Определение, объект и предмет социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад

Описание работы

Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Работа содержит 1 файл

экзамен соц..docx

— 115.95 Кб (Скачать)

1. Определение,  объект и предмет социологии.

Социология- это наука  об обществе.

Социология- наука об общих  и специфических социальных законах  и закономерностях развития и  функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.

Объектом социологической  познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

  Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений,  вытекающих из взаимодействия  людей и общностей. Понятие  «социальное» расшифровывается  как относящееся к жизни людей  в процессе их взаимоотношений. 

2. Функции и  методы социологии.

Социология выполняет  в обществе множество различных  функций. Главные из них таковы:

1.      Познавательная  — дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах  и закономерностях их поведения.  Выполнению этой функции служат  как фундамент так и эмпирическое  исследование.

2.      Прикладная  — предоставляет конкретную социологическую  информацию для решения практических  научных и социальных задач.

3.      Контролирующая  — политические партии и власть  используют возможности социологии  для проведения целенаправленной  политики во всех сферах общественной  деятельности.

4.      Прогностическая  — предупреждает об отклонениях  в развитии общества, прогнозирует  и моделирует тенденции общественного  развития.

5.      Идеологическая  — разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического  и социально-культурного развития  общества.

6.      Гуманистическая  — проведение социальных исследований, доведение их результатов до  общественности, могут служить улучшением  взаимопонимания и взаимоотношений  между людьми, группами, могут способствовать  совершенствованию общественных  отношений, развитию общества.

Планирования — управление развитием различных сфер общественной жизни. Это может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др.

Методы:

-это средства получения  и систематизация научных знаний  и социальной реальности.

Классификация:

1.Общенаучные методы.

2. Специальные методы:

- опрос (интервью, анкета);

- наблюдение;

- анализ документов;

- социальный эксперимент;

- социометрический опрос  (межлич.отношения).

3. По этапам исследования:

-методы сборки;

- методы обработки;

- методы анализа.

3. Социология в  системе наук.

Специфика социологии заключается  в ее пограничном положении между  естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

Наиболее тесная связь  у социологии с историей. Со всеми  науками об обществе социология связана  социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические  и другие исследования, на основе которых  рождаются новые «пограничные»  науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.

 С философией. Это две  самостоятельные науки с основополагающими  принципами понимания мира. По  философии - это единое мировоззрение  с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

С историей. Социология изучает  современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и  получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

4. О. Конт и  его роль в возникновении социологии  как науки.

Так, основоположник позитивизма  Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему  общественного знания предложил  новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую  науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что  она как и в физике следует  изучать общество накапливая факты  убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19 в. стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.

…..

О. Конт - основоположник социалистической науки. Огюст Конт (1798-1857г. г. ) французский  философ, основоположник позитивизма (от лат. положительный) и буржуазной социологии. Основная идея Конта отделение  науки от метафизики ( т. е. учение о  сверхчувствах, парапсихологии) и теологии (т. е. наука о боге или богословие ). По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т. е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Социальная теория Конта состоит из 2 частей: "Социальная статика" и "Социальная динамика". Основной интерес французский мыслитель направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Позитивист О. Конт предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836 году. Его методы в социологии:

    Наблюдение социальных  фактов

    Эксперимент

    Сравнение

Развитие социологии шло  по двум направлениям: в виде теоретической  и эмпирической (практической) социологии.

5. Социологические  воззрения Герберта Спенсера.

Английский исследователь  Герберт Спенсер (1820-1903) – основоположник эволюционного направления в  социологии, продолжатель контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные многими крупнейшими социологами 20 столетия.

 В основе соц. взглядов  Спенсера лежали 2 исходных положения,  тесно связанных с дарвинским  учением:

1)Понимание общества как  соц. организма, подобного биологическому  организму и подчиняющегося тем  же самым законам организации,  функционирования и развития.

2)Учение о всеобщей  эволюции, согласно которому любое  явление неорганического, органического  и надорганического мира представляет собой часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, совершающаяся одинаковым образом повсюду.

 Проводя постоянную  аналогию между биологическими  и соц. организмами, Спенсер  выделяет такие общие их черты,  как рост и усложнение структуры,  дифференциация функций и усиление  их взаимодействия со структурой. Взаимоотношения между общественными  структурами подобны взаимодействию  органов живого организма. Главное  для Спенсера – непосредственное  изучение не общества как целого, а личности и других его  структурных элементов, их черт  и взаимодействий.

 Заслуга Спенсера в  социологии состоит прежде всего  в том, что ему впервые удалось  развернуто и глубоко для своего  времени разработать системный  подход применительно к обществу  и соединить его с эволюционизмом. Он первый использовал такие  важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. структура,  соц. функция, соц. институт, соц.  контроль. Спенсер заложил основы  структурно-функционального направления  в социологии.

6. Теория социального  реализма и научный метод Эмиля  Дюркгейма.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической  науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философов, создатель так называемой " французской  социологической школы " С его  именем связан переход социологии от науки тождественной общество знанию к науке, связанной с изучением  социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т. е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

"Предметом изучения  социологии является социологическая  реальность, основанная на социологических  факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов  оказывать на него давление. Теория  образования человека зависит  от внешних факторов, а не от  него самого".

7. Понимающая социология  Макса Вебера.

Неклассический тип научности  социологии разработан немецким мыслителем Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии  лежит представление о принципиальной противоположности законов природы  и общества и, следовательно признание  необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же — пограничная наука, которая  должна заимствовать у них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания и отнесения  к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия «народ», «общество» и  т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности. Вебер рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти. Государство по Веберу бывает нескольких видов:

Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными  соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял  как «шанс встретить повиновение  определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен  в Англии, Франции, США.

Традиционный, он обуславливается  просто нравами, привычками к определенному  поведению. Этот тип господства схож с семьей, он патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах Западной Европы.

Харизматическое господство. Харизматические качества — это  особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые  выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.

8. Функционалистская социология Р. Мертона.

Роберт Кинг Мертон - один из круп представителей структурно-функционального  анализа в США.

Мертон впервые ввел в  соц понятие дисфункции, разграничил явные и латентные соц функции.

Наиболее известна его  книга "социальная теория и социальная структура", являющаяся сборником  теоретических и исследовательских  эссе. В одном из них, "Явные  и латентные функции", он выделил  два типа деятельности, обуславливающей  нормальную работу социальной системы: явная деятельность предполагает, что  ее последствия ожидаются и принимаются  участниками, а латентная - это такая  деятельность, когда ее последствия  не предполагались, тем более не являются желательными.

В работе "социальная структура  и аномия" он доказывает, что источником аномического поведения является расхождение между социально предписываемыми целями и приемлемыми средствами их достижения, например, в ситуации, когда образовательные и профессиональные средства достижения успеха отрицаются индивидами или группами.

Будучи энергичным и убедительным сторонником необходимости создания теорий среднего уровня в социологии, он много сделал для их становления.

Теория среднего уровня должна охватывать ограниченную группу взаимосвязанных  явлений, а не весь социальный порядок  в целом. Достоинством такой теории является легкость проверки гипотез  с помощью эмпирических исследований. Теория среднего уровня, по Мертону, есть связующее звено между общей  социологической теорией и эмпирическими  исследованиями.

Информация о работе Определение, объект и предмет социологии