Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа
Цель исследования – на основе анализа теоретического материала и практического опыта определить основные тенденции, перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства на примере Тюменской области.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. Исследовать основные направления развития российской государственной политики в области занятости и трудоустройства;
2. Проанализировать правовое регулирование трудоустройства;
3. Выявить достоинства и недостатки законодательства о трудоустройстве и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой;
4. Изучить практику применения нормативно-правовых актов о занятости и трудоустройстве;
5. В заключении - подвести итоги проделанной работы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ ……… 7
1.1.Занятость населения и трудоустройство: социально-правовой аспект …...... 7
1.2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство на современном этапе …………………………...……………. 21
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ……………………………………...... 30
2.1. Основные направления государственной политики в области занятости..30
2.2. Разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения ………………………………………..………. 38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………… 55
3.1. Правовое регулирование трудоустройства и занятости в Тюменской области …………………………………………………………….......................... 55
3.2. Перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства населения в Тюменской области ……………………………..................................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………........ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. …..78
Таким образом, если в общественных работах принимают участие иные категории граждан, например граждане, пользующиеся преимущественным правом на участие в таких работах, то органы местного самоуправления уже не имеют права участвовать в организации и финансировании проведения таких работ. Такое положение вряд ли можно признать оправданным. Полагаем, что органам местного самоуправления должно быть предоставлено право участвовать в организации общественных работ безотносительно к тому, для каких граждан данные работы организуются. Кроме того, такую норму не следует излагать в виде отдельной статьи Закона. Поскольку никаких иных прав, кроме права на участие в организации и проведении общественных работ, органам местного самоуправления в ст. 7.2 Закона не предоставляется, данную норму следовало бы включить в ст. 24 Закона, регламентирующую организацию общественных работ.
Если же законодатель хотел предоставить органам местного самоуправления право участвовать в оказании содействия занятости населения, то так и надо было указать в Законе. Такое участие, помимо права участвовать в организации общественных работ, могло быть выражено, например, в предоставлении органам местного самоуправления права участвовать в реализации территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Следует обратить внимание на несоблюдение законодателем единства терминологии. Так, Закон о занятости в ныне действующей редакции именует граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области занятости, гражданами, "испытывающими трудности в поиске работы", исключив из Закона такое понятие, как "граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы". При этом в подп. 7 п. 1 ст. 7.1 Закона о занятости в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ законодатель вновь возвращается к понятию "граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы".55
Само по себе употребляемое в действующей редакции Закона о занятости понятие граждан, испытывающих трудности в поиске работы, довольно широкое. Можно считать всех граждан, обратившихся в органы службы занятости, гражданами, испытывающими трудности в поиске работы, поскольку, если бы они не испытывали таких трудностей, то нашли бы работу самостоятельно, без содействия органов службы занятости. Исходя из того, что социальная защита - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, а социальная поддержка гарантируется только безработным гражданам, именовать перечисленные в Законе категории граждан гражданами, особо нуждающимися в социальной защите, не гарантируя им при этом социальной поддержки, в терминологическом отношении не совсем корректно. Однако, учитывая стремление законодателя к употреблению ранее существовавшего в Законе о занятости понятия, длительный период его употребления, представляется возможным вернуться к привычной терминологии и именовать категорию граждан, которым Законом предоставляются дополнительные гарантии в области занятости, "гражданами, особо нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы".56
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Правовое регулирование трудоустройства и занятости в Тюменской области
Ситуация на рынке труда складывается под влиянием социально-экономических процессов, происходящих в области.
Экономически активное население на начало декабря 2007г. достигло 653,5 тыс. человек (почти каждый второй житель), уменьшившись по сравнению с соответствующей датой предыдущего года на 0,9%. В экономике было занято 94% экономически активного населения, остальные (6%), по методологии Международной организации труда, находились в состоянии активного поиска работы и определяли уровень общей безработицы. За год численность занятых в экономике увеличилась на 1,6%, численность безработных сократилась на 28,1%. Уровень зарегистрированной безработицы с 1,95 снизился к концу декабря 2007г. до 1,33%, численность безработных сократилась на 26% к уровню 2006г.
Среднесписочная численность работников в январе-ноябре т.г. увеличилась на 3,4% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, составив 437,0 тыс. человек. В организациях (без субъектов малого предпринимательства) трудилось 78% общей численности работающих. Из них большая часть были заняты в организациях обрабатывающих производств (13%); образования (13%); транспорта и связи (12%); здравоохранения и предоставления социальных услуг (11%); государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения (9%); сферы операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (8%); строительства (7%); сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (7%); оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (7%).
Значительно увеличился среднесписочный состав работников в таких сферах, как деятельность воздушного транспорта (в 3,3 раза); вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования (в 2,1раза); деятельность общественных организаций (в 2 раза); аренда машин и оборудования без оператора, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования (на 66%); добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (на 60%); торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт (на 39%); химическое производство (на 32%).
Сокращение численности работников произошло, в основном, на водном транспорте (на 33%), в производстве целлюлозы, древесной массы, картона и изделий из них (на 31%); рыболовстве и рыбоводстве (на 18%), операциях с недвижимым имуществом (на 13%), производстве нефтепродуктов (на 9%).
Потребность в рабочей силе в конце декабря 2007г. определялась наличием 27 тыс. свободных рабочих мест против 21 тыс. на ту же дату 2006г. При этом коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с 0,6 до 0,3 человека на одну вакансию.
Уровень жизни населения. За январь-ноябрь 2007г. доходы в расчете на душу населения составили 12,2 тыс. рублей, прирост в номинальном выражении по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года достиг 22%. Реальные располагаемые денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей и с корректировкой на индекс потребительских цен) выросли на 13,5%.
Вклады населения, включая инвалютные, в учреждениях Сбербанка на начало 2008г. достигли 18,1 млрд. рублей и увеличились относительно аналогичной даты предыдущего года на 25,6%. В среднем остатки вкладов в расчете на душу населения составили 13,7 тыс. рублей (на начало 2007г. – 10,9 тыс. рублей). По данным Главного управления Центрального банка РФ по Тюменской области, общая сумма вкладов населения в кредитных учреждениях достигла 25,6 млрд. рублей или 19,4 тыс. рублей в расчете на каждого жителя.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась по сравнению с январем-ноябрем предыдущего года в номинальном (на 26,1%) и реальном (на 16,0%) исчислении и составила 15,3 тыс. рублей. Более высокий уровень оплаты труда, относительно средней по территории, отмечался в сфере добычи сырой нефти и природного газа (33,0 тыс. рублей или выше в 2,1 раза), научных исследований и разработок (32,4 тыс. рублей или выше в 2,0 раза), финансового посредничества (31,8 тыс. рублей или выше в 2,0 раза). Не достигла среднего уровня среднемесячная начисленная заработная плата одного работника (11,3 тыс. рублей или 70% от средней по территории) в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, в образовании – 11,0 тыс. (69%).
Наиболее низкий уровень оплаты труда наблюдался в организациях рыболовства и рыбоводства (8,0 тыс. или 50% от средней по территории), сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях (7,8 тыс. рублей или 49%), текстильного и швейного производства (5,1 тыс. рублей или 32%)57.
Численность занятых в экономике района за 2007 год составила 35,6 тыс. человек.
По данным муниципальных образований Тюменского района численность работников в организациях в 2007 году составила 22448 человек, в том числе в крупных и средних организациях - 18023 человека.
В течение 2007 года в Тюменский центр занятости населения обратилось 8033 человека из числа жителей района, в том числе за содействием в поиске подходящей работы – 3571 человек.
По состоянию на 01.01.2008
г. численность безработных
В 2007 году на регистрируемом рынке труда Тюменского района отмечалось снижение числа безработных граждан; уровень регистрируемой безработицы снизился за год на 0,7% и на 1 января 2008 года составил 4,5 % к численности экономически активного населения.
Основными причинами снижения числа безработных является рост числа вакансий на предприятиях Тюменского района, а также наличие спроса на рабочую силу организациями г.Тюмени.
В 2007 году от работодателей Тюменского района в Тюменский центр занятости населения поступило 4039 заявок в работниках для замещения вакантных должностей, что больше чем в 2006 году на 37%. По состоянию на начало 2008 года в банке данных Тюменского центра занятости находилось 26006 вакансий, в том числе на предприятиях Тюменского района – 709. По видам экономической деятельности спрос на рабочую силу сконцентрирован в организациях торговли (27,6%), сельского хозяйства (15,1%), промышленности (8,6%)58
Среднесписочная численность работников в январе-марте 2008г. достигла 447 тыс. человек, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2007г. на 2,4%. В организациях (без субъектов малого предпринимательства) трудилось 74% общей численности работающих. Из них были заняты в организациях обрабатывающих производств 14%; образования - 14%; транспорта и связи - 12%; здравоохранения и предоставления социальных услуг - 12%; государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения - 9%; сферы операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 7%; строительства - 7%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 6%; оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 6%.
По сравнению с
Наибольшее увеличение среднесписочного
состава работников наблюдалось в таких
сферах как деятельность общественных
объединений (на 45,6%); производство готовых
металлических изделий (на 44,6%); оптовая
торговля, включая торговлю через агентов,
кроме торговли автотранспортными средствами
и мотоциклами (на 23,6%); производство одежды,
выделка и крашение меха (на 21,6%).
Заметное сокращение численности работников произошло в организациях добычи полезных ископаемых (на 34,3%); торговли автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (на 32,8%); рыболовства и рыбоводства (на 16,6%); сферы операций с недвижимым имуществом (на 14,4%); производства и распределения газообразного топлива (на 11,1); обработки вторичного сырья (на 10,3%).
Потребность в рабочей силе в конце марта т.г. определялась наличием 33,6 тыс. свободных рабочих мест против 16,6 тыс. на ту же дату 2007г. При этом коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с 0,8 до 0,3 человека на одну вакансию.
Численность безработных зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости в конце марта т.г. сократилась относительно соответствующей даты прошлого года на 27,9% и составила 8,6 тыс. человек59.
Основным региональным законом, регулирующим вопросы занятости и трудоустройства Закон Тюменской области «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области», принятый областной Думой 24 июня 2003 года .
В соответствии с Законом в случае осложнения ситуации, касающейся занятости населения на отдельных территориях, исполнительный орган государственной власти Тюменской области разрабатывает и реализует мероприятия по стабилизации положения на рынке труда. Исполнительный орган государственной власти Тюменской области, соответствующие органы местного самоуправления в целях обеспечения временной занятости населения Тюменской области организуют проведение оплачиваемых общественных работ в порядке, предусмотренном законодательством.
В целях содействия гражданам,
особо нуждающимся в социальной
защите и испытывающим трудности
в поиске работы, исполнительный орган
государственной власти Тюменской
области разрабатывает
Исполнительный орган государственной власти Тюменской области, соответствующие органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы содействия занятости молодежи, обеспечения летней занятости подростков, а также осуществляют комплексные меры по профессиональной ориентации, организации обучения молодежи профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения устанавливают условия оплаты труда, а также трудовые гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей) в Тюменской области.
Отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются между полномочными представителями работников и работодателей. По договоренности между сторонами соглашение может заключаться с участием структурного подразделения администрации Тюменской области по труду.
В 2005 году в соответствии с постановлением Губернатора Тюменской области N 126 от 10 апреля 2005 г. «Об утверждении программных мероприятий областной целевой программы содействия занятости населения Тюменской области на 2005 год»60 из областного бюджета было выделено 1,8 млн.рублей на организацию временного трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования (кроме вузов), состоящих на учете в службе занятости. Для этих целей было заключено 138 договоров со 107 предприятиями. По заключенным договорам работало 186 выпускников, которые приобретали профессиональные знания и умения по 31 специальности. По истечении срока действия договоров на постоянную работу было принято 63 выпускника. В данной программе приняли участие 16 территорий юга области