Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад
Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.
Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.
Репродуктивная функция — это воспроизводство в детях численности родителей.
С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.
Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:
1. Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.
2. Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.
3. Прагматизм, т. е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.
Хозяйственно-экономическая фун
него хозяйства, составление
и использование семейного
Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.
….
Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма
организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных
связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями
и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее
хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется
материальными и духовными процессами.
Функции:
1.Функция сексуального
регулирования. Семья – это
главный социальный институт, через
который общество
2.
Репродуктивная функция. Одна
из основных задач любого
3. Функция социализации.
Несмотря на большое число
институтов, участвующих в социализации
личности, центральное место в
процессе, занимает семья. Это
объясняется тем, что в семье
осуществляется первичная
4 Функция эмоционального
удовлетворения. К многочисленным
потребностям человека
5.Статусная функция. Каждый
человек, воспитанный в семье,
получает в наследие некоторые
статусы, близкие к статусам
членов его семьи. Это
6.Защищающая функция. Во
всех обществах институт семьи
осуществляет в разной степени
физическую, экономическую и
7.Экономическая функция.
Ведение членами семьи общего
хозяйства, когда все они
37. Понятие этноса.
Типы этносов. Современные
Этнос (от греч. – «общество», «группа», «племя», «народ») – устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.
Виды этноса – нации, народности, этнические и этнографические группы. Их представители могут проживать компактно при наличии или отсутствии своей национальной государственности, а могут быть распределены среди других народов.
Этническая группа – немногочисленная общность, основой которой являются язык, общность происхождения, культуры, быта и традиций.
Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики современного общественного развития. Национальная проблематика находит свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках.
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).
В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.
Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.
Основные две тенденции в развитии современных межнациональных отношений:
Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество).
Стремление ряда народов
сохранить или обрести
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Межнациональные конфликты
по причине и характеру
● социально-экономическими
(безработица, задержки и невыплаты
зарплаты, социальных пособий, не позволяющие
большинству граждан
● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);
● этнодемографическими (сравнительно
быстрое изменение соотношения численности
населения, т.е. увеличения доли пришлого,
иноэтнического населения в связи с миграцией
вынужденных переселенцев, беженцев);
●этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);
● историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);
● межрелигиозными и
● сепаратистскими (требование
создать собственную
38. Понятия и основные виды социологических исследований.
методов и процедур, принятых в социологии.
Виды социологического исследования:
1. Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (методических документов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.
2. Описательное исследование
— более сложный вид
3. Самый серьезный вид
социологического анализа —
39. Методы социологического исследования.
1. Наблюдение — это
сбор информации путём
2. Эксперимент — это
сбор информации на основе
введения определённого
3. Анкетирование — сбор
количественных данных на
-вводная часть (введение в проблему),
-основная часть (вопросы по проблеме),
-заключительная часть (социальная).
4. Интервью — опросный
метод сбора информации, предполагающий
прямое взаимодействие
5. Анализ документов —
сбор социальных данных при
изучении автобиографии,
40. Прикладная социология:
определение, типология,
Прикладная социология - это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов, методик и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.
Информация о работе Определение, объект и предмет социологии