Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:12, реферат
Руководство организации испытывает удовлетворение в том случае, если
организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти
всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка
или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.
Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной
силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей
в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут
также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной
организации.
Неформальные
группы в организации
Введение.
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения
целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в
каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных
групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти
неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество
деятельности
и организационную
Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства,
они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый
руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать
сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение
сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции,
невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения
целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто
приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной
организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно
выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных
лиц и групп, от которых зависит их деятельность.
Руководство организации испытывает удовлетворение в том случае, если
организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти
всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка
или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.
Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной
силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей
в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут
также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной
организации.
Руководителям необходимо примирять требования неформальных групп организации
с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость
побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или
использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования
потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных
групп.
1.
Понятие групп
и их значимость
Человек нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость
от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими
людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и
незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много
времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают
психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для
такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от
характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически
всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них
другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая
тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс
происходит, случайное скопление людей становится группой.
Характерными особенностями группы является следующее:
1. Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и
тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы.
Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения: мы, у
нас, наши, нам и т.п.;
2.
Взаимодействие между членами
группы носит характер
контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе
люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным
взаимодействиям «человеческую» форму;
3.
В группе наряду с формальным
распределением ролей, если
существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно
признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов
идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о
взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе,
четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и
доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов – они
ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой
задачи.
Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель, но и член группы. При этом группа оказывает на него огромное влияние.
Не существует стандартного определения малой группы, т. к. это очень гибкое явление. Но можно дать описание этому явлению, рассмотрев характерные особенности малой группы.
Малая группа (в дальнейшем — группа) — это относительно обособленное объединение людей, которые
часто взаимодействуют друг с другом;
определяют себя как члены одной группы;
разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует;
участвуют в единой системе разделения ролей;
идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами;
воспринимают группу как источник удовлетворения;
находятся в
кооперативной
ощущают себя как некое единство;
координируют действия по отношению к среде;
способны выработать
индивидуализированное
Группа — это относительно обособленное объединение нескольких людей (не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Итак, люди объединяются в группы не только для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него. Группа — это среда самоутверждения и самопознания, это объективная потребность человека в коммуникациях.
В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:
формальные;
неформальные.
Формальные группы создаются для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной стратегией по воле руководителей организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.
В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и общественные организации.
Неформальные группы образуются членами организации, часто спонтанно, в соответствии с их взаимными симпатиями, общностью интересов, увлечениями, привычками и т. п. На большинстве предприятий существует множество неформальных групп. Их может быть столько, сколько основ для общения. Благодаря формальной структуре люди взаимодействуют друг с другом на протяжении многих лет.
Естественным результатом общения является спонтанное возникновение неформальных групп.
Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы оказывают существенное влияние на поведение членов группы, порою даже большее, чем формальные.
Основные причины вступления в неформальную группу.
1. Принадлежность.
Социальная потребность, потребность в принадлежности к той или иной группе — является одной из самых сильных. Именно в группе происходит самопознание, самоопределение,
самоутверждение. Групповая динамика активизирует существующие потребности человека, создает новые и одновременно является источником (средой) их удовлетворения.
2. Помощь.
Подчиненные с
большим желанием обратятся за помощью
к коллегам, чем к непосредственному
руководителю, даже если трудности
возникли при решении производственных
задач. Атмосфера доверия и
3. Защита.
Объединение происходит достаточно часто при возникновении какой-либо угрозы, опасности, для совместной защиты личных или групповых интересов. Например, опротестовать вредные условия работы, несправедливую оплату труда и т. п. Конфликт в формальной группе, попытки формального руководителя разрушить сложившиеся неформальные отношения — все это способствует сплочению существующих неформальных групп или приводит к созданию новых.
4. Общение.
В основе неформального общения лежат интересы, ценности, увлечения и т. п. Именно по этой причине на предприятии может быть столько неформальных групп, сколько общих тем для общения. Так же неформальное общение в группе — это дополнительный неформальный канал поступления важной для человека информации, касающейся как ситуации на предприятии, так и вне ее.
5. Симпатии, дружеское общение.
Группа предоставляет человеку возможность препровождения времени в приятном для себя окружении, избежать одиночества, состояния потерянности, ненужности.
Менеджера не может
не интересовать состояние взаимодействия
в группе, потому что от этого
зависит эффективность
Эффективная группа — это группа, в которой взаимодействия характеризуются сплоченностью, взаимоуважением, взаимопониманием.
Формальные и
неформальные группы в организациях
Формальные и неформальные группы
По определению Марвина Шоу, "группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц".
Исходя из
этого определения, можно