Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
1.1. Содержание понятия «девиантное поведение» и его виды
1.2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
2.2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан (на примере деятельности Раифского специального профессионально-технического училища закрытого типа и Республиканской специальной школы для детей с девиантным поведением в пос.Левченко)
Заключение
Использованная литература
Главная гордость
училища – его мастерские: токарные,
слесарные, столярные, строительные, где
готовят штукатуров-маляров и
каменщиков. У всех учащихся есть свое
рабочее место, полный набор рабочих
инструментов.
Конечно, сама по
себе профессия, обретенная в училище,
- еще не билет в нормальную жизнь.
Многое зависит от того, в какое
окружение попадет подросток
после училища. В дурную компанию
– так скоро последует новый
срок. Но профессия – все же шанс
перекроить судьбу. И тех, кому это
удается, не так уж мало. Как правило,
только они и пишут потом письма
бывшим наставникам, рассказывая, как
сложилась жизнь за стенами училища.
Некоторые родители, озабоченные
этим, к моменту выпуска из училища
даже в другой город переезжают,
чтобы вырвать сына из сгубившей
его среды.
Профессиональные
навыки приобретаются не только в
стенах мастерских, важно ведь еще
и приохотить к делу. Трудовое воспитание
трудных подростков – традиция со
времен А.С.Макаренко. Теперь, правда, ей
следуют не только из уважения к
известному педагогу. Жизнь заставляет.
Средства из российского бюджета
выделяется по двум статьям: на питание-обмундирование
и на зарплату персонала. А ведь училище
– своего рода государство в государстве.
Кроме своего хозяйства, на его попечении
весь поселок, половина жителей которого
работает в училище, все жилье, магазин,
баня, клуб. Денег на хозяйственные
нужды в бюджете не хватает, поэтому
раифцы их зарабатывают и в мастерских,
и в своем подсобном хозяйстве,
и обрабатывая соседские поля.
Помощь соседним
хозяйствам и работа на 84 гектарах земли,
принадлежащей училищу, позволяет
весь год обеспечивать столовую СПТУ
мясом, яйцами, картофелем, овощами.
Самая ходовая
продукция мастерских – насосы К-8-18.
Их и продают, и обменивают на необходимые
производству материалы. Хорошо расходится
и слесарно-монтажный
А еще учащиеся
СПТУ охотно помогают сотрудникам Раифского
заповедника и монахам
Раифское СПТУ
предназначено для социальной реабилитации
девиантных подростков, возраст которых
уже достиг 16 лет. Однако подростковая
преступность начинается не с этого
возраста, а гораздо раньше.
Согласно Уголовному
кодексу, до 14 лет дети по возрасту не
подпадают под уголовное
Функция перевоспитания
таких юных «не преступников»
возложена на общество и государство.
До 2003 года в Татарстане не было ни одного
учебно-воспитательного
Несмотря на
всю злободневность, в республике
этот вопрос долго не мог решиться.
И лишь совсем недавно, в январе 2003
года, в пос.Левченко г.Казани открылась
долгожданная Республиканская специальная
школа для детей с девиантным
поведением. По решению суда за различные
правонарушения в нее направляются
ребята, не достигшие возраста уголовной
ответственности.
Всего школа
рассчитана на 100 воспитанников - мальчишек
в возрасте с 11 до 13 лет включительно.
Однако на сегодняшний день в этой
школе пока 54 воспитанника (из-за того,
что еще не полностью отремонтирован второй
корпус школы). По существующим правилам,
в каждом классе должно быть не 30-40 учеников,
как в обычной школе, а только по 8-10.
Здесь нет традиционной
для колоний колючей проволоки.
Зачем, ведь сбежать можно отовсюду,
было бы желание. Поэтому нужно, чтобы
этого желания просто не возникало.
Этого и пытается добиться воспитательный
коллектив, в состав которого, помимо
воспитателей и школьных учителей,
входят психологи (2 штатные единицы),
социальные педагоги (2), специалисты
по социальной работе (2), юрист (1) и др.
Основное кредо
воспитательной системы в спецшколе
– поддержание дисциплины. Практически
все из ее воспитанников – отъявленные
хулиганы. До того, как попасть в
спецшколу, они воровали, вымогали,
поджигали, угоняли и т.д. Многие
из них уже и забыли, когда в
последний раз сидели за партами.
Так что учителям приходится начинать
буквально с самых азов: какие
бывают буквы, какие цифры. До занятий,
по распорядку, - линейка, где педагоги
убеждают их в пользе знаний и преимуществах
правильного образа жизни. После
уроков подростки осваивают слесарное
и швейное дело, расчищают снег
в школьном дворе и т.д. Вечером
– домашние задания, тренажерный
зал, библиотека. А вот по телевизору
позволено смотреть только новости
и «безобидные» телепередачи: юмористические
или про животных.
Конечно, полностью перевоспитать всех воспитанников спецшколы невозможно. Характер у человека формируется к трем-пяти годам. Но вот подкорректировать, поправить, развить хорошее, а плохое, наоборот, заглушить – это, считает директор спецшколы Юрий Даутов (кстати, прежде работавший замдиректором Раифского СПТУ), реально [11; 2]. На это в основном и ориентируется воспитательный коллектив данной спецшколы.
Заключение
Чтобы бороться
с ростом девиантного поведения
среди детей и подростков, требуются
подходы, сочетающие работу на индивидуальном
уровне с мерами, предпринимаемыми
на организационном уровне школы, внешкольных
спортивных, культурно-досуговых и других
учреждений. Требуются меры, предпринимаемые
на общесоциальном уровне, чтобы создать
такой социальный климат, в котором признается
вся серьезность подросткового девиантного
поведения.
Проблема подросткового
девиантного поведения имеет
психологические, педагогические, социальные,
юридические и др. аспекты. Несмотря
на все предпринимаемые сегодня
государственные меры, воспитательный
потенциал семьи недостаточно подкрепляется
позитивными тенденциями в
Правозащитная
деятельность социальных работников в
системе пенитенциарных учреждений
в России еще только формируется.
Однако его перспективы тесно
связаны с общими тенденциями
развития социального обслуживания
и диктуются настоятельной
Использованная
литература
1.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.
– СПб.: Издательство «Питер», 1999.
– 352 с.: ил.
2.
Гоголева А.В. Аддиктивное
3.
Дармодехин С.В. Семья как
4.
Ерашов В.Б. Роль участковых
уполномоченных милиции и
5.
Журавлев В.С. Почему
6.
Каримуллина Ф.Ф. Информация о
решении проблем детской
7.
Клейберг Ю.А. Психология
8.
Клиническая психология в
9.
Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки
смутного времени /К проблеме
социализации старшеклассников. //Социологические
исследования, 1998. - №8. – С. 56-61.
10. Крэйхи
Б. Социальная психология
11. Мачнева
О. В Казани открылась школа
для «плохишей» //Вечерняя Казань.
– 14.01.2003. - №7 (2530). – С.2.
12. Мачнева
О. Малолетних убийц отпустили
по домам по истечении 45 «перевоспитательных»
суток //Вечерняя Казань. – 21.08.2002.
– С.3.
13. Менделевич
В.Д. Структура девиантных
14. О Концепции
совершенствования
15. Об основах
системы профилактики
16. Об основных
гарантиях прав ребенка в
17. Отечественная
социальная педагогика: Хрестоматия:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений /Сост. и авт. предисл.
Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский
центр «Академия», 2003. – 384 с.
18. Плоткин
М.М., Камаева Г.И. Педагогические
аспекты социальной
19. Плоткин
М.М., Ширинский В.И. Семейное
20. Психологическая
энциклопедия. 2-е изд. /Под ред.
Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер,
2003. – 1096 с.: ил.
21. Сайганова
С. Высокий забор и цветы
на подоконнике //Время и
22. Селиванова
З.К. Смысложизненные
23. Смелзер
Н. Социология: пер. с англ. –
М.: Феникс, 1994. – 688 с.
24. Социально-психологические
причины приобщения подростков
к наркотикам /Итоги социологических
исследований, проведенных в учебных
учреждениях г.Казани по
25. Степанов
В.Г. Психология трудных
Информация о работе Основные направления социальной работы с детьми с девиантным поведением