Определение, объект и предмет социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад

Описание работы

Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Работа содержит 1 файл

экзамен соц..docx

— 115.95 Кб (Скачать)

Типология:

Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование, цель которого - проверка качества подготовленного  инструментария для сбора первичной  социологической информации, определение  валидности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.п. Определяется возможная мера искажения полученной информации из-за вероятности барьеров языкового, психологического или иного характера, возникающих в процессе общения социолога с респондентами, т.е. с теми лицами, которые отвечают на вопросы анкеты или у которых берут интервью. Такое исследование чаще всего охватывает небольшие обследуемые совокупности (до 100 человек), проводится по упрощенной программе и посредством сжатого по объему социологического инструментария. Однако при этом необходимо стремиться, чтобы в состав выборки были включены все значимые для целей исследования представители различных групп респондентов.

Описательное исследование ориентировано на получение эмпирической социологической информации, дающей возможность социологу дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов  и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется  при изучении относительно многочисленной общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов и характеристик  изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих  его особенности и сущность. Такое  исследование имеет комплексный  характер, в нем могут применяться  различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюирование экспертов.

Методы:

Опрос - это метод сбора  первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).Опрос основан  на устном или письменном обращении  к исследуемой совокупности людей. Он является наиболее распространенным, зачастую лучшим, а иногда и единственным способом узнать, о чем думают люди, почему они поступают именно так, а не иначе. Опрос - это разновидность  общения, и его результаты зависят  от ряда обстоятельств.

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как  правило, заочно, т.е. без прямого  и непосредственного контакта интервьюера  с респондентом.

Анкета - это система вопросов, объединенная единым замыслом и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входит упорядоченный  список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными пра­вилами.

Интервью - разновидность  опроса, которая представляет собой  целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (ин­тервьюируемым), с целью получения необходимой  информации. Интервьюирование - форма  очного проведения опроса, при котором  исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Метод наблюдения - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание  и регистрация социальных явлений. Использование этого метода связано  с получением предварительного материала  о социальном объекте и для  получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Функции:

Первая из функций прикладной социологии - познавательная. Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.

Вторая функция прикладной социологии - информационная, заключается  в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений  предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих  структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция  позволяет прикладной социологии стать  важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.

Третья функция прикладной социологии - диагностическая, выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие  состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных  ситуаций, конфликтов, а это содействует  своевременному принятию необходимых  управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы  в динамичном и устойчивом состоянии.

41. Социальные процессы  и изменения: понятие, структура,  виды.

Соц. изменения – это  важнейшие изменения соц. структур включая последствия и проявления этих изменений в нормах ценностях  и культурных элементах и символах. Это определение включает в себя соц. изменения относящиеся к  человеческому поведению, культуре и соц. значимым символам человеческой деятельности. С точки зрения П. Сорокина соц. изменения – это процессы повторяющиеся во времени, пространстве или во времени и в пространстве одновременно, а не просто линейные тенденции. Процессы соц. изменений  можно анализировать на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Теория соц. изменения служит для объяснения таких процессов как образование  и распад соц. систем, организаций, соц. институтов, общностей, которые создаются  людьми при организации общественной жизни. В рамках этой теории изменяются структуры и ситуации с которыми связаны соц. ценности индивидов. Соц. изменения являются единственной единицей сравнения при анализе соц. систем, общностей отношений, взаимодействий и т.д. Почти все учённые в Х!Х веке связывали соц. изменения с понятием соц. процессов. Процессы могут происходит в любых сферах общества: экономической, политической, нравственной, а их размерами является новые соц. структуры, системы, явления и пр.

42. Социальные движения. Социальные революции и социальные  реформы.

Движение социальное - совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе.

Подобно проявлениям коллективного  поведения, социальные движения часто  возникают в периоды быстрых  социальных изменений. Как коллективное поведение, так и социальные движения могут дать толчок социальным переменам, поскольку и то и другое происходит за рамками структуры, составляющей нашу повседневную жизнь, и пробивает  брешь в наших привычных и  упорядоченных социальных построениях. Конечно, между коллективным поведением и социальным движением есть очень  важное отличие. Коллективное поведение  характеризуется спонтанностью  и отсутствием внутренней структуры, а социальным движениям, напротив, свойственна  значительная степень внутреннего  порядка и целенаправленности. Именно этот организационный потенциал  позволяет социальным движениям  бросить вызов официальным институтам. Поэтому социологи рассматривают  социальное движение как более или  менее настойчивую и организованную попытку со стороны относительно большой массы людей ввести изменения  или, напротив, не допустить введения изменений.

Центральной в концепции  социального движения является идея о том, что люди активно вмешиваются  в процесс социальных изменений. Вместо того чтобы пассивно подчиняться  потоку жизни или принимать удары  судьбы, они пытаются изменить ход  истории. Что не менее важно, они  предпринимают совместные действия. Индивиды действуют совместно сознательно, с чувством участия в важном общем  деле. Можно сказать, что социальные движения – это двигатели, с помощью  которых люди пытаются оказывать  коллективное воздействие на ход  происходящих в обществе событий  посредством формальной организации (см. гл. 4). Поэтому неудивительно, что  о социальных движениях написаны исторические книги – рассказы о  великих вождях, о расцвете и закате политических движений, о тех социальных беспорядках и изменениях, которые  влекут за собой революции. Христианство, крестовые походы, Реформация, Французская  революция 1789 г. и Октябрьская революция в России 1917 г., антирабовладельческое движение, рабочее движение, сионизм и фашизм, как и другие социальные движения, оказали глубокое воздействие на затронутые ими общества.

Историк Крейн Бринтон в своем классическом труде “Анатомия революции” (The Anatomy of Revolution) пишет: “Без идей нет революции”. С тем же успехом он мог бы сказать: “Без идей нет социального движения”. Короче говоря, набор идей – идеология – имеет для социального движения решающее значение. Она дает индивидам представления о целях движения, логически обосновывает его действия, критикует существующие условия или структуры и намечает программу действий (см. гл. 2). Следовательно, идеология выполняет роль некоего связующего звена, соединяющего людей в их “служении” общей идее, тем самым укрепляя солидарность. Идеология не только связывает между собой изолированных и разъединенных во всех иных отношениях индивидов, она еще и объединяет их ради общего дела, общей цели. Тем самым она подготавливает их к самопожертвованию во имя движения – к тому, чтобы отдать свою жизнь за “истинного Бога”, “новую нацию” или “революцию”.

Социальные движения различаются  по своим идеологическим принципам  или, точнее, по целям, которые ставят перед участниками социальных движений их идеологии. Некоторые движения направлены на то, чтобы внести в общество изменения, бросая вызов фундаментальным социальным ценностям, а некоторые пытаются осуществить изменения в рамках существующей системы ценностей. Революционные движения стремятся к полной отмене существующей системы ценностей.

Реформаторские  движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы. Реформаторскими являются аболиционистские (движения за отмену какого-либо закона), экологические (движения за охрану окружающей среды), феминистские (за равноправие женщин) и др.

Движения  сопротивления – это социальные движения, имеющие целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения. Например, движение негров южных штатов за введение гражданских прав вызвало ответ белого населения – организацию советов белых граждан и Ку-Клукс-Клана.

Социальные движения экспрессивного типа отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения). Примером такого социального движения является религиозная секта пятидесятников. Подобные движения в основном возникают в среде наиболее непривилегированного населения, однако религиозные секты не стремятся добиться всесторонних социальных перемен; их цель состоит не в изменении мира, а в спасении индивидов от этого мира, приобретающего все более уродливые формы. Как правило, члены таких сект убеждены, что второе пришествие мессии уже “не за горами” и единственное спасение состоит в обращении в истинную веру и в духовном перерождении.

43. Понятие «социальный  конфликт» и «консенсус». Способы  достижения социального консенсуса  в обществе.

Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального  взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Консенсус— в обычном  употреблении означает единство мнений, суждений, взаимное согласие людей. В  социологическом смысле К. — это  согласие индивидов относительно норм и целей социальной общности, членами  которой они являются, а также  относительно распределения ролей  и вознаграждений внутри этой общности. Понятие отражает чувство солидарности и сопричастности индивидов тем  или иным ценностям, традициям и  т.п.

Достижение. Несмотря на то, что в идеале при принятии решения  консенсусом мнения и замечания  должны распознаваться и учитываться  как можно раньше, на практике во вносимом предложении не всегда учитываются  все пожелания. Когда призыв к  консенсусу объявлен, у несогласного есть три пути:

Высказать замечания. Члены  группы, желающие, чтобы предложение  прошло, но считающие нужным обозначить своё отношение для группы, могут  выбрать «замечание». Если замечание  существенно, то предложение может  быть изменено.

Воздержаться. Воздержаться может член группы, имеющий серьёзные  личные претензии к предложению, но, тем не менее, желающим, чтобы  оно прошло. Хотя воздержавшийся и  не препятствует принятию предложения, это часто расценивается как  голос «против», и такому участнику, как правило, обращаются с вопросом о том, что можно было бы изменить в предложенном решении. Также воздерживаются участники, не способные верно понять суть предложения или поучаствовать  в нём.

Блокировать. Блокировать  предложение может любой участник. Как правило, для того, чтобы полностью  блокировать предложение, достаточно одного человека (исключения см. в пред. разделе «Если консенсус не единогласен, кто должен уступить?»). «Блок» рассматривается  как мера для крайнего случая, когда  участник считает, что данное решение  подвергает опасности коллектив  или его членов, или идёт вразрез  с миссией коллектива. «Блок» —  это принципиальное несогласие. В  определённых моделях принятия решения  консенсусом участник, блокирующий  предложение, обязуется разработать  решение, которое удовлетворит всех, совместно со сторонниками предлагавшегося.

44. Мировая система  и процессы глобализации. Место  России в мировом сообществе.

  В ряду макросоциологических понятий определение мировой системы занимает высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).

Мировую системунадо понимать в узком и широком смысле. Мировая система – концепция современного социального мира, которая рассматривает его как целостность, связанную с международным разделением труда и не регулируемую никакой политической структурой. И. Валлерштайн(197б г.) предложил различать:

1) мировые империи;

2) мировые экономические  системы. Мировая империя включает  несколько территорий, объединенных  военной и политической властью.  Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу  мировых империй, представляют  собой очень разнородные (культурно,  социально, экономически, реже –  религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются  принудительно и быстро распадаются.  Мировые империи – множество  территорий, политически объединенных  в одно государственное образование.

Информация о работе Определение, объект и предмет социологии