Определение, объект и предмет социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад

Описание работы

Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Работа содержит 1 файл

экзамен соц..docx

— 115.95 Кб (Скачать)

В социологии выделяются два вида культуры: материальная (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения, здания; техника и др.) и нематериальная (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).

Основные элементы культуры

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сохранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут  отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному  творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила — регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Манеры составляют этикет. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к наруйению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое жашреклонение перед традицией порождает консерватизм ж застой в общественной жизни. Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.

Ритуал, Обряд.

Культура – это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано  с сознательной преобразующей деятельностью  человека.

Понятие «культура» может  использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и  деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие «культура» может  фиксировать способ жизнедеятельности  отдельного индивида (личная культура), социальной группы (национальная культура) и всего общества в целом.

Культуру можно разделить  по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю  культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли  – на общую (например, в системе  общего образования) и специальную  (профессиональную);

3) по генезису – на  народную и элитарную;

4) по видам – на материальную  и духовную;

5) по характеру – на  религиозную и светскую.

Элементы:

Язык – знаковая система  для установления коммуникаций. Знаки  различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается  как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями  человека к миру.

Ценности – это представления  о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют  различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и  чего следует избегать (оценка –  отнесение к ценности).

Нормы – это формы регуляции  поведения в социальной системе  и ожидания, определяющие круг допустимых действий. Различают следующие виды норм:

1) формализованные правила  (все, что официально записано);

2) правила морали (связаны  с представлениями людей);

3) образцы поведения (мода).

Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором  соединяются интеллектуальный, чувственный  и волевой компоненты.

Обряды, обычаи и традиции. Обряд – это совокупность символических  коллективных действий, воплощающих  в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения  и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд).

Обычай – воспринятая  из прошлого форма социальной регуляции  деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и  является привычной для его членов.

Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и  сохраняющееся в течение длительного  времени.

34. основные функции  и формы культуры. Типология культура.

Культура-

Формы:

- высокая культура ( живопись, архитектура, музыка и .тд.);

- народная культура (фольклор);

- массовая культура (из-за  урбанизации преследует коммерческий  характер);

- субкультура- совокупность  культурных образцов тесно связанных  с доминирующей культурой, но  в тоже время не похожа на  нее);

- контркультура- это совокупность  принятой группой культурных  образцов, которые противоположны  образцам.

Функции:

-ф. трансляции социальных  опытов;

- познавательная функция;

- регулятивная;

- знаковая;

- ценностная.

Характеристики культуры современности:

- информационная перенасыщенность, обусловливается развитием новых  технологий;

- изменение характера  и статуса знаний;

- противоречивость и многообразия, отсутствие определенности ;

- рост гедонистических  и потребительских настроений ( чел.получ.удовол.от жизни);

- свобода выбора, неопр.  и многообразие поведения. 

….

Функции:

Коммуникативная функция  связана с накоплением и трансляцией  социального опыта (в том числе  межпоколенческого), передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

Регулятивная проявляется  в создании ориентиров и системе  контроля человеческих действий.

Интегрирующая связана с  созданием системы значений, ценностей  и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций  культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной  интеграции социальных систем. Это  характеристика интегрального свойства социальных систем.

Формы:

Материальная культура - превращение  природных материалов и энергии  в соответствии с человеческих целей, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый  и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и  задает уровень жизни общества, формирует  материальные запросы людей и  предлагает способы их удовлетворения.

Духовная культура.К ней относят продукты духовной деятельности человека, которые существуют преимущественно в идеальном виде: понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура - это продукт общественного развития, ее основное назначение заключается в продуцировании сознания.

Информационная культура

Информационная культура - ее основой являются знания о информационную среду, законы его функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках, эффективной жизнедеятельности  в информационном обществе.

 Физическая культура

Физическая культура - превращение  биологического начала в самом человеке; формирование социально необходимых  навыков, умений и качеств человеческого  тела.В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания и пищеварения).

35. Понятие массовая  культура, субкультура, контркультура.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии  и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления.

СУБКУЛЬТУРА – система  ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности , низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п.

Молодежные субкультуры  часто также рассматриваются  как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления , создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье.

Контркультура, или альтернативная культура – это субкультура, которая  по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин появился в 1960-х  гг., когда в западных обществах  наблюдался расцвет контркультурных  движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название "новых левых" ( в отличие  от "старых" левых – движения рабочего класса) . Они вырабатывали новые теории, новые стратегии  поведения в отношении образа жизни и институтов западного  общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми  ценностями и моделями поведения.

36. Сущность, структура  и функции современной семьи.

Семья является предметом  изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются Производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.

Социологическая дефиниция  семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений в семье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой, одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу.

В любом обществе семья  имеет двойственный характер. С одной  стороны, это социальный институт, с  другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья — малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара.; Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Информация о работе Определение, объект и предмет социологии