Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:12, реферат
Руководство организации испытывает удовлетворение в том случае, если
организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти
всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка
или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.
Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной
силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей
в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут
также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной
организации.
лояльность отдельного начальника у коллектива, которым он руководит.
После того как администрация добилась лояльности своих руководящих, они
становятся защитниками точки зрения организации перед своими коллективами.
Довольно редко бывает легко завоевать лояльность руководящих работников и тем
самым добиться их самоотождествления с организацией, потому что каждый
администратор не может быть совершенно невосприимчивым к позициям и
требованиям нижестоящих работников. Противовесом его человеческим склонности
находить удовлетворение в самоотождествлении со своими подчиненными может
служить лишь перспектива большего удовлетворения в качестве компенсации за
отождествление с теми, кто занимает более высокое положение.
2.2.4. Замена руководителя
Если добиться лояльности главы подразделения не удалось, то учреждение может
заменить его – и порой заменяет – тем, кто ему предан. Однако применение
этого метода имеет свои пределы. Во-первых, если трудовой коллектив отказался
способным удержать лояльность прежнего руководителя, то он вполне может
оказаться способным и завоевать лояльность нового. Не знакомый прежде с
работой руководитель вынужден в значительной степени опираться на
профессиональные советы своих подчиненных. Он подвергается такому же давлению
со стороны организации и групп, как и его предшественник. Он сталкивается с
теми же явлениями. Он каждый день общается с подчиненными, которых в конце
концов начинает любить и уважать. Вряд ли возможно, чтобы такое множество
воздействий не оставило в нем глубокий след.
Во-вторых, в тех случаях, когда новый руководитель сопротивляется
самоотождествлению со своим подразделением и сохраняет лояльность учреждению
в целом, появляются новые трудности. Прежний разрыв в цепочке отождествлений
между подразделением и учреждением может смениться новым пробелом между
руководителем и его подразделением. Новый руководитель может не суметь
обеспечить сотрудничество и необходимый вклад своих подчиненных, и положение
с точки зрения учреждения может оказаться не лучше, чем прежде. Поэтому
замена руководителей – это механизм ограниченной пригодности для укрепления
лояльности со стороны структурного подразделения по отношению к учреждению, в
которое оно входит.
2.2.5. Перевод на другое место работы
Многообещающим механизмом укрепления лояльности членов организации и усиления
их самоотождествления с организацией в целом служит практика частых переводов
сотрудников из подразделения в подразделение. Подобная практика, если ей
строго и разумно следовать, вероятно, приведет к появлению в организации
значительного числа людей, обладающих весьма разнообразным опытом, что
способствует
самоидентификации с более
– хотя нет никаких оснований полагать, что такая практика полностью уничтожит
преданность работников неформальным группам. Подобные индивидуумы, широко
отождествляющие себя с организацией, призваны стать своеобразным корпусом
миссионеров организации и послужить противовесом, разобщающим силам
отождествления с узкой группой.
2.2.6. Размещение кабинетов
Еще один механизм
воздействия заключается в
кабинетов. Уже отмечалось, что служащие встречаются и устанавливают
неформальные отношения с теми, кто работает рядом с ними, чаще, чем с теми,
кто работает в отдалении. Поэтому формированию настоящего руководящего
аппарата отдела или управления может способствовать размещение руководителей
в одном месте или на одном этаже. Термины «верхний этаж» или «передний
кабинет», часто применяемые к высшему руководящему составу, вероятно,
происходят от соответствующего расположения кабинетов.
2.2.7. Признание естественных лидеров
Решающий административный механизм контроля за групповым поведением – это
выявление естественных лидеров и управление ими. Один из современных
теоретиков, развивая эту мысль, пишет: «Каждому руководителю надлежит знать,
кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя
тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда
неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может
подорвать мотивацию
и удовлетворенность
формальной организации».[1]
Если естественный лидер находится вне формальной организационной схемы, он
зачастую рассматривается как «возмутитель спокойствия». Он может стать
центром коллективного
сопротивления влиянию
развита склонность к доминированию, т.е. если он активно проявляет
властолюбие, то он, возможно, начнет осознано или неосознанно совершать
поступки, которые позволят ему возглавить неформальную группу в ее
сопротивлении организации. Способный человек на должности много ниже своих
возможностей может просто от отчаяния направить свою энергию на то, чтобы
стимулировать недовольство в своем трудовом коллективе. Такие личности часто
становятся организаторами группировок, которые они вовлекают в заговор с
целью добиться официального лидерства в организации, на их взгляд,
принадлежащего им по праву. Бдительному руководству нередко удается
контролировать и использовать эти разрушительные тенденции путем «поглощения»
естественных лидеров и предоставления им официального признания. Часто после
того, как лидеры «захвачены», начавшаяся революция терпит поражение.
Поскольку количество руководящих постов в организационной иерархии
ограничено, проблему естественного лидера не всегда можно решить повышением.
Порой альтернативное решение дает горизонтальное перемещение. Человека,
виновного в горизонтальном проступке (нарушителя с точки зрения организации в
целом), можно перевести на такую должность, где он способен принести меньше
вреда, или же его можно переводить достаточно часто, чтобы у него не было
времени нанести вред.
2.2.8. Обмен информацией
Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две
категории: формальная и неформальная передача информации.
В каждой организации существует некая официальная структура, с помощью
которой сведения передаются по назначению. Но эта формальная их передача
дополняется большим количеством информации, передача которой происходит от
желания и даже нетерпения работников поделиться ею друг с другом даже тогда,
когда это официально не разрешено или даже запрещено.
Система неформальной передачи информации является одновременно необходимой,
неизбежной и иногда раздражающей. В то время как она часто дает возможность
организации быстрее, чем по формальной процедуре, получать информацию и
приспособиться к меняющимся условиям, она же вносит разлад в официальные
соотношения полномочий и затрудняет координацию. Довольно часто неофициально
переданная информация бывает искаженной и неверной, поскольку она не подлежит
официальному контролю.
Гибкое использование развитой системы формальной и, что особенно важно,
неформальной передачи информации дает возможность организации выполнять свои
задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты
понимания, а
руководству организации
неформальные группы, что было бы невозможно при наличии лишь формальной
системы.
Заключение
Проблема существования
и взаимного влияния
социальной организации имеет очень большое значение в современном
менеджменте. Поскольку организации любого размера состоят из групп, менеджеру
необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития
формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать
важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению
тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями,
поскольку неформальные
организации динамично взаи
организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к
труду и к начальству.
В число проблем, связанных с неформальными организациями, входят: снижение
эффективности, распространение ложных слухов и тенденция сопротивляться
переменам. К
потенциальным выгодам
организации, высокий дух коллективизма и более высокая производительность
труда наблюдаются в тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально
установленные.
Чтобы увеличить эффективность работы всей организации, справиться с
потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной
организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать
с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы,
учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать
неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем
оперативного предоставления официальной информации.
Литература
1. Радченко А.В., Смирнов Э.А. Теория организации /Курс лекций под ред.
Г.Р. Латфулина, – М.: ГУУ, 1999.
2. Я.В. Радченко. Организация – порядок. Учеб. пособ.– М.: БЕК, 1998.
3. Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации /Пер. с
англ. – М.: Фонд
«За экономическую грамотность»