Определение, объект и предмет социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад

Описание работы

Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Работа содержит 1 файл

экзамен соц..docx

— 115.95 Кб (Скачать)

Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Семья всегда выполняет целый  ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция — это воспроизводство в детях численности родителей.

С репродуктивной функцией тесно  связана другая функция семьи — воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.

Социологи выделяют несколько  достаточно устойчивых стереотипов  семейного воспитания:

1.  Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

2.  Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

3.  Прагматизм, т. е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает  различные аспекты семейных отношений: ведение домаш-

него хозяйства, составление  и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего  труда, поддержку и опеку над  престарелыми и инвалидами и т. д.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.

….

Семья–ячейка  (малая  социальная  группа)  общества,  важнейшая   форма

организации личного быта, основанная  на  супружеском  союзе  и  родственных

связях, т.е. отношениях между  мужем и женой, родителями и  детьми,  братьями

и сестрами, и другими  родственниками,  живущими  вместе  и  ведущими  общее

хозяйство на основе единого  семейного бюджета. Жизнь  семьи  характеризуется

материальными  и  духовными  процессами.

Функции:

1.Функция сексуального  регулирования. Семья – это  главный социальный институт, через  который общество упорядочивает,  направляет и регулирует естественные  сексуальные потребности людей.

2.          Репродуктивная функция. Одна  из основных задач любого общества  – воспроизводство новых поколений  его членов. При этом важно  чтобы дети были физически  и психически здоровыми и впоследствии  способными к обучению и специализации.

3.   Функция социализации. Несмотря на большое число  институтов, участвующих в социализации  личности, центральное место в  процессе, занимает семья. Это  объясняется тем, что в семье  осуществляется первичная социализация  индивида, закладываются основы  его формирования как личности. Родители обычно проводят с  детьми около двух часов в  сутки и весь день в субботу.  По мнению некоторых обозревателей,  такое воспитание проходит успешно,  хотя у него существует много  противников.

4 Функция эмоционального  удовлетворения. К многочисленным  потребностям человека относится  интимное общение. Психиатры считают,  что основной причиной эмоциональных  и поведенческих трудностей в  общении и даже физических  болезней является отсутствие  любви, тепла и полноценного  интимного общения в первичной  группе. Огромное количество данных  свидетельствуют о том, что  серьезные отклонения намного  чаще происходят у тех, кто  в детстве был лишен заботы  в семье. Доказано, что потребность  людей в близком выражении  чувств близким людям является  жизненно необходимым элементом  существования. Отношение родства  и супружества предоставляют  людям такую возможность.

5.Статусная функция. Каждый  человек, воспитанный в семье,  получает  в наследие  некоторые  статусы, близкие к статусам  членов его семьи. Это относится  к важным для личности статусам  как национальность, место в городской  или сельской местности. В классовых  обществах принадлежность семьи  к определенному социальному  слою предоставляет ребенку возможности  и вознаграждения, характерные для  этого слоя, и в подавляющем  большинстве случаев определяют  его дальнейшую жизнь.

6.Защищающая функция. Во  всех обществах институт семьи  осуществляет в разной степени  физическую, экономическую и психологическую  защиту своих членов. Мы привыкли  к тому, что задевая интересы  и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью,  члены которой защищают своего  близкого.

7.Экономическая функция.  Ведение членами семьи общего  хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует  формированию крепких экономических  связей между ними. Семья представляет  собой ячейку общества.

37. Понятие этноса. Типы этносов. Современные тенденции  в развитии нации. Межнациональные  конфликты. Причины межнациональных  конфликтов.

Этнос (от греч. – «общество», «группа», «племя», «народ») – устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально  объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве  общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.

Виды этноса – нации, народности, этнические и этнографические группы. Их представители могут проживать  компактно при наличии или  отсутствии своей национальной государственности, а могут быть распределены среди  других народов.

Этническая группа – немногочисленная общность, основой которой являются язык, общность происхождения, культуры, быта и традиций.

Изучение этнических структур необходимо для понимания специфики  современного общественного развития. Национальная проблематика находит  свое место и в экономике, демографии, политологии, этнографии и других гуманитарных науках.

В современном мире практически  не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно  отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически  однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе  приходится сосуществовать на одной  территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Основные две тенденции  в развитии современных межнациональных  отношений:

Интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение  наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество).

Стремление ряда народов  сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

Межнациональный конфликт —  одна из форм отношений между национальными  общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием  этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных  столкновений, открытых войн.

Межнациональные конфликты  по причине и характеру происхождения  могут быть:

● социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты  зарплаты, социальных пособий, не позволяющие  большинству граждан удовлетворять  необходимые потребности, монополия  представителей одного из этносов в  какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием  родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

● этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);                                             

●этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

● историческими (взаимоотношения  в прошлом – войны, былые отношения  политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

● межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

● сепаратистскими (требование создать собственную независимую  государственность или же воссоединение  с соседним «материнским» или  родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

38. Понятия и  основные виды социологических  исследований.

методов и процедур, принятых в социологии.

Виды социологического исследования:

1. Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария (методических документов): анкеты, бланка-интервью, опросного листа, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

2.  Описательное исследование  — более сложный вид социологического  анализа. С его помощью получают  эмпирическую информацию, дающую  относительно целостное представление  об изучаемом социальном явлении.  Оно обычно проводится в том  случае, когда объект анализа  — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного  предприятия, где работают люди  разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение  в структуре объекта изучения  относительно однородных групп  (например, по уровню образования,  возрасту, профессии) дает возможность  оценить, сравнить интересующие  характеристики, выявить наличие  или отсутствие связей между  ними. В описательном исследовании  может быть применен один или  несколько методов сбора эмпирических  данных. Сочетание методов повышает  достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие  выводы и обоснованные рекомендации.

3.  Самый серьезный вид  социологического анализа — аналитическое  исследование. Оно не только описывает  элементы изучаемого явления  или процесса, но и позволяет  выяснить причины, лежащие в  его основе. Поиск причинно-следственных  связей — главное назначение  такого исследования. Если в описательном  исследовании устанавливается связь  между характеристиками изучаемого  явления, то в аналитическом  выясняется, носит ли эта связь  причинный характер и что является  основной причиной, определяющей  то или иное социальное явление.  В аналитическом исследовании  изучается совокупность многих  факторов, обусловливающих то или  иное явление. Обычно их классифицируют  как основные и неосновные, постоянные  и временные, контролируемые и  неконтролируемые и т.д.

39. Методы социологического  исследования.

1. Наблюдение — это  сбор информации путём визуального  фиксирования происходящих явлений  и событий. Бывает научным и  обыденным, включенным и не  включенным. Научное наблюдение  доказывается на практике. Включенное  наблюдение — это изучение  социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это  сбор информации на основе  введения определённого индикатора  в социальную среду и наблюдения  за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор  количественных данных на основе  представленной анкеты, которая  строится по методу «воронки»:

-вводная часть (введение  в проблему),

-основная часть (вопросы  по проблеме),

-заключительная часть  (социальная).

4. Интервью — опросный  метод сбора информации, предполагающий  прямое взаимодействие интервьюера  и респондента. Бывает свободное  и стандартизированное.

5. Анализ документов —  сбор социальных данных при  изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п.  Необходимо отметить, что под  документом в социологии понимается  любой фиксированный носитель  информации. Разновидностью данного  метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации  в количественные показатели  и дальнейшая её статистическая  обработка.

40. Прикладная социология: определение, типология, методы, функции.

Прикладная социология - это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов, методик и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных процессов и явлений.

Информация о работе Определение, объект и предмет социологии