Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа
Цель исследования – на основе анализа теоретического материала и практического опыта определить основные тенденции, перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства на примере Тюменской области.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. Исследовать основные направления развития российской государственной политики в области занятости и трудоустройства;
2. Проанализировать правовое регулирование трудоустройства;
3. Выявить достоинства и недостатки законодательства о трудоустройстве и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой;
4. Изучить практику применения нормативно-правовых актов о занятости и трудоустройстве;
5. В заключении - подвести итоги проделанной работы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ ……… 7
1.1.Занятость населения и трудоустройство: социально-правовой аспект …...... 7
1.2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство на современном этапе …………………………...……………. 21
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ……………………………………...... 30
2.1. Основные направления государственной политики в области занятости..30
2.2. Разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения ………………………………………..………. 38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………… 55
3.1. Правовое регулирование трудоустройства и занятости в Тюменской области …………………………………………………………….......................... 55
3.2. Перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства населения в Тюменской области ……………………………..................................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………........ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. …..78
Если попытаться дать общую характеристику принятых за последние годы законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок защиты прав и интересов граждан в области занятости, то нельзя не отметить, что эти акты еще далеки от совершенства. Они, во-первых, не охватывают всю гамму взаимоотношений между гражданами, предпринимателями и государством, как это должно быть в государстве с развитыми рыночными отношениями. Так, как этому учит мировой опыт. 23
Во-вторых, они по разным причинам недостаточно подробно проработаны, нередко изложены схематично, что затрудняет их понимание и вызывает необходимость применения различного рода специальных инструкций, разъяснений и т.п., нередко искажающих смысл этих актов.
Причины несовершенства законодательных и иных правовых нормативных актов о занятости населения различны. Например, одна из них заключается, по нашему мнению, в том, что еще не сложился институт государственных служащих, способных на высоком профессиональном уровне разрабатывать различного рода руководящие документы, применяемые в условиях рыночной экономики.
Главная же причина того, что законодательство о занятости еще не совершенно, кроется, скорее всего, в неразвитости рыночных отношений, спонтанно и молниеносно возникших в нашей стране, в силу чего они еще окончательно не сложились, к тому же не полностью введены в рамки закона.
Поэтому, в известной степени, рыночные отношения развиваются произвольно. Многих законодательных актов, необходимых для создания цивилизованного рынка, попросту еще нет, а если они и есть, то требуются годы, чтобы их добросовестное применение стало повседневной практикой, вошло в обычай.
Нельзя к тому же оставить в стороне тот факт, что применение законов и иных нормативных правовых актов крайне затрудняется тем, что в них вносятся многочисленные изменения и дополнения. В частности, в сам Закон о занятости населения изменения и дополнения вносились 13 раз. Соответствующее количество раз эти изменения и дополнения вносились в соответствующие нормативные правовые акты, а также в многочисленные служебные документы организаций.24
Итак, далее автор рассмотрит вопросы государственной политики в области занятости и трудоустройства.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
2.1. Основные направления государственной политики в области занятости в РФ
Механизм регулирования
занятости населения
Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.
Все меры по регулированию занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные); по источнику финансирования.
Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).
Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам).25
Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных программ содействия занятости. В настоящее время можно выделить три уровня программ обеспечения занятости населения:
- федеральный;
-субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);
- местный (на территории муниципального образования).
Каждая программа
в общем виде состоит из четырех
блоков: аналитического, программно-целевого,
ресурсно-обеспечивающего, организационно-
Итак, в нашей стране законодательство о занятости населения установило систему мер по регулированию и организации занятости населения. В эту систему мер, в частности, входят:
1. Регулирование занятости населения. Государство разрабатывает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направление на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрения гибких режимов труда, и другие меры, способствующие сохранению и развитию системы рабочих мест.
2. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
3. Организация общественных работ. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организует в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.26
Государство гарантирует ряд видов социальной поддержки безработным:
- выплату пособия по безработице;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.27
Целями государственного регулирования занятости являются содействие трудоустройству безработных и их материальная поддержка, повышение квалификации трудового потенциала страны и согласование решений в области развития экономики с основными мерами по регулированию рынка труда и социальной поддержки безработных. Исходя, из принципов социального партнерства эти вопросы решаются на федеральном уровне.
В роли основных субъектов принятия решений выступают Правительство Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости и Всероссийский совет независимых профсоюзов с их отраслевыми и региональными службами и подразделениями, а также другие заинтересованные органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации и объединения. Общее управление в области труда и занятости возложено на Федеральную службу по труду и занятости, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы. Федеральная служба вместе с подведомственными ей организациями, учреждениями и соответствующими органами субъектов федерации образует единую государственную систему управления социально-трудовыми отношениями и разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальных вопросов в Российской Федерации.28
Политика занятости
на современном этапе социально-
Итак, необходимость вмешательства государства в регулирование отношений в сфере занятости и трудоустройства вытекает также из международно-правовых документов. В частности, ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят ООН в 1966 году) признает, что право на труд включает в себя право каждого на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Одновременно в названном пакте фиксируется обязанность государств предпринимать надлежащие меры к обеспечению права на труд (к числу которых можно отнести и мероприятия по содействию занятости населения, проводимые, например, государственной службой занятости).
Содействие странам
в повышении производительной
и свободно избранной
Основные направления государственной политики Российской Федерации в рассматриваемой сфере перечисляются в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991г. N 1032-1 , с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о занятости), в соответствии с которым государство проводит политику содействия реализации прав граждан, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В частности, государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в осуществлении права на добровольный труд в сочетании с разработкой специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, женщин, лиц, впервые ищущих работу, и др.)32
В реализации указанных направлений государственной политики значительная роль должна принадлежать правовым нормам. Анализ же действующего российского законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости и трудоустройства, не позволяет сделать вывод о существовании эффективного механизма правового регулирования в данной сфере. Вместе с тем проблемы, возникающие в сфере занятости и трудоустройства, относятся к числу наиболее актуальных в России. Известно, что сегодня в качестве основной предпосылки трудоустройства выступает безработица, которая приводит к различным негативным последствиям социального, экономического и психологического характера.
Необходимость вмешательства государства в сферу занятости и трудоустройства, в том числе посредством разработки правовых норм, вызвана также ростом миграции в России. Согласно статистическим данным, только в 2005 году общая численность прибывших в Российскую Федерацию граждан в целях постоянного проживания составляла 243,3 тысячи человек, в то время как покинули Россию всего лишь 32,5 тысячи человек, применительно к Тюменской области - с января 2008 года по апрель 2008 года численность прибывших в Российскую Федерацию граждан в целях постоянного проживания составила 15 тысяч человек33.
Таким образом, государственную политику в области содействия занятости населения Закон о занятости определяет в ст. 5. Она включает:
- развитие трудовых ресурсов;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации без какой-либо дискриминации;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы;
- обеспечение социальной защиты в области занятости разным группам населения;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- международное сотрудничество в области занятости и др.
Анализируя структуру и содержание закона о занятости, нельзя не заметить, что большая часть закона посвящена гарантиям социальной поддержки безработных (выплате пособий по безработице, стипендий на период переобучения по направлению службы занятости), в то время как основные права граждан в сфере трудоустройства не конкретизированы, а принципы правового регулирования занятости и трудоустройства не систематизированы. Вместе с тем следовало бы включить в Закон о занятости положения, определяющие права и ответственность органов исполнительной власти, участвующих в разработке и реализации государственной политики. При характеристике права на трудоустройство и иных прав в сфере занятости отдельных категорий населения целесообразно в большей степени применить адресный подход (зависимость объема гарантий от среднедушевого дохода и иных социально-экономических показателей). Как справедливо отмечалось в юридической литературе, российский Закон о занятости представляет собой в большинстве его норм обязательственный акт, и в этом смысле трудно не согласиться с предложением о переименовании названного закона, например в Закон о государственных гарантиях населению в сфере занятости (в том случае, если логика закона не изменится).34
В настоящее время Закон о занятости, который по оценкам как теоретиков, так и практиков не отвечает требованиям комплексного нормативно-правового акта. Последнее не позволяет рассматривать Закон о занятости в качестве источника, в достаточной степени полно и грамотно регулирующего все аспекты общественных отношений, складывающихся в сфере занятости и трудоустройства.