Определение основных тенденций, перспектив и путей оптимизации занятости и трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – на основе анализа теоретического материала и практического опыта определить основные тенденции, перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства на примере Тюменской области.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
1. Исследовать основные направления развития российской государственной политики в области занятости и трудоустройства;
2. Проанализировать правовое регулирование трудоустройства;
3. Выявить достоинства и недостатки законодательства о трудоустройстве и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой;
4. Изучить практику применения нормативно-правовых актов о занятости и трудоустройстве;
5. В заключении - подвести итоги проделанной работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ ……… 7
1.1.Занятость населения и трудоустройство: социально-правовой аспект …...... 7
1.2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство на современном этапе …………………………...……………. 21
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ……………………………………...... 30
2.1. Основные направления государственной политики в области занятости..30
2.2. Разграничение полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения ………………………………………..………. 38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………… 55
3.1. Правовое регулирование трудоустройства и занятости в Тюменской области …………………………………………………………….......................... 55
3.2. Перспективы и пути оптимизации занятости и трудоустройства населения в Тюменской области ……………………………..................................................... 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………........ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……. …..78

Работа содержит 1 файл

trudoistroistvo.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

Как показал зарубежный опыт, отсутствие точного определения  размера стандартной продолжительности  рабочего времени при частичной  занятости затрудняет выделение  данной категории граждан в общей  структуре трудоспособного населения. При определении частично занятых лиц существуют трудности и иного порядка. Например, человек, работающий по совместительству, может трудиться на нескольких предприятиях как частично занятый, хотя и имеет в целом полный объем трудовой нагрузки. Этот момент необходимо учитывать при определении частичной занятости гражданина в рамках законодательства.

Во многих странах  стимулирование частичной занятости  рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. Пособия для частично занятых устанавливаются в меньшем размере, чем пособия для полностью занятых, если учитывается размер трудовой нагрузки. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых14

Ориентируясь на мировой опыт регулирования проблем занятости населения и международные акты, Россия, как государство с социально ориентированной рыночной экономикой, должна адекватно реагировать на отношения, возникающие на рынке труда. Отсутствие в части правового регулирования вопросов частичной занятости практически полностью нивелирует социальную защиту и государственную поддержку в обеспечении занятости данной категории граждан.

Например, в случае если гражданин был занят на двух работах  по совместительству, с основной работы был уволен, но во второй организации продолжает трудиться, он, как и ранее, относится к числу занятых граждан. При этом государством совершенно не учитывается такое изменение правового и фактического положения гражданина. Естественно, что в данной ситуации у гражданина значительно сокращается заработок, который в данной ситуации может быть во много раз меньше прожиточного минимума. Возникает вполне обоснованный вопрос о реализации конституционного права каждого на социальную защиту со стороны государства при возникновении подобной ситуации.

Вместе с тем, формально  признаваясь занятым, данный гражданин  лишается права на получение пособия  по безработице (фактически остается без  средств к существованию) и значительно  ограничен в государственном содействии в подборе подходящей работы через систему органов службы занятости, поскольку не может быть зарегистрирован в качестве безработного.

Этот пример наглядно демонстрирует важность и огромную социальную значимость необходимости  регулирования отношений по обеспечению занятости частично занятых граждан. Необходимо на законодательном уровне определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и распространить (возможно, с определенными ограничениями) на них ряд прав, принадлежащих безработным, в целях обеспечения прав данной категории граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Дальнейшее игнорирование  регулирования законодателем вопросов, связанных с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой, приведет к негативным последствиям на рынке труда.15

Следует отметить, что в науке трудового права  существуют и иные определения занятости. Так, О.М. Медведев рассматривает два аспекта занятости: узкий (собственный) и широкий аспект. В первом из них под занятостью понимается совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения. Второй аспект включает все элементы структуры занятости, что означает включение в первое значение еще одного выражения: «а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости»16

 Необходимо  отметить, что понятия «занятость» и «трудоустройство» взаимосвязаны.

Итак, трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т. п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся мест работы.17

Таким образом, автор далее проанализирует нормативно-правовую базу в области занятости и трудоустройства.

 

 

1. 2. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство на современном этапе

 

В целях юридического обеспечения формирования рынка  труда был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., который закрепил новые тенденции на рынке труда, характерные для российской экономики, выделил наряду с наемными работниками и работодателями других участников рынка труда и определил различные формы занятости. На его основе была сформулирована и принята Концепция занятости18, в основу которой легли такие принципиальные положения, как:

- отсутствие жесткой государственной регламентации трудовых отношений;

- устранение устаревших запретов в трудовой деятельности;

- гибкость труда по формам занятости и организации трудового процесса;

- свобода работников и работодателей на рынке труда;

- право работодателей самим решать вопросы численности рабочей силы, качества труда и освобождения от излишних работников.

Итак, основополагающими положениями, регулирующими эти отношения, являются

1.Статья 37 Конституции  Российской Федерации и основанные на ней законодательные акты: Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О занятости населения в РФ», а также ряд других законов, содержащиеся в которых положения о занятости раскрыты.

2. Нормативные правовые  акты, принимаемые Правительством  РФ и другими федеральными  органами государственного управления. Например, постановление Правительства  РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (с последующими изменениями и дополнениями).19

3. Законодательные акты  субъектов РФ, принимаемые ими  в соответствии с разграничением  предметов ведения и полномочий  с федеральным центром, а также  постановления их правительств.

4. Решения, принимаемые  органами представительной и  исполнительной ветвей власти  муниципальных образований.

5. Генеральные, межрегиональные, отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные и иные соглашения.20

Правовую основу регламентации отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства, составляют ст. 34, 37 Конституции, гарантирующие гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Конституционным нормам должны соответствовать положения всех нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в области занятости и трудоустройства.

В ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 (с последующими изменениями и дополнениями) 21 предмет трудового права включены отношения по трудоустройству у данного (конкретного) работодателя. Очевидно, что в сфере занятости и трудоустройства возникает множество и других отношений, для регламентации которых существуют нормы права. К этим отношениям нормы трудового права могут применяться по аналогии. Например, при задержке пособия по безработице может быть применена ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая выплату процентов за задержку заработной платы. Кроме того, возникающие в сфере занятости и трудоустройства отношения непосредственно связаны с прежней трудовой деятельностью работника. В частности, при определении подходящей работы для работника учитываются его профессиональная деятельность, навыки, что невозможно сделать без применения норм трудового права. В ряде случаев отношения по занятости и трудоустройству предшествуют возникновению трудовых отношений. Для регулирования отношений в области занятости и трудоустройства используются те же правовые принципы, что и при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права.22

Специальным нормативным  правовым актом, регламентирующим отношения  в области занятости и трудоустройства, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями. Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй главе рассматриваемого Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.

Наряду с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»  отношения занятости и трудоустройства регулируют иные федеральные законы: «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 9 февраля 2007 г. N 171, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 1812 и др.

Большая роль в  регулировании отношений занятости принадлежит Правительству РФ. Принимаемые им постановления конкретизируют положения федеральных законов, раскрывают их содержание; создают организационные и иные условия для работы органов службы занятости, других государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав граждан в области занятости и социального обеспечения. К таким актам Правительства РФ относятся постановления: «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 6 апреля 2004 г. N 1533, «Об утверждении Положения об организации общественных работ» от 14 июля 1997г. N 875 (с изменениями от 11 января 2007г.)4 , «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997г. № 458 ( с изменениями от 14 декабря 2006г.)5 и ряд других актов, содержание которых раскрывается в настоящей работе.

В ст. 7.1. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность регулирования отношений в области занятости и трудоустройства на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. Однако субъекты Российской Федерации не могут ограничить права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, международно-правовыми актами, а также федеральным законодательством.

Итак, задачами законодательства Российской Федерации о занятости населения являются:

- обеспечение и защита  конституционного права граждан  Российской Федерации на труд  и защиту от безработицы;

- определение и разграничение  компетенции по занятости между  органами государственной власти  и управления различных уровней;

- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности  физических и юридических лиц  в области обеспечения занятости  граждан, а также правовое регулирование  их отношений в данной сфере.

Исходя из этого федеральные  законы о занятости населения, включая Закон о занятости, призваны:

- разграничивать компетенцию  и ответственность федеральных  органов государственной власти  Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Федерации в области обеспечения  занятости населения;

- определять круг вопросов в области обеспечения занятости населения, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Федерации;

- вводить общие установочные  нормы по вопросам, отнесенным  к компетенции субъектов Федерации,  в соответствии с которыми  последние осуществляют собственное правовое регулирование занятости населения.

Информация о работе Определение основных тенденций, перспектив и путей оптимизации занятости и трудоустройства