Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

 

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

Цель занятия: Дать представление об основных предпосылках и этапах развития социологии как науки. Определить основные направления в развитии социологии и их отличительные особенности. Показать отличительные особенности развития социологии в России.

 

Основные положения

 

1. Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Учение об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона «Законы», «О государстве». Уже в период царствования Солона в Греции существовала сложная система статистического учёта доходов граждан. Система учёта доходов стала  основой реформ, осуществляемых Солоном в  594 г. до н.э., по которым все население делилось по имущественному цензу на 4 сословия, разряда, представители которых пользовались различными социальными правами. Для того чтобы написать свою книгу «Политика», Аристотель обобщил огромный опыт городов-государств (158 полисов) и разработал классификацию государственных форм. Статистические исследования велись Сервием Туллием в Риме. С именем Сервия Туллия легенда связывает праздник, на который собирались все жители города, и каждый приносил с собой соответственно пола и возраста монету соответствующей стоимости.

В Новое время эта проблематика разрабатывается в произведениях Н. Макиавелли, Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса и др. Тогда ещё было преждевременно говорить о существовании социологии как самостоятельной науки. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.

Особо следует отметить три великих открытия в естествознании второй трети XIX в., которые оказали наибольшее влияние на необходимость появления новой науки об обществе — социологии, это создание клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории в биологии.

Среди открытий того времени, сделанных в области изучения живой природы, в первую очередь следует отметить создание клеточной теории. В 1838-1839 г.г. ее выдвинули, обосновали и развили немецкие ученые — биолог Теодор Шванн (Schwann) (1810-1882) и ботаник Маттиас Якоб Шлейден (Schleiden) (1804-1881). Справедливости ради следует отметить, что первые основы этой теории были заложены еще в 1827-1834 гг. русским ботаником П.Ф.Горяниновым и в 1837 г. чешским биологом Я.Пуркине.

Большое значение имело также появление эволюционного учения великого английского естествоиспытателя-новатора Чарльза Роберта Дарвина (Darwin) (1809-1882). 24 ноября 1859 г. в Лондоне вышел основной труд Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь».

Производственная практика выступала основным источником развития науки в области естествознания, приведшим к открытию закона сохранения и превращения энергии. Первый проект универсального парового двигателя — первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия — был разработан в 1763 г. русским теплотехником И.И. Ползуновым (1728-1766), но, к сожалению, осуществить этот проект ему не удалось. В 1774-1784 гг. английский изобретатель Джеймс Уатт (Watt) (1736- 1819) изобрел паровую машину с цилиндром двойного действия. Созданный им универсальный тепловой двигатель был первым и до конца XIX в. оставался практически единственным универсальным двигателем. Этот двигатель сыграл большую роль в переходе к машинному производству, в прогрессе промышленности и транспорта.

Большое значение для будущей статистической науки сыграло возникновение в первой половине XIX в. во Франции еще одного направления — статистикo-математического, основателем которого стал Ламбер Адольф Жак Кетле (Quetelet) (1796-1874).

Особо следует отметить две «великие революции» ХVIII-ХIХ столетий в Европе — промышленную революцию и Великую Французскую революцию 1789-1794 гг., которые выступили своего рода катализаторами появления новой науки — науки об обществе. Эти две революции стали сутью и истоками происшедших экономических и политических преобразований всей эпохи. Эти революции положили начало эпохе утверждения капитализма в Западной Европе.

2. Огюст Конт (полное имя — Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт) родился 19 января 1798 г. во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С августа 1817 по 1824 гг. становится личным секретарём у известного французского мыслителя-утописта Клода Анри де Рувруа Сен- Симона (1760-1825)

В 1839 г. О. Конт в четвертом томе своей важнейшей работы «Cours de philosophie positive» (Курс позитивной философии) впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. В 47-й лекции на странице 245 впервые употребив термин «социология», в примечании он оправдывает введение нового термина следующим образом: «Мне кажется, что я должен рискнуть употребить здесь этот новый термин, вполне равносильный уже введенному мною наименованию «социальная физика», чтобы иметь возможность обозначить одним словом эту заключительную часть естественной философии, относящуюся к позитивному изучению основных законов, свойственных социальным явлениям. Необходимость такого наименования, отвечающего специальному назначению этого тома, оправдает, надеюсь, это последнее пользование законным правом, к которому я всегда прибегал со всей возможной осмотрительностью, не переставая испытывать глубокое нерасположение к обычаю систематических неологизмов».

Слово позитивное, в переводе на русский язык — положительное, О.Конт использует для обозначения «новой общей философии». Сущность слова положительное, как отмечает О.Конт в своей работе «Дух позитивной философии» (М.. 1910), заключается в следующем:

      во-первых, «слово положительное означает реальное в противоположность химерическому». Т.е. новое мышление посвящено исследованиям, доступным нашему уму, оно исключает непроницаемые тайны;

      во-вторых, оно «указывает контраст между полезным и негодным», Т.е. все умозрения должны быть направлены на то, чтобы «беспрерывно улучшать условия нашего действительного индивидуального или коллективного существования, вместо напрасного удовлетворения бесплодного любопытства»;

      в-третьих, оно «употребляется для определения противоположности между достоверным и сомнительным»;

      в-четвертых, «состоит в противопоставлении точного смутному»;

      в-пятых, «употребляется, как противоположное отрицательному».

Предназначение новой философии заключается в том, чтобы преимущественно организовывать, а не разрушать. Первые четыре характерные для новой философии черты отличают её от всех предшествующих форм, свойственных первоначальной философии: теологической и метафизической. Пятое указывает её отличие от господствующего до этого метафизического духа, который мог быть только критическим.

В начале ХХ века, а именно  20-е годы нашего столетия обусловили новый социальный заказ к обществоведению. Нужно было получить рецепт управления сегодняшними людьми. К социологии обращаются взоры управленцев, политиков и др. Развитие социологии в этот период ознаменовалось бурным ростом эмпирической социологии – комплексных социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов жизни с использованием специальных методов. Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Элтона Мэйо в 1927-32 гг. Испытуемых разбили на две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе изменили освещение рабочих мест, температуру воздуха в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. В ходе эксперимента было установлено, что эти факты играют незначительную роль. Главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. Было открыто явление неформальной организации трудовых коллективов. Группа рабочих разделялась на подгруппы не по профессиональным, а по личным признакам. Выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. На основе Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина «человеческих отношений». Методологической основой явились следующие принципы:

1) Человек представляет собой социальное существо, ориентированное на других людей.

2) С природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности.

3) Руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей или на чисто технические факторы поднятия производительности труда. Такая ориентация способствует удовлетворенности индивида своей работой.

4) Производительность труда будет выше, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, а экономические стимулы – социально-психологическими.

Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке проблем мотивации поведения.

3. Возможности ознакомления русских учёных с основными идеями и работами западных социологов способствовало следующее:

— во-первых, многие русские учёные продолжительное время проживали за рубежом (например, М.М.Ковалевский с 1887 по 1905 год; П.Л.Лавров с 1870 г. до конца своей жизни, 1900 г.; Л.И.Мечников — в Японии с 1874 по 1876 гг., Швейцарии 1883-1888; значительную часть своей жизни как рантье провел за границей Е. Де-Роберти и т.д. и т.п.) и были лично знакомы с западными социологами (например, М.М.Ковалевский — со Г.Спенсером и К.Марксом, правда, если с первым отношения ограничились двумя-тремя встречами в доме философа Дж.Льюиса и его жены, то со вторым встречался чуть ли не еженедельно в течение двух лет, после этого они продолжали изредка обмениваться письмами; П.Л. Лавров — с К.Марксом и Ф.Энгельсом; М.М.Ковалевский и Е.В.Де-Роберти — с Г.Тардом; Б.А.Кистяковский — Г.Зиммелем;

— во-вторых, хорошее знание многих европейских языков, что позволяло читать многие работы О.Конта в подлиннике как в России, так и за рубежом (например, в учебных библиотеках можно было встреть книги О.Конта, правда, на французском языке), а также чтение западных периодических изданий (например, В.Г.Белинский дополнительную информацию о контизме получил благодаря статьями из «Revue des Deux Mondes” и “Jornal des Debats»);

— в-третьих, публикация всех новинок в русских периодических изданиях в тот же год, что и за рубежом, а иногда и несколько раньше. Во многих журналах при этом практиковалось печатанье книг известных западных учёных по социологии частями, позже издаваемых отдельно;

— в-четвертых, быстрый, часто уже через два-три года, перевод многих основных работ западных мыслителей на русский язык (например, уже в 1866 г. было начато издание семитомного «Собрания сочинений» Г.Спенсера; в 1867 г. выходит на русском языке первое издание «Огюст Конт и положительная философия» (2-е изд., 1897); работа Г.Тарда «Les lois de l’imition. Etudes sociologiques» в 1890 г. вышла на французском языке, а в 1892 г. — уже на русском «Законы подражания»; работа Ф.Г.Гиддингса «The principles of sociology» выходит в 1896 г., а в 1898 г. — уже на русском языке «Принципы социологии» и т.д. и т.п.), при этом некоторые работы западных социологов, как отмечает И.А.Голосенко, на русском языке печатались раньше, чем на родном языке автора;

— в-пятых, выход большого числа разного рода серьезных критических анализов идей западных социологов в виде статей в журналах и отдельных брошюрах (например, за период с 60-х г. XIX в. до середины 20-х г. XX в. в русской печати больше всего откликов было на О.Конта, Г.Спенсера и Г.Тарда — по 36, на Э. Дюркгейма — 30, на Г. Зиммеля — 22, на Л.Уорда — 19;

— в-шестых, многие важные социологические статьи и произведения отечественных и западных социологов публиковались в общих журналах, которые распространялись «в так называемой большой публике и, сколько известно, находили в ней многочисленных читателей»;

— в-седьмых, переход русских издателей, из-за нежелания казенного просвещения издавать западных авторов, в конце XIX — начале XX вв. к непосредственному контакту с западными социологами, либо связи через отечественных ученых, итогом чего стал широко имевший место «перевод с разрешения автора», «перевод с рукописи», «авторизованный перевод» (например, П.Ф.Николаев занимался переводами и пропагандой книг многих западных авторов, особенно Л.Уорда, в связи с чем вел с ним активную переписку).

Самой главной особенностью можно считать то, что как развитие социологии в России, так и процесс ее институционализации делятся на два больших периода. Отличительным для социологии в России был ее запрет на протяжении почти 30 лет. Хотя, конечно, нельзя сказать, что теоретической социологии вообще не существовало. Ее просто вновь вернули в лоно философии, и она развивалась как исторический материализм, как чисто философская наука.

 

Основная литература:

 

1.      Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

2.      Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX – XX вв. – М., 1995.

3.      Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – Санкт-Петербург, 1996.

4.      Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.      Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

 

Дополнительная литература:

 

1.      Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.

2.      Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999.

3.      Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону, 1996.

4.      Миненков Г.Я. Введение в историю российской социологии.- Мн., 2000.

Информация о работе Методичка по социологии