Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:53, доклад
Социология- наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных соц. систем, наука об механизмах действия и формах проявл. соц. законов действительности личности, соц. групп, общностей и т.д.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения дв подросткового периода ребенок усваивает социальный-опыт некритически, адаптируется, приспосабливается- подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди*"других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
— сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
— изменение себя, «стать как все»;
— конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
19. Статусно- ролевая концепция личности.
Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций . Каждая из этих позиций , предполагающая определённые права и обязанности , называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе . Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так , что главный статус обусловлен его должностью (например , директор , профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде , жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках , ценностях, ориентациях).
Различают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус определен обществом независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями, способностями самого человека (например, писатель, врач, эксперт, консультант по управлению, доктор наук и т.д.).
Выделяют также естественный
и профессионально-должностной
Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:
Социальную роль следует рассматривать в 2-х аспектах:
Между
ними никогда не бывает
полного совпадения. Но каждый
из них имеет большое
значение в поведении
В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида, т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.
20. Социальный порядок. Нормы и санкции, механизм их взаимодействия.
Социальный контроль — способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правого) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социологически-культурных характеристик данной социальной системы.
Кроме того, социальный
контроль — это элемент более
общей системы регулирующих
Социальное (групповое) действие, выступая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивидуальных действий, в силу чего они становятся реакцией на социальные действия. Индивидуумы (индивидуальное действие) и социальная группа (социальное действие) — таковы исходные элементы системы социального контроля. К ним относятся также те промежуточные переменные социально-психологического характера, которые, будучи структурными элементами субъектов (индивида и социального образования), непосредственно влияют на характер и направленность их действий. К их числу относятся: а) самосознание и самооценка субъекта (как индивида, так и социальной группы); б) восприятие и оценка субъектом социальной ситуации (социальная перцепция), присущие как индивиду, так и социальной группе.
Социальный контроль может либо усиливать возникающие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму.
Социальные нормы —
это требования, предписания, пожелания
и ожидания соответствующего поведения.
Возникновение и
В основе возникновения
социальных норм («общих правил»)
лежат, прежде всего,
Социальные нормы в
силу этого становятся — на
стороне индивида — мерой его
поведения, и на стороне
Содержание социальных
норм выводится, прежде всего,
из реального поведения
21. Социальный контроль: понятие, виды, функции.
Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:
— регулятивную - контроль
является важнейшим фактором
социальной регуляции на всех
уровнях жизни общества —
— охранительную - социальный
контроль служит сохранению
— стабилизирующую
- социальный контроль, организуя
поведенческие ожидания, обеспечивает
предсказуемость поведения
.Виды социального контроля.
В зависимости от
субъекта, осуществляющего контроль,
последний подразделяется на
формальный и неформальный. Формальным
называется контроль со
По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход выполнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каждом этапе.
22. Понятие, типы и формы девиантного поведения.
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от нормы (негативные и позитивные девиации), поступки и действия, отклоняющиеся от социальных норм.
Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.).
Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.).
Причины девиантного поведения:
Различают следующие формы девиантного поведения:
Индивидуальные отклонения – индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. Групповые отклонения – отклонения группы от общепринятой морали(субкультура).
Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе – такое отклонение воспринимается обществом как маленькая шалость, эксцентричность или ошибка.
Информация о работе Определение, объект и предмет социологии