Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

Еще один подход восходит к работам В.П. Рожина и В.П. Тугаринова, которые выделили сферу социального как самостоятельную наряду с экономической, политической, духовной. На этой базе была выдвинута концепция исследования социальных отношений и всей социальной сферы как объекта и предмета социологии. Данная концепция была связана с желанием придать социологии социально-прикладную функцию (Иванов В.Н. Социология в системе научного управления обществом. М., 1984. с. 8-9.). Эта точка зрения сохраняет своих сторонников и в настоящее время. Так, в учебнике, выпущенном в Харькове, утверждается, что «закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии» (Социология. Наука об обществе. Учеб. пособие/Под ред. В.П. Андрущенко. Харьков, 1996, с. 19).

По мнению Ж.Т. Тощенко, все без исключения осуществленные исследования (и теоретиче­ские, и прикладные), независимо от провозглашенных целей, как правило, начинают анализировать социальные процессы, и явления, выясняя состояние реально функционирующего общественного сознания и поведения людей. Прежде всего, нужно отметить, что реальное сознание, вырастая из непосредст­венно практической деятельности, не отделено от общественного бытия. Более того, оно отражает (и мы думаем, вполне обоснованно) не только случайные, стихий­ные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития обще­ства (пусть и в несовершенном виде). Реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рацио­нального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. Кроме того, реальное сознание присуще не только отдельной личности или слу­чайным группам людей. Оно - продукт коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложив­шихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возмож­ности познания глубинных сущностных процессов, оно даже предполагает его постоян­ное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм - политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроиз­водится всеми видами деятельности человека. Так как любая деятельность несет в себе принципиальные, сущностные моменты общественной деятельности, то можно сказать, что сознание, порождаемое этой деятельностью, способно фиксировать общую линию развития. То, что это сознание оперирует «первичными мыслительными формами», ни в коей мере не означает, что сфера реального, практического сознания ограничивается только «мелкими» вопросами бытия. Именно это противоречие - отра­жение непосредственно окружающей действительности и возможность глубинного, а не поверхностного ее восприятия - и характеризует состояние реального сознания и соответствующее поведение людей.

2. Различные точки зрения на соотношение теории, методологии и методов в структуре социологического знания определяются в зависимости от научных принципов, которых придерживаются авторы в исследованиях социальной реальности. Несмотря на многообразие трактовок исходных положений реально существуют в и функционируют в социологической науке три парадигмы, методологические стратегии: социологический реализм (объект исследования – общество, социальные системы, социальные структуры, социальные институты), социологический номинализм (объект исследования – индивид, личность, человек, социальные группы и общности), социологический конструктивизм (объект исследования – общественное сознание и поведение в условиях конкретной среды). В зависимости от того, какой аспект социальной реальности, социальной жизни был избран предметом анализа, основополагающим исходным понятием выступают общество или человек как личность, или синтез того и другого и их органическая целостность. Традиция социологического реализма восходит к О.Конту, Г. Спенсеру и практически ко всем исследователям социологии XIX века, включая отечественных. Затем ориентация на общество претерпела определенную модификацию в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Дарендорфа и др. Социологический номинализм получил четкое оформление в трудах М. Вебера, Дж. Мида, Дж. Хоманса и др. Эта парадигма обращается к человеку, ориентируется на то, что решающая роль в реальной жизни принадлежит человеку, его деятельности. В центре анализа – личность как исходное понятие социологии. Социологический конструктивизм учитывает взаимосвязи между макро- и микросоциологией, между структурно-функциональной и конфликтологической ориентациями. В основе этой методологической стратегии лежат концепции К. Маркса и Г. Зиммеля.

Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представление и научных понятий об общественных явлениях и процессах. Это, прежде всего определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Важной частью структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.

Еще одна составляющая структуры социологического знания – научные представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Следующей стороной структуры социологического знания выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.

Структура социологического знания может рассматриваться как теоретическая и эмпирическая – разрабатывается базовый, исходный уровень социологического знания, т.е. теория и методология, применяются общенаучные и специальные методы. Назначение теоретической социологии – осуществляется типологизация и классификация имеющейся социальной информации, опираясь на накопленное научное знание. Выявляются закономерности, тенденции и перспективы развития как изучаемых процессов и явления, так и самой социологической науки. Эмпирическая социология – приобретает ценность информация как регистрация происходящих явлений и процессов, их последствий. Формы эмпирической социальной информации – статистические и социологические данные, документы, публикации, сведения личного характера (письма, дневники, воспоминания) и т.д. Методы получения – опросы, интервью, контент-анализ, экспертные оценки и т.д.

Классификация социологического знания на фундаментальные и прикладные призвана ответить на вопрос: каков способ не только получения, но и решения актуальных проблем, ставших предметом социологической науки.

Социологическое знание может быть представлено по уровню и степени осмысления всего объекта и предмета социологии.

Общесоциологические теории касаются, как правило, глубинных или, как говорят в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы  о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. Важным разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами.

Системные (обобщающие) социологические теории, которые иногда называют отраслевыми – это экономическая социология (исследуются социальные проблемы экономической жизни, удовлетворение потребностей и интересов людей), социология социальной жизни (изучается социальная структура, социальные институты, социальные общности), политическая социология (обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений в отношении людей к процессам функционирования властных организаций, политическое сознание, политическая культура), социология духовной жизни (изучается деятельность людей по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, процесс социализации личности, массовая информация, наука и т.д.), социология управления (исследуется механизм регулирования социальных процессов, специфические особенности управления в конкретной области сознания и поведения людей).

Специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, специфические связи с другими явлениями и процессами, в целостности образуя составную часть той или иной сферы общественной жизни. Например, в экономической социологии это социология труда, рынка, города, миграционные процессы и т.д.; в социальной жизни – этносоциология, социология молодежи, семьи и т.д.; в политической социологии – социология права, военная социология, социология власти, политических партий; в социологии духовной жизни – образование, наука, культура и т.д.

Частные (вспомогательные) концепции, объектом которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, производные от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Например, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам, в рамках социологии образования – дошкольное воспитание, высшее образование, непрерывное образование и т.д.

Поскольку современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны между собой, встречается деление на макросоциологические, микросоциологические теории и теории «среднего уровня» (термин был введен Р. Мертоном в 1947 году). Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень изучает крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и т.д.). В современной западной социологии к макросоциологии  относятся преимущественно теоретические концепции, такие как структурный функционализм, неомарксизм, теория конфликта, функционализм и др. Микросоциологические теории  (символический интеракционизм, этнометодология, теории обмена и др.) сосредоточены на сфере непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, сфере повседневной реальности, социального поведения и его мотивации, социализации личности и т.д.). Сюда же включаются и эмпирические исследования. Теории «среднего уровня» играют роль посредников в структуре социологического знания: с одной стороны, они всегда существуют в рамках той или иной более общей теории общества, откуда они черпают свои методологические установки для интерпретации эмпирических фактов и другие подходы, а с другой стороны, они сами выступают в качестве теоретической базы более конкретных социологических исследований. В последние годы эта схема модифицируется. Особенно большому сомнению ее существование подвергается в российской социологии, где на роль общей социологической теории претендовал исторический материализм, отрицая при этом за социологией какой-либо статус самостоятельной науки и отводя ей лишь область конкретных эмпирических исследований.

3. Каково же место социологии в системе общественных наук? До недавнего времени место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом при обсуждении ее соотношения с историческим материализмом. От полного отождествления с истматом до роли обслуживающей дисциплины, от трактовки истмата как методологической основы социологии до отрицания ее полной самостоятельности – вот спектр мнений, который был предметом обсуждения в 60 – 80-х гг. Социальная философия концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена на установление закономерностей развития человеческого общества. Социология, используя знание этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология – социальную структуру, социальные институты, культуру и т.п. Философия изучает сущность человека, личности, то социология – личность как социальный тип. Социология осуществляет задачу, непосильную общей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социология участвует в анализе поведения работника в решении всех без исключения экономических, организационных, технических, управленческих и других задач, связанных с функционированием форм собственности. В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имея общий предмет исследования, они между тем – серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению с политологией, не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит более определенную задачу – выявить роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.

 

Основная литература:

1.           Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.

2.           Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2006.

3.           Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4.           Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа//Социс.-2007.-№9.-С. 5-16.

5.           Фролов С.С. Социология: Учебник. – М., 1999.

6.           Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

Информация о работе Методичка по социологии