТУ охотно помогают сотрудникам Раифского  заповедника и монахам Раифского  монастыря. Казалось бы, странно: СПТУ для правонарушителей расположено  в заповеднике да еще и «под боком» у монастыря. Но, видимо, ничего в этом мире случайного не бывает. Такое  соседство – еще один шанс, подаренный этим ребятам судьбой. Есть, видимо, что-то трогающее их душу в заповедных этих местах. Не случайно же эти ребята каждый уголок в спальнях заставляют комнатными цветами. Поражающий контраст: «цветущие» подоконники и окна, глядящие на забор с колючей проволокой. А в монастыре ребята подолгу  стоят перед иконами. Замаливать каждому из них есть что. Наместник  Раифского монастыря отец Всеволод ребят привечает, некоторые из них  даже стали послушниками. Так Раифское СПТУ для многих подростков оказывается нежданным спасением [21; 4].  

Раифское СПТУ предназначено для социальной реабилитации девиантных подростков, возраст которых  уже достиг 16 лет. Однако подростковая преступность начинается не с этого  возраста, а гораздо раньше.  

Согласно Уголовному кодексу, до 14 лет дети по возрасту не подпадают под уголовное преследование, т.е. не могут считаться преступниками  в силу их возрастной несознательности. Какое бы деяние они не совершили, даже если это убийство, оно не считается  преступлением. Соответственно, раз  нет преступления, подросткам не положено и наказание, а только перевоспитание. 

Функция перевоспитания таких юных «не преступников»  возложена на общество и государство. До 2003 года в Татарстане не было ни одного учебно-воспитательного учреждения для данной категории детей и  подростков с девиантным поведением. Это создавало массу проблем. После раскрытия органами правоохранения очередного преступления, совершенного детьми до 14 лет, их можно было поместить  лишь в Центр временной изоляции, а после истечения 45 суток их пребывания приходилось отпускать их домой [12; 32]. И, так как эти дети, несмотря ни на что, должны еще и учиться, этих маленьких воров, грабителей и убийц  приходилось сажать за парты рядом  с обычными детьми.   

Несмотря на всю злободневность, в республике этот вопрос долго не мог решиться. И лишь совсем недавно, в январе 2003 года, в пос.Левченко г.Казани открылась  долгожданная Республиканская специальная  школа для детей с девиантным поведением. По решению суда за различные  правонарушения в нее направляются ребята, не достигшие возраста уголовной  ответственности. 

Всего школа  рассчитана на 100 воспитанников - мальчишек  в возрасте с 11 до 13 лет включительно. Однако на сегодняшний день в этой школе пока 54 воспитанника (из-за того, что еще не полностью отремонтирован второй корпус школы). По существующим правилам, в каждом классе должно быть не 30-40 учеников, как в обычной школе, а только по 8-10.  

Здесь нет традиционной для колоний колючей проволоки. Зачем, ведь сбежать можно отовсюду, было бы желание. Поэтому нужно, чтобы  этого желания просто не возникало. Этого и пытается добиться воспитательный коллектив, в состав которого, помимо воспитателей и школьных учителей, входят психологи (2 штатные единицы), социальные педагоги (2), специалисты  по социальной работе (2), юрист (1) и др. 

Основное кредо  воспитательной системы в спецшколе  – поддержание дисциплины. Практически  все из ее воспитанников – отъявленные  хулиганы. До того, как попасть в  спецшколу, они воровали, вымогали, поджигали, угоняли и т.д. Многие из них уже и забыли, когда в  последний раз сидели за партами. Так что учителям приходится начинать буквально с самых азов: какие  бывают буквы, какие цифры. До занятий, по распорядку, - линейка, где педагоги убеждают их в пользе знаний и преимуществах  правильного образа жизни. После  уроков подростки осваивают слесарное  и швейное дело, расчищают снег в школьном дворе и т.д. Вечером  – домашние задания, тренажерный  зал, библиотека. А вот по телевизору позволено смотреть только новости  и «безобидные» телепередачи: юмористические или про животных.  

Конечно, полностью  перевоспитать всех воспитанников  спецшколы невозможно. Характер у  человека формируется к трем-пяти годам. Но вот подкорректировать, поправить, развить хорошее, а плохое, наоборот, заглушить – это, считает директор спецшколы Юрий Даутов (кстати, прежде работавший замдиректором Раифского  СПТУ), реально [11; 2]. На это в основном и ориентируется воспитательный коллектив данной спецшколы.

Заключение 

Чтобы бороться с ростом девиантного поведения  среди детей и подростков, требуются  подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемыми на организационном уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения. 

Проблема подросткового  девиантного поведения имеет  психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня  государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется  позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в  общественной сфере. Резко сократилось  производство детских и юношеских  художественных и мультипликационных фильмов; разрушена сеть детских  специализированных кинотеатров; цены на детские книжные издания чрезмерно  высоки; такое мощное средство нравственного  воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью  использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует  повышение педагогической и психологической  культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции – предупреждение и коррекцию неблагоприятных  явлений социальной дезадаптации подрастающего  поколения. 

Правозащитная деятельность социальных работников в  системе пенитенциарных учреждений в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно  связаны с общими тенденциями  развития социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное процесса их последующей  ресоциализации [29; 235].  

 

Использованная  литература 

1.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 352 с.: ил. 

2.      Гоголева А.В. Аддиктивное поведение  и его профилактика. – М.: Московский  психолого-социальный институт; Воронеж:  Издательство НПО «МОДЭК», 2002. –  240 с. 

3.      Дармодехин С.В. Семья как объект  государственной политики. – М.: Государственный НИИ семьи и  воспитания. – 1998. – 206 с. 

4.      Ерашов В.Б. Роль участковых  уполномоченных милиции и сотрудников  подразделений по делам несовершеннолетних  в профилактике семейного неблагополучия /Предупреждение наркомании: социальная  стратегия, тактика и опыт организации:  Сборник материалов Регионального  научно-практич. семинара. В 2-х  ч.: Ч.1. /Под общ. ред. министра  социальной защиты РТ, к.с.н. К.Н.Новиковой,  к.ф.н. Н.Н.Ислановой. – Казань, 2003. – С.38-45. 

5.      Журавлев В.С. Почему агрессивны  подростки? //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.134-136. 

6.      Каримуллина Ф.Ф. Информация о  решении проблем детской беспризорности  и безнадзорности несовершеннолетних  в Республике Татарстан /Предупреждение  наркомании: социальная стратегия,  тактика и опыт организации:  Сборник материалов Регионального  научно-практического семинара. В  2-х ч.: Ч.1. /Под общ. ред. министра  социальной защиты РТ, к.с.н. К.Н.Новиковой,  к.ф.н. Н.Н.Ислановой. – Казань, 2003. – С.90-91. 

7.      Клейберг Ю.А. Психология девиантного  поведения: Учебное пособие для  вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –  160 с.  

8.      Клиническая психология в социальной  работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.А.Маршинин, М.В.Голубев,  Н.Н.Ямщикова и др.; Под ред.  Б.А.Маршинина. – М.: Издательский  центр «Академия», 2002. – 224 с. 

9.      Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки  смутного времени /К проблеме  социализации старшеклассников. //Социологические  исследования, 1998. - №8. – С. 56-61. 

10.  Крэйхи  Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: «Питер», 2003. – 336 с. 

11.  Мачнева  О. В Казани открылась школа  для «плохишей» //Вечерняя Казань. – 14.01.2003. - №7 (2530). – С.2. 

12.  Мачнева  О. Малолетних убийц отпустили  по домам по истечении 45 «перевоспитательных»  суток //Вечерняя Казань. – 21.08.2002. – С.3. 

13.  Менделевич  В.Д. Структура девиантных форм  поведения в условиях масштабных  социально-психологических перемен  /Система социальной работы в  условиях переходного периода:  принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич.  конференции. – Казань, 1998. - С.135-137. 

14.  О Концепции  совершенствования государственной  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних  в современных условиях. Решение  Межведомственной комиссии по  делам несовершеннолетних при  Правительстве Российской Федерации  от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья в России, 1998. - №3-4. - С.125-148.  

15.  Об основах  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24.06.1999 г.  №120-ФЗ. 

16.  Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации. Федеральный закон  от 24.07.1998 г. №124-ФЗ. 

17.  Отечественная  социальная педагогика: Хрестоматия:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. и авт. предисл.  Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003. – 384 с. 

18.  Плоткин  М.М., Камаева Г.И. Педагогические  аспекты социальной реабилитации  детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2. - С.118-130. 

19.  Плоткин  М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие  как фактор девиантного поведения  детей //Семья в России, 1997. –  №2. - С.90-102. 

20.  Психологическая  энциклопедия. 2-е изд. /Под ред.  Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.: ил. 

21.  Сайганова  С. Высокий забор и цветы  на подоконнике //Время и Деньги. – 18.12.1998. - №173-174 (474-475). – С.4. 

22.  Селиванова  З.К. Смысложизненные ориентации  подростков. //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.87-92. 

23.  Смелзер  Н. Социология: пер. с англ. –  М.: Феникс, 1994. – 688 с. 

24.  Социально-психологические  причины приобщения подростков  к наркотикам /Итоги социологических  исследований, проведенных в учебных  учреждениях г.Казани по проблемам  подростковой наркомании. – Казань, 2000. – 12 с.  

25.  Степанов  В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.  учеб. заведений. – 3-е изд., перераб.  И доп. –М.: Издательский центр  «Академия», 2001. – 336 с. 

Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением