Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа
Цель исследования – на основе анализа теоретического материала и практического опыта определить основные тенденции, перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства на примере Тюменской области.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. Исследовать основные направления развития российской государственной политики в области занятости и трудоустройства;
2. Проанализировать правовое регулирование трудоустройства;
3. Выявить достоинства и недостатки законодательства о трудоустройстве и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой;
4. Изучить практику применения нормативно-правовых актов о занятости и трудоустройстве;
5. В заключении - подвести итоги проделанной работы.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ ……… 7
1.1.Занятость населения и трудоустройство: социально-правовой аспект …...... 7
1.2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство на современном этапе …………………………...……………. 21
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ……………………………………...... 30
2.1. Основные направления государственной политики в области занятости..30
2.2. Разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения ………………………………………..………. 38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………… 55
3.1. Правовое регулирование трудоустройства и занятости в Тюменской области …………………………………………………………….......................... 55
3.2. Перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства населения в Тюменской области ……………………………..................................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………........ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. …..78
Развитие предпринимательства сдерживается ограниченностью собственных средств у безработных, субсидий, предоставляемых региональными органами, отсутствием банковских льготных займов и льгот по налогообложению. Но главной проблемой, которую отмечают начинающие предприниматели, остается сбыт продукции.
Все больше возрастает роль профессиональной ориентации населения. В 2007 году органами службы занятости оказаны профориентационные услуги почти 39 тыс. человек. Контрольный показатель программы выполнен на 135%. На оказание профориентационных услуг из федерального бюджета было выделено 300 тыс.рублей, которые израсходованы в полном объеме.
Учитывая ограниченные возможности, особенно в сельской местности, по получению достоверной и исчерпывающей информации об образовательных учреждениях, условиям поступления и обучения, подготовлены и направлены во все центры занятости и общеобразовательные школы сборники, содержащие информацию об учреждениях начального, среднего, высшего образования Тюменской области. Большую помощь молодежи в выборе профессии оказывают ежегодно проводимые ярмарки учебных мест для выпускников образовательных учреждений. В 2007 году проведено 15 таких ярмарок.
Всего на территории области была организована 41 ярмарка вакансий и учебных мест при плановом показателе 25. В них приняли участие более 25 тыс. человек.
Органами службы занятости
также реализовывались
Таким образом, на социальную поддержку безработных граждан было израсходовано 95034,8 тыс.рублей. На реализацию мероприятий активной политики было выделено 30294,5 тыс.рублей. Общие затраты средств федерального бюджета составили 125329,3 тыс.рублей.61
Кроме того, на реализацию мероприятий Программы было выделено 3 млн.рублей. Все выделенные средства федерального и областного бюджетов были израсходованы в полном объеме.
Помимо средств федерального и областного бюджетов на реализацию мероприятий Программы были затрачены средства местного бюджета (на организацию трудоустройства подростков) и работодателей (на организацию общественных работ, временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, временного трудоустройства подростков), которые в общих затратах соответственно составили 7,3% и 14,9%.
В условиях складывающейся ситуации на рынке труда, характеризующейся ростом численности официально зарегистрированных безработных, в 2006 году первоочередной задачей являлось повышение эффективности реализуемых мероприятий областной целевой Программы и прежде всего - активных программ содействия занятости населения.
Срок действия областной целевой программы "Содействие занятости населения Тюменской области на 2001-2003 годы" был продлен на 2004-2006 годы постановлением администрации Тюменской области N 345 от 27.10.2003. В соответствии с программой численность участников мероприятий по содействию трудоустройства составила 15808 человек, в том числе: 12275 человек - организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, 2231 человек - организация общественных работ, 977 человек - организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, 53 человека - оказание содействия самозанятости, 272 человека - социальная адаптация безработных граждан. Кроме того, направилось на профессиональное обучение 2718 безработных граждан, оказали профориентационные услуги 24600 человекам, организовали 33 ярмарки. Под эти контрольные показатели соответственно были доведены лимиты из федерального бюджета.
Постановлением Губернатора Тюменской области N 32 от 03 февраля 2004 года «Об утверждении программных мероприятий»62 выделено 3 млн.рублей из областного бюджета. Из них 1,5 млн.рублей затрачено на трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите (трудоустроить 80 выпускников), и 1,5 млн.рублей - на профессиональное обучение, что позволит дополнительно переобучить 300 безработных граждан. Особую озабоченность вызывает положение дел в сельской местности. При распределении контрольных показателей и лимитов учитывалось положение дел в том или ином районе. Так, на организацию общественных работ и трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в сельскохозяйственные районы распределено более 62% всех средств, на трудоустройство выпускников учебных заведений - более 72% средств.63
В рамках постановления Тюменской областной Думы N 838 от 27.05.2006 по итогам 2006 года всеми районными центрами занятости населения совместно с органами местного самоуправления подготовлена информация о занятости населения в разрезе каждого населенного пункта (их 1213), а именно: о наличии на территории населенного пункта промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организаций бюджетной сферы и других организаций, численности работающих, трудоспособного населения, зарегистрированных безработных, а также об уровне безработицы. В настоящее время проводится анализ данных. Предварительный анализ данных показал, что в 146 населенных пунктах (12% от общего числа населенных пунктов) отсутствуют какие-либо рабочие места. Больше всего таких населенных пунктов в Тобольском и Вагайском районах. В 206 населенных пунктах (17%) нет никакого производства, население занято только в бюджетной сфере и других организациях (магазины, почты и т.п.). В этой сфере занята основная доля работающих - 53,7%. Почти 17,5 тыс.человек, или 10,3%, работают вахтовым методом или в близлежащих городах. Только 36% работников заняты в сельском хозяйстве и промышленности. Таким образом, во всех сельскохозяйственных районах ощущается дефицит рабочих мест.
Кроме того, ежеквартально Федеральная служба по труду и занятости проводит мониторинг регистрируемой безработицы, данные которого направляются во все центры занятости населения и главам муниципальных образований.
Всеми районными центрами
занятости населения
Реализация областной и территориальных программ содействия занятости населения позволит снизить напряженность на рынке труда. Весомый вклад в стабилизацию на рынке труда могут внести другие действующие областные программы, которые способствуют созданию новых рабочих мест: "Финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий", "Государственная поддержка социально-экономического развития отдаленных труднодоступных территорий", "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса" и ряд других.64
Итак, далее автор рассмотрит перспективы и пути оптимизации в области занятости и трудоустройства в Тюменской области.
3.2. Перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства населения в Тюменской области
На основе изучения теоретического материала и анализа вопроса правового регулирования занятости и трудоустройства в Тюменской области на современном этапе автор выделил основные аспекты, на которые необходимо уделить государственным органам власти как на федеральном уровне, так и на региональном.
Генеральной задачей местной администрации в Тюменской области и центров занятости должно стать содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения. При этом создание максимально благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ищет и готов работать, должно быть неотъемлемой частью стратегических установок государства.
На ближайший период можно предложить ряд мер по стабилизации рынка труда и сокращению безработицы в Тюменской области
- создать условия для достижения соответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением в интересах возможно более полного удовлетворения потребности населения в оплачиваемой работе путем сохранения и создания новых эффективных рабочих мест; обеспечить изменение структуры занятых по отраслям и профессиям на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного перелива рабочей силы по отраслям профессиям и территориям; повысить конкурентоспособность рабочей силы на основе развития системы профессионального образования;
- разработать оптимальную инфраструктуру рынка труда на базе государственной службы занятости, ориентировав ее в первую очередь на оказание посреднических услуг работодателям и гражданам, пришедшим не за пособием, а ищущим работу;
- создать на опыте других регионов узкоспециализированные биржи по трудоустройству, такие как "Новый старт", "Женщина - лидер", "Молодежь, - наша гордость", "Студент, пробивай дорогу в жизнь", которые занимались бы трудоустройством конкретных категорий населения; обеспечить четкую взаимосвязь службы занятости с местной администрацией и федеральными властями по проведению программ сокращения безработицы.
Анализируя вопрос правового
регулирования занятости и
Молодежный аспект политики занятости обусловлен, прежде всего, тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей, в том числе их повышенной активности и восприимчивости как к хорошему, так и к плохому. Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя молодым людям льготы при получении профессионального образования, поступлении на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм компенсируются государством.65
В переходной
экономике рынок труда
Следует отметить, что государственное содействие занятости, отражая в основном социальную компоненту в регулировании экономической активности населения, к сожалению, лишь смягчает или носит упреждающий характер по отношению к угрозе или последствиям вынужденной безработицы.
Особое место в регулировании рынка труда занимает проблема соотношения спроса и предложения рабочей силы. В условиях роста безработицы ее решение может достигаться не только на основе мер, обеспечивающих соразмерное увеличение экономических рабочих мест, но и спонтанного движения рабочей силы к лучшим условиям занятости.
Так, согласно Рекомендациям круглого стола по теме «Молодежная политика» в Тюменской области в соответствии с Постановлением Думы Тюменской областной от 23 января 2003 г. N 649, рассматриваемые проблемы и пути их решения являются немаловажным фактором в политической сфере занятости нашего региона. Несмотря на то, что реализации молодежной политики в Тюменской области уделяется большое внимание, необходимы меры по преодолению "мероприятийного" подхода к работе с молодежью, создание государственно - национальной идеологии воспитания, государственных социальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи.
В частности участники заседания круглого стола - депутаты областной Думы, представители федеральных органов государственной власти, Администрации Тюменской области, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций, рекомендуют67:
Тюменской областной Думе:
1. Обратиться
к Правительству Российской
2. Разработать проекты Законов Тюменской области:
«О государственной поддержке молодых семей в Тюменской области»;
«Об уполномоченном по правам ребенка»;
3. Ежегодно на заседаниях Тюменской областной Думы рассматривать информацию об исполнении областных Программ:
«Государственная поддержка молодежи Тюменской области»;
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
Администрации Тюменской области:
1. Обратиться
к Правительству Российской
2. Обратить внимание на вопросы поддержки молодежного предпринимательства и содействия занятости молодежи Тюменской области.
3. Осуществлять реализацию Законов Тюменской области:
«О молодежной политике в Тюменской области»;
«Об основах функционирования образовательной системы в Тюменской области»;
«О квотировании рабочих мест в Тюменской области».