Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
8. Критически оценивал учение К. Маркса, в том числе его материалистическое понимание истории:
а) Н. Михайловский | г) М. Вебер |
б) М. Туган-Барановский | д) Г. Спенсер |
в) Б. Кистяковский |
|
9. «Социальные факты следует рассматривать как вещи». Так считал:
а) О. Конт | г) Э. Дюркгейм |
б) Г. Спенсер | д) Н. Михайловский |
в) П. Сорокин |
|
10. Идея разделения власти и независимости, основных её ветвей была основана:
а) О.Контом | в) Э.Дюркгеймом |
б) Монтескье | г) М.Вебером |
11. Понятие «аномия» было введено в научный оборот:
а) О.Контом | в) Э.Дюркгеймом |
б) Монтескье | г) М.Вебером |
12. Социальные взаимодействия предопределяют характер социальных действий в теориях 2-х западных социологов:
а) Мертон | в) Конт |
б) Парсонс | г) Дюркгейм |
13. Работа «Психология толпы» принадлежит:
а) О. Конт; | в) Г. Лебон; |
б) М.Вебер; | г) П.Сорокин |
14. Закон возрастания связанности и перехода от гомогенности к гетерогенности сформулирован:
а) О. Контом | в) Г. Спенсером |
б) Д. Миллем | г) Ф. Энгельсом |
15. Подобно Г. де Тарду, рассматривал подражание как органическое проявление личностной и социальной психологии людей:
а) М. Ковалевский | в) П. Сорокин |
б) Н. Бердяев | г) Н. Кареев |
28. Терминологический тест
1. Согласно концепции Т. Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию целедостижения, это…
а) политическая | в) родство |
б) экономическая | г) культура |
2. Целерациональное действие по М. Веберу предполагает:
а) действие через привычку | г) действие через эмоции и чувства |
б)действие через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и другую ценность | в) ожидание определенного поведения как «условия» для рационально направленных и регулируемых целей |
3. О. Конт считал, что социология должна делиться на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика, по его мнению, должна соответствовать:
а) физиологии общественного организма
б) анатомии общественного организма
в) психологии общественного организма
г) антропологии
4. Какому из фазисов умственного развития человечества была свойственна идеология солидарности по О. Конту:
а) социальному | в) метафизическому |
б) теологическому | г) позитивному |
5. Понятие, предложенное Р. Мертоном, для обозначения последствий любого социального института, которые препятствуют сохранению общества:
а) функция | в) девиация |
б) дисфункция | г) аномия |
6. Какие объекты исследования являются основными для символического интеракционизма:
а) общество в целом | в) межличностные взаимодействия |
б) власть | г) социальные институты |
7. Какой термин предложил Г. Гарфинкель для обозначения методов, которые используют люди, воспроизводя социальный мир:
а) феноменология | г) этнометодология |
б) классификация | д) интерпретация |
в) интернализация |
|
8. Для описания взаимодействия структур и социального действия английский социолог Э. Гидденс использует термин:
а) структурация | в) самореференция |
б) интерпретация | г) habitus |
9. Понятие, которое ввёл В. Парето:
а) функция | г) дисфункция |
б) деривация | д) социальный институт |
в) девиация |
|
10. Герберт Спенсер впервые стал использовать это понятие:
а) социальные группы | в) социальные институты |
б) социальные общности | г) личность |
Дискуссия:
«Микро- и макросоциология: возможен ли синтез?»
Изучая историю социологии, нельзя не обратить внимание на тот факт, что уже на протяжении полутора веков параллельно развиваются две плохо согласующиеся теоретические парадигмы: микросоциологическая и макросоциологическая. Точка в историческом споре макро- и микротеоретиков до сих пор не поставлена.
Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на типических образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Эти образцы (паттерны) можно назвать структурами, они включают семью, образование, экономическое и политическое устройство общества, религию. Люди включены в систему социальных структур и посредством их теснейшим образом связаны между собой. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение глобальных закономерностей в развитии общества, взаимоотношений основных элементов общественной системы и изменения этих отношений.
Микросоциологические парадигмы фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия, которые, в свою очередь, влияют на процесс развития общества.
Ученые, работающие в области микросоциологии, уверены, что социальные явления могут быть поняты только с точки зрения тех смыслов, которые люди вкладывают в свое взаимодействие.
Сторонники макросоциологии оперируют понятиями культуры, социальных институтов, социальных систем, структур, общества.
Приверженцы микросоциологии используют понятия социального поведения, межличностного взаимодействия, мотивов и стимулов.
К основным макросоциологическим парадигмам относятся функционализм и конфликтная социология. Наиболее известные микросоциологические парадигмы — теория социального действия М. Вебера, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.
Для участия в дискуссии студенческая группа может быть разделена на три части. Первая, предварительно ознакомившись с соответствующей литературой, будет представлять макросоциологическую парадигму, вторая — микросоциологическую. Задача всех остальных участников, оценив сильные и слабые стороны парадигм, попытаться соединить макро- и микросоциологические подходы, навести между ними «теоретические мосты». Необходимо отметить, что, хотя методологическая пропасть между разными подходами к изучению общества в целом незаполнима, в истории социологии предпринимались небезуспешные попытки их соединения.
В ходе дискуссии участники отвечают на следующие вопросы:
каковы особенности микро- и макросоциологического подходов к анализу социальной реальности?
что является объектом исследования?
какие методы исследования используются в макросоциологии, а какие в микросоциологии?
кто из учёных предпринимал попытки соединить оба подхода в своих работах? Насколько успешными оказались такие попытки?
правомерно ли считать макросоциологический подход теоретическим, а микросоциологический — эмпирическим? С какими науками сопрягается первый подход, а с какими — второй?
в чем заключается кризис современной социологии?
каковы теоретические перспективы различных парадигм в социологии? Есть ли у них будущее?
В истории социологии много и других теоретических «дуэлей». Споры между теоретической и прикладной социологией, между номинализмом и реализмом, между человекоцентрированными и социоцентрированными, конфликтологическими и эволюционными подходами также могут стать основой для дискуссии.
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель занятия: Дать представление о социологическом исследовании, его видах. Рассмотреть структуру и порядок составления программы социологического исследования. Изучить особенности методов сбора эмпирических данных, познакомиться с инструментарием исследования.
Основные положения