Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад
Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
9. Социологическая концепция П. Сорокина.
Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г. ) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.
В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В "Системе социологии" П. А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
"Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава
2) данных в нем
процессов или его
3) происхождения и развития
общества и общественной жизни
- таковы основные задачи
Сорокин разделил социологию
на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает
явления человеческого
1. социальную аналитику,
изучающую строение, как простейшего
социального явления, так и
сложных социальных единств,
2. социальную механику, изучающую
процессы взаимодействия людей
и тех сил, которыми оно
3. социальную генетику; "Задача
генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в
10. Структурно- функциональный анализ Т. Парсонса.
Структурный функционализм (Т. Парсонс) основан на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.
Центральные категории структурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержания равновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание (обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и культурой); 4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами).
Теория социального действия, являющаяся органичной частью структурного функционализма, фактически, стала развитием и углублением аналогичной теории М. Вебера (2.1). По мнению Т. Парсонса, социальное действие характеризуется: 1) символичностью – наличием таких механизмов регуляции, как язык, традиции, ценности; 2) нормативностью – зависимостью индивидуального поведения от принятых в данном обществе правил и норм; 3) волюнтаристичностью – зависимостью социального действия от субъективных "определений ситуации".
Структура социального действия включает: 1) деятеля (aктора); 2) ситуацию; 3) ориентацию деятеля на ситуацию. Формализованная модель системы социального действия включает подсистемы: 1) социальную (она обеспечивает интеграцию действий множества индивидов); 2) культурную (содержит наиболее общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, верований, знаний); 3) личностную (отражает индивидуальные особенности личности aктора); 4) органическую (обеспечивает актора физическими и энергетическими ресурсами для взаимодействия со средой).
11. Теория конфликта
(К. Маркс, Ч.Р. Миллс, Л.
Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.
Обладающий властью или влиянием заинтересован в сохранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой.
К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры.
Маркс всесторонне обосновал
механизм возникновения и развития
социального конфликта, происходящего
в результате неравенства, которое
постоянно усиливается при
12. Исторические
условия и теоретические
Становление социологии в России началось во второй половине XIX в. в связи с ускорением социально-экономического развития страны и началом формирования гражданского общества. В начале XX в. появились первые признаки иституализации социологии. В 1910 г. был опубликован капитальный труд М. М. Ковалевского «Социология», в котором прослеживается влияние европейской социологической мысли, но уже присутствует и самостоятельный подход к вопросу о социальных детерминантах. По мнению Ковалевского, они заключены в самом социальном взаимодействии.
Были в России и представители психологического направления в социологии. В 1916 г. основано Русское социологическое общество. Среди видных российских социологов конца XIX – начала XX в. следует отметить П. А. Сорокина (основатель кафедр социологии в Петроградском и Ярославском университетах), Н. Я. Данилевского, Л. И. Мечникова, П. Л. Лаврова, Н. И. Кареева, Н. К. Михайловского и др.
В 1920-е гг. развитие отечественной
социологической науки шло
1) методология и методика
конкретных социологических
2) народонаселение и миграция;
3) труд и быт рабочих и крестьян.
В 1930-е гг. социология в нашей стране получила идеолого-политический ярлык «одной из буржуазных лженаук» и надолго была исключена из системы наук и образования.
В конце 1950-х гг. в связи с либерализацией политического режима социологическая наука в России получила ограниченные возможности возрождения.
В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. Позже, в 1969 г., организован в системе АН СССР Институт конкретных социологических исследований, позже переименованный в Институт социологических исследований, ныне Институт социологии.
С 1974 г. начал издаваться журнал
«Социологические исследования». Вскоре
появились социологические
Завершение процесса институализации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными изменениями во всей общественной жизни страны начиная с 1987 г. Тогда были созданы Всесоюзный, затем – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИКОМ), а также ряд независимых социологических служб.
Социология вошла в структуру высшего образования. Появились широкие возможности контактов и интеграции с мировой социологической наукой.
Широкое признание получили работы многих современных российских социологов (Т. И. Заславской, Г. В. Осипова, В. А. Ядова, и многих других).
13. Субъективная социология П.Л. Лаврова и Н.К Михайловского.
Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900) и Н. Михайловский (1842-1904). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Суть этого метода П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью». В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».
Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.
Разработку субъективного
метода в социологии продолжил Михайловский.
Он прямо заявлял, что «объективная
точка зрения, обязательная для естествоиспытателя,
совершенно непригодна для социологии»,
что в социологии этот метод бессилен.
А бессилен он потому, что невыполним.
Ведь социолог -не бесстрастный наблюдатель
и истолкователь тех явлений,
которые он исследует. Он неизбежно
оценивает их, и не только с познавательных,
но и иных, прежде всего нравственных
позиций, принимает их или отвергает.
Поэтому, делает вывод Н. Михайловский,
«в социологии неизбежно применение
субъективного метода». Подобный метод
породил его субъективную социологию.
По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский
- «самый талантливый сторонник
Как и Лавров, Михайловский
придерживался мнения о существовании
правды-истины и правды-справедливости.
Сам он по этому поводу высказывался
так: «Безбоязненно глядеть в
глаза действительности и ее отражению
- правде-истине, правде объективной, и
в то же время, сохранять и правду-
14. Общество как социальная система. Основные признаки общества.
Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других. 1 признак – территория, на которой происходит консолидация социальных связей; 2 признак – универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер, т.к. общество включает в себя всё многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определённого территориального пространства; 3 признак – автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счёт высокого уровня внутренней саморегуляции; 4 признак – интегративность, которая проявляется с одной стороны, в том, что ему удаётся подчинять себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру. Т.о. общество – это особый, необычайно сложный вид организации социальной жизни, включающее в себя всё многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ, обладающее такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, упорядоченность отношений между соц. институтами и общностями, интегрировать соц. новообразования и подчинять своей логике поведение остальной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствующей территории, воспроизводить в своих действиях единую ткань многообразных социальных взаимодействий. Общество как и любой другой объект действительности представляет собой сложную систему, испытывающую внешние (со стороны природы и соц. объектов) и внутренние (особенность собственной структуры организмов) воздействия. Целостная система – совокупность компонентов, образующих целое, взаимодействие которых порождает новое качество, причём это новое качество не присуще одному её элементу. Структура цел. сист.: элементы, связи, взаимосвязи, целостность, упорядоченность, ранжированность, саморегуляция. Отличие социальных систем от несоциальных заключается в том, что в соц. сист. имеются процессы регуляции, делящиеся на научные и ненаучные. Отличие природных и социальных явлений – изменение природных объектов не ведёт за собой изменение законов физического бытия – вечный х-р законов.
….
Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.
Информация о работе Определение, объект и предмет социологии