Неформальные группы в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- Обосновать методы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение , обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего звена” , перевод сотрудников на другое место работы, признание естественных лидеров, обмен информацией в организации.

Работа содержит 1 файл

курсачменеджмент.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

 

Введение

В трудах по управлению постоянно подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.

     Говоря  о том , какую роль играет система управления “человеческими ресурсами” в развитии компании один из руководителей американской компании 3М сказал : “Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается в число критических факторов экономического успеха . В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса , совершенствования технологий , организационных структур , маркетинга , послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют прежде всего люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду , в которой реализуется трудовой потенциал , развиваются личные способности , люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений.”

     Руководящие работники   организации испытывают удовлетворение  в  том случае , если организация  продолжает свое существование  как единый организм. Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.  

     Неформальные группы , которые образуются в организациях , являются мощной силой , которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации с сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации.

     Руководителям “среднего звена” необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.

Цель работы:

- Обосновать методы более эффективного  управления неформальными группами  в процессе функционирования  организации.

Задачами работы являются:

-    Сделать анализ неформальной  группы. Для этого необходимо: дать  общее понятие группы , рассмотреть  отличия неформальных групп от  формальных  , а также характеристику  неформальной группы , ее возникновение  и роль в процессе функционирования организации;

-  Провести исследование процесса  управления неформальными группами: исследовать механизм  и рассмотреть  методы эффективного управления  данными группами , а именно: консультации  с группами , обучение и внушение , обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов , признание естественных лидеров , обмен информацией в организации;

 

 

Глава1. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

     1.1. Общее понятие группы и ее классификация.

     Не существует канонизированного  определения малой группы , так  как это достаточно гибкое  и подверженное влиянию обстоятельств  явление. Однако широко принят  достаточно общий , устоявшийся  взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц , находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями , позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям , происходящим в окружении.

     Характерными особенностями  группы является следующее:

  • члены   группы   идентифицируют  себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы;
  • взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов , личного разговора , наблюдения поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом , придавая формальным взаимодействиям “человеческую” форму;
  •   в группе наряду с формальным распределением ролей , если таковое существует , обязательно складывается неформальное распределение ролей , обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей , другие склонны к координации усилий членов группы , третьи заботятся о взаимоотношениях в группе , о поддержании хорошего климата в коллективе , четвертые следят за тем , чтобы был порядок в работе , все выполнялось в срок и доводилось до конца и др.

     Существует два типа  групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

     Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации . Они имеют формально назначенного руководителя ¸ формально определенную структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально закрепленные за ними функции и задачи. 

     Формальная группа  имеет следующие особенности:

  • она рациональна , т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности , сознательного движения к известной цели;
  • она безлична , т.е. рассчитана на индивидов , отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.

     В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами , и она подчиняется лишь функциональным целям.

     Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях , хотя они не представлены в схемах , отражающих строение организации , ее структуру.

     Неформальные группы  обычно имеют свои неписаные  правила и нормы поведения  , люди хорошо знают , кто входит  в их неформальную группу , а  кто нет. В неформальных группах  складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее , чем формальные структуры.

      Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей , норм , действий , являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

     Неформальная группа  проявляется в двух разновидностях:

  • представляет собой внеформальную организацию , в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией.
  • представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей , возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами , т.е. непосредственная , стихийно возникающая общность людей , основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения , любительские группы , отношения престижа , лидерства , симпатий и т.д. )

     Картина неформальной  группы чрезвычайно пестра и  изменчива по направленности  интересов , характеру деятельности , по возрастному и социальному  составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности , стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

  • просоциальные, т.е. социально-положительные группы;
  • ассоциальные т.е. группы , стоящие в стороне от социальных проблем;
  • антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества , вызывающая у него тревогу

 

1.2. Характеристика неформальной  группы.

    

     Жизнь группы , ее функционирование находится под влиянием трех факторов:

  • характеристики членов группы;
  • структурные характеристики группы;
  • ситуационные характеристики.

     Все эти факторы  не только находятся во взаимодействии , взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы , так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека , изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.

1. К характеристикам членов группы , оказывающим влияние на ее  функционирование , относятся личностные  характеристики человека , а также способности , образование и жизненный опыт.      

2.   Структурные характеристики  группы включают в себя :

а. Коммуникации в группе и нормы  поведения (кто с кем и как  контактирует);

б. Статус и роли (кто занимает какую  позицию в группе и что делает);

в. Личные симпатии и антипатии  между членами группы (кто кому нравиться и кто кого не любит);

г. Силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние , кто готов  слушать и кому подчиняться).

          Симпатии  и антипатии между людьми в  основном носят индивидуальную окраску и подоплеку. На установление дружеских отношений между людьми оказывают значительное влияние несколько моментов:

  • личностные характеристики взаимодействующих . Люди любят тех , кому нравятся те же явления  , вещи , процессы , которые нравятся им , т.е. люди любят тех , кто похож на них , кто близок им по духу , вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем , кто имеет одинаковую с ними или близкую расу , национальность , образование , систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют большие шансы установить дружеские отношения , чем те , у кого личностные характеристики существенно различаются;
  • наличие территориальной близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы , тем выше вероятность того , что они установят дружеские отношения. Это же относиться к близости расположения их мест жительства;
  • частота встреч , а также от ожидания того , что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем;
  • насколько успешно функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени , чем неуспешное функционирование группы;
  • наличие одной цели , которой подчинены действия всех членов группы. Если члены группы разобщены решением индивидуальных задач , взаимные симпатии и дружественность складываются реже , чем если они работают над решением общей для всех задачи;  
  • широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия коллектива.

     Наличие симпатий  в отношениях между людьми , наличие  дружеских отношений между членами  группы оказывает огромное влияние  на настроение людей , на их удовлетворенность своей работой , своим членством в группе. Однако нельзя однозначно сказать , что дружеские отношения между членами группы оказывают только положительное влияние на результаты труда и функционирования организации в целом. Они много времени будут проводить в бесполезных для работы разговорах , перекурах , чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаться от работы и резко снижая результативность своего труда. При этом они могут отвлекать от работы других , создавая атмосферу безделия и расслабленности.      

  3.   Ситуационные характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом.    

В маленьких по размеру группах  возникает больше сложностей с достижением  соглашения , и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации , так как члены группы обычно ведут себя более сдержано и концентрировано.

     Пространственное расположение  членов группы оказывает заметное  влияние на их поведение. Выделяются  три важных характеристики пространственного расположения индивида  , от которых зависят взаимоотношения между человеком и группой. Во-первых , это наличие постоянного или определенного места или территории. Отсутствие ясности в данном вопросе порождает множество проблем и конфликтов в межличностных отношениях. Во-вторых , это личное пространство , то есть то пространство , в котором находиться тело только данного человека. Пространственная близость в размещении людей может порождать множество проблем , так как людьми не воспринимается близкое расположение к ним других людей без учета возраста , пола и т.п. В-третьих , это взаимное расположение мест. Если человек занимает рабочее место во главе стола , то это в глазах других членов группы автоматически ставит его в позицию лидера. Руководство , зная эти и другие вопросы расположения членов группы , может добиваться значительного эффекта только за счет правильного размещения рабочих мест.

     К особенностям характеристики  неформальных групп относятся:

  1. Социальный контроль.

     Неформальные организации  осуществляют социальный контроль  за своими членами. Первым шагом  к этому является установление  и укрепление норм – групповых  эталонов приемлемого и неприемлемого  поведения. Чтобы быть принятым  группой и сохранить в ней свое положение , личность должна соблюдать эти нормы. Чтобы укрепить соблюдение этих норм , группа может применять довольно жесткие санкции , а тех , кто их нарушает , может ждать отчуждение. Это – сильное и эффективное наказание , когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей.

Информация о работе Неформальные группы в организации