Неформальные группы в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:12, реферат

Описание работы

Руководство организации испытывает удовлетворение в том случае, если
организация продолжает свое существование как единый организм. Однако почти
всегда реальные стереотипы поведения и отношений членов организации слегка
или весьма далеко отходят от формального плана руководства организации.
Неформальные группы, которые образуются в организациях, являются мощной
силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей
в организации и сводить на нет усилия руководства. Неформальные группы могут
также нести в себе и положительное влияние на деятельность формальной
организации.

Работа содержит 1 файл

Социлогия.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

Сплоченность. Сплоченность группы - это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа - это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. У высокосплоченных групп обычно бывает меньше проблем в общении, а те, что бывают, - менее серьезные, чем у других. Но если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации.

 Уровень сплоченности  во многом влияет на то, какого  типа организационная культура  складывается на предприятии – адаптивная или неадаптивная. Таким образом, и на культуру можно влиять через изменение уровня сплоченности групп.

 Потенциальным  отрицательным последствием высокой  степени сплоченности является  групповое единомыслие. 

Групповое единомыслие - это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы.

 Члены такой  группы считают, что несогласие  подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует  избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. Тенденция держаться общей линии в обсуждении самоукрепляется. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения. Каждый полагает, что все остальные думают одинаково. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

Конфликтность. Ранее упоминалось, что различие во мнениях обычно приводит к более  эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность  конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым ссорам и другим проявлениям открытых конфликтов. Наиболее пагубны межличностные и деструктивные конфликты.

Статус членов группы.

Статус –  очень относительный параметр. Помимо статуса в организационной иерархии, тот или иной человек обладает и другими статусами – возрастным, экспертным, “стажем” работы внутри компании, имиджевым и т.д.

Статус той  или иной личности в организации  или группе может корректироваться и рядом факторов. Эти факторы  могут способствовать повышению  и понижению статуса в зависимости  от ценностей и норм группы. Члены группы, чей статус достаточно высок всегда оказывают большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако, это далеко не всегда ведет к повышению эффективности.

 Критическим  фактором, определяющим эффективность работы группы, является также поведение каждого из ее членов. Чтобы группа функционировала эффективно, ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию.

 В целом,  можно говорить о двух типах ролей в группе – целевые и поддерживающие.

 Целевые роли  распределены таким образом, чтобы  иметь возможность отбирать групповые  задачи и выполнять их. Поддерживающие  роли подразумевают поведение,  способствующее поддержанию и  активизации жизни и деятельности группы.

 Примерами  целевых ролей в группах могут  быть:  

 1. Инициирование деятельности.  

2. Поиск информации.  

3. Сбор мнений.  

4. Предоставление информации.  

5. Высказывание мнений.  

6. Проработка.  

7. Координирование.  

8. Обобщение.  

  Поддерживающие роли  могут предполагать:  

1. Поощрение.  

2. Обеспечение участия.  

3. Установление критериев.  

4. Исполнительность..  

5. Выражение чувств  группы.  

 Высокий уровень  эффективности группы может свидетельствовать  о ее развитии до уровня согласованной команды. Однако отличие команд от групп заключается также и в том, что команды чаще совпадают с формальными организациями, и создаются, развиваются, как правило, по четко определенному плану, в сочетании с целями организации в целом.

Неформальные  группы же складываются, как мы отметили, скорее стихийно и могут не только не совпадать, но и противоречить  как структуре организации, так  и внутриорганизационным отношениям, целям формальной организации.   

           Неформальные группы 

Неформальные  группы возникают в следствии  принципиальной неполноты формальных

групп, поскольку  должностными инструкциями все возможные  ситуации, какие

могут случится, предусмотреть попросту невозможно, а формализовать все

субъективные  представления в качестве норм для регуляции общественных

отношений возможно только при тоталитарных политических режимах.

Неформальные  группы создаются не распоряжениями руководства и формальными

постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными

симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п.

Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в

схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные  группы обычно имеют свои неписаные  правила и нормы поведения,

люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В

неформальных  группах складывается определенное распределение ролей и позиций.

Обычно эти  группы имеют явно или неявно выраженного  лидера. Во многих случаях

неформальные  группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже

большее, чем  формальные структуры.

Неформальные  группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно)

сложившуюся систему  социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом

более или менее  длительного межличностного общения.

Неформальная  группа проявляется в двух разновидностях:

1.      Представляет собой вне формальную  организацию, в которой

неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное)

содержание, и  существуют параллельно с формальной организацией. Например,

оптимальная система  деловых связей, стихийно складывающейся между

работниками, некоторые  формы рационализации и изобретательства, способы

принятия решения  и т.д.

2.      Представляет социально-психологическую  организацию, выступающую в

виде межличностных  связей, возникающих на основе взаимного  интереса индивидов

друг к другу  вне связи с функциональными  нуждами, т.е. непосредственная,

стихийно возникающая  общность людей, основанная на личном выборе связей и

ассоциаций между ними, например, товарищеские отношения, любительские группы,

отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива  по направленности

интересов, характеру  деятельности, по возрастному и социальному составу. В

зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения

неформальные  организации можно классифицировать по трем группам:

1.      Просоциальные, т.е. социально-положительные  группы. Это общественно-

политические  клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив,

группы экологической  защиты и спасения памятников культуры, клубные

любительские  объединения и др. Они имеют, как  правило, позитивную

направленность;

2.      Асоциальные, т.е. группы, стоящие  в стороне от социальных проблем;

3.      Антисоциальные. Эти группы –  самая неблагополучная часть  общества,

вызывающая у  него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота,

неспособность понять других, иную точку зрения, с  другой – часто собственные

боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют

выработке крайних  взглядов у отдельных ее представителей.

    

     

2.    Синтез формального  и неформального  в организации 

Всякая реально  существующая организация как социальная система всегда

является соединением формальных и неформальных элементов, она как бы состоит

из двух «половинок», соотношение между которыми очень  подвижно и зависит от

степени формализации или правовой регламентации в  окружающей среде, возраста

самой организации, ее культуры и стиля делового поведения, которого

придерживается  ее руководство.

     2.1.           Роль групп в процессе функционирования  организации

Формальная организация  создается по воле руководства. Но как  только она

создана, она  становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют

отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за

чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после  работы. Из социальных

взаимоотношений рождается множество дружественных  групп, неформальных групп,

которые все  вместе представляют неформальную организацию.

Неформальная  организация – это спонтанно  образовавшаяся группа людей, которые

вступают в  регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и

у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой

неформальной  организации. Важно понять, что в  большой организации существует

не одна неформальная организация. Большинство из них  свободно объединены в

своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная

организация – это, по существу, сеть неформальных организаций. Для

образования таких  групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря

формальной структуре  организации и ее задачам, одни и  те же люди обычно

собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые

в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто  вынуждены проводить

больше времени  в обществе своих коллег, чем в  своей собственной семье. Более

того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их

часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации

во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого

интенсивного  социального взаимодействия является спонтанное возникновение

неформальных  организаций.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в

которые они  оказываются вписанными. Они в  некотором роде организованы так  же,

Информация о работе Неформальные группы в организации