Определение, объект и предмет социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад

Описание работы

Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Работа содержит 1 файл

экзамен соц..docx

— 115.95 Кб (Скачать)

Вторичное отклонение – отклонение, которое социально определяется как девиантное.

Теории девиантного поведения

  1. Теория физических типов
  2. Психоаналитические теории
  3. Социологические или культурные теории

4.  Теория аномии (ввел  Э.Дюркгейм)

  1. Теория физических типов (Ч.Ломброзо, Э.Кретшмер, В.Шелдон) состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. По Шелдону 3 основных типа: эндоморфный (округлость форм, лишний вес), мезоморфный (мускулистость, атлетичность), эктоморфный (субтильность, худоба). Что мезоморфный тип – в основном преступники и т.д., что конечно, ошибочно.
  2. В основе психоаналитических теорий (З.Фрейд, Юнг) лежит изучение конфликтов, происходящих в сознание личности. … (читай философию – сознательное Я, сверх Я против Бессознательного – либидо и мортидо)
  3. Индивиды становятся девиантами, так как процессы происходимой ими социализации бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. (наибольшее влияние оказывает семья)

4.   Теория аномии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс,  Р.Мертон)– девиантное поведение возникает как результат большого числа конфликтных норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения(аномия). Р.Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. К примеру, в Америке – все стремятся к богатству, кто не может добиться этого легально (через талант, и т.д.), тот добивается нелегально. Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность.

Следует отметить, что девиантное поведение может иметь для общества и позитивное значение. Социальные отклонения могут стать средством прогрессивного развития, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. Границы между отклоняющимся и неотклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве. Имеет место зависимость форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурологических и др. факторов.

Кроме индивидуального существует и коллективное девиантное поведение. Многочисленные формы и типы девиантного поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Среди множества факторов, обуславливающих девиантное поведение, можно выделить:

1. Индивидуальные (психологические особенности личности)

2. Социальные (экономические, политические, социокультурные условия существования общества).

Для поддержания стабильности в обществе необходимо, чтобы большинство  людей ориентировалось в своем  поведении на определенные критерии и нормы морали, религиозные нормы, политические и эстетические нормы, обычаи и традиции. Для этого существуют специальные механизмы, такие как  социальный контроль, превентивные меры коррекции уже возникшего девиантного поведения.

23. теория аномии  Э. Дюркгейма. Типы социального  поведения по Р. Мертону.

Чаще всего правонарушения являются импульсивными актами. Биологические  теории мало помогают, когда речь идет о преступлениях, предполагающих сознательный выбор.

Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Э. Дюркгейм, исследуя причины самоубийств, считал главной причиной явление, названное им аномией. Он подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулирования жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди находятся в состоянии запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.

Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим  кризисом, инфляцией. Оно может наблюдаться  и при высоком уровне миграции, что приводит к разрушению социальных связей. Обратите внимание: уровень  преступности всегда выше там, где существует высокая миграция населения. Теория аномии была развита в работах  других социологов. Были, в частности, сформулированы идеи о «социальных  обручах», т. е. уровне социальной (оседлость) и моральной (степень религиозности) интеграции, теория структурной напряженности, социального инвестирования и др.

Типы социального поведения  личности (по Р. Мертону).

Наиболее значительным является классификация девиантного поведения является классификация Р. Мертона, который исходил из следующего:

· в обществе существует общепринятые цели, ценности, идеалы, стремления к  ним есть нормы, а также в обществе есть общепринятые одобряемые средства достижения этих идеалов. Есть тип людей, которые признают общепринятые нормы, но считают, что способы их достижения должны быть иными, нетрадиционными. Этот тип он назвал инновационным;

· традиционные способы признаются, но цели либо отрицаются, либо выпадают, а способы становятся самоцелью. Он назвал это — ритуализм;

· ретрицизм. Отрицаются и цели и средства, и в целом общепринятые нормы, но ничего не предпринимается взамен;

· бунт. Отрицаются и цели и средства и вместо них предлагаются новые и цели и средства.

В социологии принято считать, что в любом обществе существуют люди, которые не приемлют и цели и средства, но подчиняются нормам, их называют конформистами. И естественно, в любом обществе есть люди, относящиеся  к одной из 4 категорий по Мертону  — нонконформисты. Нормально если в обществе большинство — конформисты, но не все, а то общество застынет. Но бывают ситуации, когда провоцируются  формы девиантного поведения и большинство людей становится вольно или невольно нонконформистами, вынуждены нарушать нормы. Эту ситуацию еще в прошлом Дюркгейм назвал аномией.

24. Социальные институты  и их роль в обществе ( понятие,  признаки).

Существование институтов связано  с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено  разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или  данной группы. Институциональной анализ социальной жизни предполагает изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение.

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких как потребность  в производстве продуктов и услуг, потребность в распределении  благ и привилегий, потребность в  безопасности, защите жизни и благополучия, потребность в социальном контроле за поведением членов общества, потребность  в коммуникации и т. д.

К числу основных институтов относятся: экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных ценностей общества (институты брака и семьи; школы, художественные учреждения); социальные или общественные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные и др.

Чем сложнее общество, тем  больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется  следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем  правилах поведения и родственных  связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как  компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний.

Социальный институт (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

К числу основных признаков  социальных институтов относятся:

Символы – образы, представления  об институте, отражающие в концентрированном  виде его специфические черты;

Основные роли – образы поведения;

Физические черты –  материальные воплощения социального  института (здания, вещи, предметы);

Кодексы поведения – способ ролей и осуществление социального  контроля.

25. Структура социальных  институтов, их типология, иерархия  и функции.

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи,  клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Все социальные институты  обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К  примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Социальные институты  помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают  к помощи института брака и  семьи, а заболев - к институтам здравоохранения  и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как  государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч.

Институты одновременно выступают  и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Функции социальных институтов:

    1. воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);
    2. социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);
    3. производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);
    4. функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели  и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение  труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение  в глобальную систему институтов.

Дисфункция социального  института – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой (общество).

 

Дисфункции:

  1. персонализация социального института (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц);
  2. существования “теневой экономики”.

26. Социальная организация:  понятие, признаки и функции.

Социальная организация  понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.

Во-первых, они обладают целевой  природой, так как создаются для  реализации определенных целей, стремятся  как можно быстрее и эффективнее  достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения  людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

Во-вторых, члены организации  распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация  – это сложная система связанных  между собой социальных позиций  и ролей входящих в нее членов.

В-третьих, характерная черта  организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному  признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В  вертикальных структурах всегда имеются  управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур.

В-четвертых, характерная  черта организации: управляющие  подсистемы формируют свои механизмы  и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов  организации. В числе важнейших  средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью  институтов, обладающих особыми полномочиями. Названные четыре фактора, по мнению А. И. Пригожина, детерминируют организационный  порядок.

Информация о работе Определение, объект и предмет социологии