Определение, объект и предмет социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад

Описание работы

Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Работа содержит 1 файл

экзамен соц..docx

— 115.95 Кб (Скачать)

Общество с точки зрения системного подхода может рассматриваться  как система, состоящая из множества  подсистем, а каждая подсистема в  свою очередь сама являет собой систему  на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще  более маленькая и т.д. Таким  образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система  понимается как нечто гораздо  большее, чем просто сумма своих  элементов, — как целое, благодаря  своей целостной организации  обладающее качествами, которых нет  у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем  не направляются извне. Система автономна  и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное  понимание общества всегда связано  с большой проблемой — как  соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим  своим существованием его решения  и поступки. Что может знать  индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут  оказаться противоположными его  ожиданиям? Он просто превращается в  «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в  единстве с другими функциями  сбалансированное существование целого.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без  сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует  нормально, следующие поколения  спокойно и бесконфликтно вписываются  в ее жизнедеятельность, начинают действовать  согласно правилам, которые диктует  система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим  детям. В рамках системы воспроизводятся  и социальные качества индивидов. Например, в классовом обществе представители  высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят в своих детях недостаток образования и свои трудовые навыки.

В число характеристик  системы входит также способность  интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей  логике и заставляет действовать  по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы —  новые классы, социальные слои и  т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия  долгое время нормально функционировала  в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система  сословного общества не могла сохранять  внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

15. Малые  группы: понятие, типы, функции и структуры. 

Малая группа – небольшое  по размеру объединение индивидов  на основании общего для них качества или признака.

Классификация малых групп, как и любая другая, условна:

- формальные (членство основано  на официальных предписаниях) и  неформальные (членство основано  на внутренних потребностях индивидов  в общении, принадлежности и  понимании),

- временные и постоянные,

- лабораторные и естественные,

- случайные и стационарные,

- группы разного уровня  развития,

- референтные, индифферентные и антиреферентные,

- горизонтальная (члены имеют  одинаковый статус в обществе) и вертикальная,

- гетерогенные и гомогенные,

- дискуссионные и исполнительские.

Можно выделить следующие  функции группы.

Функция сравнения подразумевает, что группа формирует эталон поведения  и оценки самого индивида и окружающих.

Инструментальные функции  групп связаны с организацией совместной деятельности.

Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностями индивида

Структура малой группы подразумевает  функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых  действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого  поведения).

16. Процессы групповой  динамики и теории референтной группы.

М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними.

По определению К. Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и  отрицательные силы, которые действуют  в данной группе.

Если рассматривать группу как целое, то закономерности групповой  динамики можно объяснить действием  двух законов:

1) целое доминирует над  его частями. Группа – это  не просто сумма индивидов:  она модифицирует поведение своих  членов;

2) отдельные элементы объединяются  в целое.

Не сходство, а взаимосвязь  членов является основой для формирования группы. Понятие групповой динамики включает основные элементы: цели группы, нормы группы, структура группы и  проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы и дополнительные элементы: создание подгруппы; отношения  личности с группой. Выделяют три  механизма групповой динамики:

1) разрешение внутригрупповых  противоречий – конфликта;

2) «идиосинкратический кредит» – когда группа дает разрешение на девиантное поведение отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей;

3) психологический обмен.

 Референтная группа — группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида. Разработка теорий референтной группы связывается с такими именами, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др. Т. Шибутани отмечает, что понятие референтной группы широко используется для объяснения самых разнообразных явлений: непоследовательности в поведении индивида в условиях нового социального контекста, проявления преступности среди несовершеннолетних, дилеммы маргинальной личности, конфликтов.

 В основе теорий  референтной группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном другом». Значение «обобщенного другого» определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и его мышление. Разработка основных положений современной теории референтной группы начинается с 40 - х гг. XX в. Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Г. Хайман использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса.

Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении. Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам».

Известный американский социолог Р. Мертон внес существенный вклад в  разработку проблемы референтной группы в своей работе 1950 г., которая была посвящена результатам исследования социальных установок и поведения американских солдат.

 В теориях референтной группы нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д.

 Каждый индивид имеет  несколько референтных групп, на которые он ориентируется.

17. Личность как  объект социологического анализа. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Человек (с маленькой буквы) - это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный  представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это своеобразие его  психофизиологической структуры (тип  темперамента, физические и психические  особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что  это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс  социализации человека, который состоит  в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах  жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом  выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием  умений строить отношения с другими  людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в  социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения  и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы  различные стороны, разные измерения  духовной сущности человека. Суть этого  различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются  такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем  самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

18. Основные теории  социализации личности.

Ролевая теория личности

Понятие " социальная роль " было выработано в начале XX века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее - Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и других. В нашей стране ролевая концепция разрабатывалась И. Коном и В.А. Яловым. Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных жизненных ситуациях. Социальная роль - это маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

различают 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные Конвенциальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется  от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с  другом.

Конфликты и противоречия между людьми есть нередко результат  непонимания ролей друг друга.

Статусная теория личности

Социальный статус - это  соотносительное положение индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря  наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным  усилиям (образование, заслуги), различаются  соответственно, «предписанный» и «достигаемый»  статусы.

Понятие социального статуса  характеризует место личности в  системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни.

Поведенческая теория личности (Скиннер, Хоманс, Опп)

Образ личности- личность как  система реакций на различные  стимулы. Поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой (язык, обычаи, СМИ).

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует  концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Информация о работе Определение, объект и предмет социологии