Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

 

8. Критически оценивал учение К. Маркса, в том числе его материалистическое понимание истории:

а) Н. Михайловский

г) М. Вебер

б) М. Туган-Барановский

д) Г. Спенсер

в) Б. Кистяковский

 

9. «Социальные факты следует рассматривать как вещи». Так считал:

а) О. Конт

г) Э. Дюркгейм

б) Г. Спенсер

д) Н. Михайловский

в) П. Сорокин

 

10. Идея разделения власти и независимости, основных её ветвей была основана:

а) О.Контом

в) Э.Дюркгеймом

б) Монтескье

г) М.Вебером

11. Понятие «аномия» было введено в научный оборот:

а) О.Контом

в) Э.Дюркгеймом

б) Монтескье

г) М.Вебером

12. Социальные взаимодействия предопределяют характер социальных действий в теориях 2-х западных социологов:

а) Мертон

в) Конт

б) Парсонс

г) Дюркгейм

13. Работа «Психология толпы» принадлежит:

а) О. Конт;

в) Г. Лебон;

б) М.Вебер;

г) П.Сорокин

14. Закон возрастания связанности и перехода от гомогенности к гетерогенности сформулирован:

а) О. Контом

в) Г. Спенсером

б) Д. Миллем

г) Ф. Энгельсом

15. Подобно Г. де Тарду, рассматривал подражание как органическое проявление личностной и социальной психологии людей:

а) М. Ковалевский

в) П. Сорокин

б) Н. Бердяев

г) Н. Кареев

 

 

 

28. Терминологический тест

 

1. Согласно концепции Т. Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию целедостижения, это…

а) политическая

в) родство

б) экономическая

г) культура

2. Целерациональное действие по М. Веберу предполагает:

а) действие через привычку

г) действие через эмоции и чувства

б)действие через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и другую ценность

в) ожидание определенного поведения как «условия» для рационально направленных и регулируемых целей

3. О. Конт считал, что социология должна делиться на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика, по его мнению, должна соответствовать:

а) физиологии общественного организма

б) анатомии общественного организма

в) психологии общественного организма

г) антропологии

4. Какому из фазисов умственного развития человечества была свойственна идеология солидарности по О. Конту:

а) социальному

в) метафизическому

б) теологическому

г) позитивному

5. Понятие, предложенное Р. Мертоном, для обозначения последствий любого социального института, которые препятствуют сохранению общества:

а) функция

в) девиация

б) дисфункция

г) аномия

6. Какие объекты исследования являются основными для символического интеракционизма:

а) общество в целом

в) межличностные взаимодействия

б) власть

г) социальные институты

7. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир:

а) феноменология

г) этнометодология

б) классификация

д) интерпретация

в) интернализация

 

8. Для описания взаимодействия структур и социального действия английский социолог Э. Гидденс использует термин:

а) структурация

в) самореференция

б) интерпретация

г) habitus

9. Понятие, которое ввёл В. Парето:

а) функция

г) дисфункция

б) деривация

д) социальный институт

в) девиация

 

10. Герберт Спенсер впервые стал использовать это понятие:

а) социальные группы

в) социальные институты

б) социальные общности

г) личность

 

Дискуссия:

«Микро- и макросоциология: возможен ли синтез?»

Изучая историю социологии, нельзя не обратить внимание на тот факт, что уже на протяжении полутора веков параллель­но развиваются две плохо согласующиеся теоретические парадигмы: микросоциологическая и макросоциологическая. Точ­ка в историческом споре макро- и микротеоретиков до сих пор не поставлена.

Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на типических образцах поведения, кото­рые дают возможность понимания общества в целом. Эти образ­цы (паттерны) можно назвать структурами, они включают се­мью, образование, экономическое и политическое устройство об­щества, религию. Люди включены в систему социальных струк­тур и посредством их теснейшим образом связаны между собой. Главный интерес для макросоциологических теорий представля­ет собой изучение глобальных закономерностей в развитии об­щества, взаимоотношений основных элементов общественной сис­темы и изменения этих отношений.

Микросоциологические парадигмы фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на процесс развития общества.

Ученые, работающие в области микросоциологии, уверены, что социальные явления могут быть поняты только с точки зрения тех смыслов, которые люди вкладывают в свое взаимо­действие.

Сторонники макросоциологии оперируют понятиями культуры, социальных институтов, социальных систем, струк­тур, общества.

Приверженцы микросоциологии используют понятия социального поведения, межличностного взаимодействия, мо­тивов и стимулов.

К основным макросоциологическим парадигмам относят­ся функционализм и конфликтная социология. Наиболее изве­стные микросоциологические парадигмы — теория социального действия М. Вебера, символический интеракционизм, фе­номенология, этнометодология.

Для участия в дискуссии студенческая группа может быть разделена на три части. Первая, предварительно ознакомив­шись с соответствующей литературой, будет представлять макросоциологическую парадигму, вторая — микросоциологичес­кую. Задача всех остальных участников, оценив сильные и слабые стороны парадигм, попытаться соединить макро- и микросоциологические подходы, навести между ними «тео­ретические мосты». Необходимо отметить, что, хотя методоло­гическая пропасть между разными подходами к изучению общества в целом незаполнима, в истории социологии пред­принимались небезуспешные попытки их соединения.

В ходе дискуссии участники отвечают на следую­щие вопросы:

      каковы особенности микро- и макросоциологического подходов к анализу социальной реальности?

      что является объектом исследования?

      какие методы исследования используются в макросоци­ологии, а какие в микросоциологии?

      кто из учёных предпринимал попытки соединить оба подхода в своих работах? Насколько успешными оказались такие попытки?

      правомерно ли считать макросоциологический под­ход теоретическим, а микросоциологический — эмпиричес­ким? С какими науками сопрягается первый подход, а с какими — второй?

      в чем заключается кризис современной социологии?

      каковы теоретические перспективы различных парадигм в социологии? Есть ли у них будущее?

В истории социологии много и других теоретичес­ких «дуэлей». Споры между теоретической и приклад­ной социологией, между номинализмом и реализмом, между человекоцентрированными и социоцентрированными, конфликтологическими и эволюционными под­ходами также могут стать основой для дискуссии.

 

 

Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Цель занятия: Дать представление о социологическом исследовании, его видах. Рассмотреть структуру и порядок составления программы социологического исследования. Изучить особенности методов сбора эмпирических данных, познакомиться с инструментарием исследования.

 

Основные положения

 

Информация о работе Методичка по социологии