Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад
Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Эффективность организационных
форм объясняется возникновением эффекта
синергии. Проявление синергии в социальных
организациях означает прирост дополнительной
энергии, превышающий сумму
Функции социальных организаций:
1) сплочение общества; 2) удовлетворение
потребностей. Поэтому социальные организации
выражают интересы разных групп общества;
чем их больше, тем ярче выражен
спектр интересов в обществе. Существование
большого числа союзных социальных
организаций ведет к тому, что
появляется проблема их функционирования,
так как возникают конфликты.
Например общество рыбаков, охотников
конфликтует с защитниками
27. Типология социальных
организаций. Формальные и
Выделяют два основных типа организации — формальную и неформальную. Их отличает друг от друга степень формализации всех существующих в ней связей, взаимодействий и отношений. Однако на практике в организациях присутствуют как формальный аспект, так и неформальный.
Формальный аспект организации
— главное, что отличает организацию
от других социальных явлений. Организованность
подразумевает наличие
уровне различия статусов.
Статусы упорядочиваются
Неформальный аспект организации
проявляется в обязательном наличии
в ней своеобразного «фона», который
составляют морально-психологическая
атмосфера, межличностные отношения,
неявное лидерство, симпатии и антипатии
людей. Между «формой» и «фоном»
всегда существуют сложные диалектические
отношения нерасторжимой
Кристаллизация формальной структуры социальной организации составляет процесс инсгитуционализации. В ходе этого процесса формальная структура обретает как бы самостоятельное существование, не зависящее от конкретного индивида и его воли. Именно в силу такой «самостоятельности» она настолько отрывается от индивида, что перестает реагировать на индивидуальную изменчивость, утрачивает какой бы то ни было психологизм, превращаясь в социальное как таковое.
Классический функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони) рассматривает формальную организацию как самоуравновешивающуюся систему, самодостаточную в своей объективности. Главное, что отличает организацию от всех других видов групп, — это сознательное целеполагание. Организация создается с конкретной, ясно осознаваемой целью и сознательно планирует действия своих членов. Этциони указывает натотальный характер организации для общества: «Мы рождены в организации, воспитаны в ней, мы посвящаем работе в организации значительную часть своего существования... Большинство из нас в ней и умирает, и когда наступает час похорон, самая большая из организаций — государство — должна выдать разрешение на захоронение».
Степень организованности социальных отношений и повседневной жизни максимальна в индустриальном обществе. Возникновение крупных форм производства и капитала в конце XIX в. потребовало решения следующих вопросов: как рационализировать трудовой процесс и управление производством, как достигнуть поставленных целей и одновременно максимально удовлетворить потребности участников их достижения. Ответ на эти вопросы попытались дать Ф. Тайлор в своей управленческой концепции бюрократии и М. Вебер в теоретической концепции
бюрократии. Обе концепции объединяла вера в возможность идеальной социальной организации, которая может обеспечить бесперебойную, идеально скоординированную трудовую деятельность и такое же идеальное управление. Залогом всего этого, по Веберу, становилось следование принципу рациональности.
28. Социальные общности: понятие, виды.
Социальная общность —
это совокупность индивидов, объединенных
одинаковыми условиями
Виды социальных общностей
Социальные общности отличаются
огромным разнообразием конкретно-
Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений.
По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций.
По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
Сложная совокупность признаков позволяет делить все общности на два наиболее широких подкласса, вида: массовые и групповые общности, которые подразделяются на большие и малые социальные группы.
29. Понятие «социальная
группа». Типы современных
Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные
Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер.
2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.
Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов
Неформальная группа возникает
стихийно, на основе общих взглядов,
интересов и межличностных
3. В зависимости от
Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).
Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.
В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.
Малая группа — это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.
Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер
5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.
Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:
пол- возраст - доход национальность - семейное положение место жительства
Номинальные (условные) группы,
иногда их называют социальными категориями,
— выделяют с целью проведения
социологического исследования или
статистического учета
30. Социальная стратификация: понятия, критерии, виды и формы.
Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые.
Закрытым является такое
общество, где социальные перемещения
из низших страт в высшие либо полностью
запрещены, либо существенно ограничены.
Открытым называется общество, где
перемещение из одной страты в
другую никак официально не ограничены.
Рабство - экономическая, социальная и
юридическая форма закрепощения
людей, граничащая с полным бесправием
и крайней степенью неравенства.
Кастой называют социальную группу (страту),
членством в которой человек
обязан исключительно своим рождением.
Человек не может перейти из своей
касты в другую при жизни. Для
этого ему нужно родиться еще
раз. Каждый человек попадает в соответствующую
касту в зависимости от того, каким
было его поведение в предшествующей
жизни. Если плохим, то после очередного
рождения он должен попасть в низшую
касту, и наоборот. В Индии 4 основные
касты: брахманы (священники), кшатрии
(воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие
и крестьяне). Сословие - социальная
группа, обладающая закрепленными обычаями
или юридическими законами, и передаваемыми
по наследству правами и обязанностями.
Каждое сословие включало множество
слоев, рангов, профессий, чинов. Государственной
службой могли заниматься лишь дворяне.
Аристократия считалась воинским сословием.
Класс (в широком значении) - большая
социальная группа людей, владеющих, либо
не владеющих средствами производства,
занимающую определенное место в
системе общественного
31. Теория социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, П. Бурдье, П. Сорокин).
Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции (самоидентификация) и др. В эмпирических социологических исследованиях социальной стратификации обычно выделяют три-четыре основных измеряемых признаков - престиж профессии, уровень дохода, отношение к политической власти и уровень образования.
При всем различии теоретических
толкований сути социальной стратификации
можно все же выделить общее: это
естественное и социальное расслоение
общества, имеющее иерархический
характер, устойчиво закрепляемое и
поддерживаемое различными социальными
институтами, постоянно воспроизводимое
и модернизируемое. Естественные различия
между людьми связаны с физиологическими
и психологическими их особенностями
и могут служить основой
Неравенство людей – социальных
общностей является одной из главных
характеристик общества на протяжении
всей истории его развития. Каковы
же причины социального
В социологической
теории социальная
32. Социальная мобильность: определение, формы и виды.
Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»). По Сорокину под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности, направления), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Различают следующие виды мобильности:
1) горизонтальная и вертикальная.
Горизонтальная мобильность –
перемещение индивида или
а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса)
б) нисходящую (понижение социального статуса).
2) индивидуальная и групповая.
3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).
4) организованная – перемещение
по вертикали и горизонтали,
управляемое государством). Может
быть добровольной и
5) структурная – перемещение,
вызванное изменениями в
33. Понятие «культура», её признаки и элементы.
Культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек.
Культура создается людьми, культуре обучаются; поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Каждое человеческое общество
имеет собственную
Информация о работе Определение, объект и предмет социологии