Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:54, курсовая работа
Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Проанализировать неформальные группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами, а именно: консультации с группами, обучение и внушение, обеспечение лояльности руководящих работников, замена руководителя “среднего звена”, перевод сотрудников на другое место работы, размещение кабинетов, признание естественных лидеров, обмен информацией в организации;
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…….. 3
1 Категория группы и ее характеристика…………………...……. 5
1.1 Общее понятие группы и ее классификация ……..…….…. 5
1.2 Характеристика формальной и НЕФОРМАЛЬНОЙ групп … 8
1.3 Возникновение неформальной группы и ее роль в
процессе функционирования организации ……………... 16
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ …………………...… 20
2.1 Механизм управления неформальными группами ….... 22
2.2 Методы управления неформальными группами ………. 26
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ
ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППАМИ
В КОМПАНИИ “эР-тЕЛЕКОМ” ……………………………………..…. 33
3.1 пРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ …...… 33
3.2 РЕЗУЛЬТаТЫ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА ………….….………...…. 38
3.3 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ГРУППАМИ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………...………….… 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….………… 43
НОУ ВПО «Институт законоведения и управления ВПА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Теория организации
Анализ и оптимизация управления неформальными группами в процессе функционирования организации
Тула 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..……..
1 Категория группы и ее характеристика…………………...……. 5
1.1 Общее понятие группы и ее классификация ……..…….…. 5
1.2 Характеристика формальной и НЕФОРМАЛЬНОЙ групп … 8
1.3 Возникновение неформальной группы и ее роль в
процессе функционирования организации ……………... 16
2 УПРАВЛЕНИE НЕФОРМАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ …………………...… 20
2.1 Механизм управления неформальными группами ….... 22
2.2 Методы управления неформальными группами ………. 26
3 ПРИМЕНЕНИЕ ДАННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ
ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРУППАМИ
В КОМПАНИИ “эР-тЕЛЕКОМ” ……………………………………..…. 33
3.1 пРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ …...… 33
3.2 РЕЗУЛЬТаТЫ ПРОВЕДЕННОГО АНАЛИЗА ………….….………...…. 38
3.3 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ ГРУППАМИ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………...………….… 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….………… 43
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. В трудах по управлению постоянно подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм.
Говоря о том, какую роль играет система управления “человеческими ресурсами” в развитии компании один из руководителей американской компании 3М сказал: “Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается в число критических факторов экономического успеха. В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, совершенствования технологий, организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют, прежде всего люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественного признания своих достижений”
Руководящие работники организации испытывают удовлетворение в том случае, если организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.
Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной организации.
Руководителям “среднего звена” необходимо примирять требования неформальных групп организации с требованиями стоящего над ними руководящего аппарата. Данная необходимость побуждает менеджеров к поиску нестандартных приемов управления людьми или использовать имеющиеся приемы более эффективно с целью использования потенциальных выгод и уменьшения отрицательного воздействия неформальных групп.
Объектом исследования в данной работе является компания ЗАО «ЭР-Телеком».
Предметом исследования являются неформальные группы в ЗАО «ЭР-Телеком».
Цель работы:
- Обосновать способы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Проанализировать неформальные группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование
1. Категория группы и ее характеристика
1.1. Общее понятие группы и ее классификация.
Не существует канонизированного определения малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу как относительно обособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на неком общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.[4]
Характерными особенностями группы является следующее:
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Формальная группа имеет следующие особенности:
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным группам относятся:
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта. [9]
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.[1]
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:
Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу и т.д. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:
1. Просоциальные т.е. социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;
2. Асоциальные т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем;
3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.[9]
1.2. Характеристика формальной и неформальной групп.
Исходя из определения Шоу, можно считать, что организация любого
размера состоит из нескольких групп. Руководство создает группы по своей
воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по
вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Например, производство на заводе можно разделить на более мелкие подразделения – механообработки, окраски, сборки. Эти производства в свою очередь можно делить и дальше. К примеру, производственный персонал, занимающийся механообработкой можно разделить на 3 различных коллектива по 10 – 16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.