Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
Еще один подход восходит к работам В.П. Рожина и В.П. Тугаринова, которые выделили сферу социального как самостоятельную наряду с экономической, политической, духовной. На этой базе была выдвинута концепция исследования социальных отношений и всей социальной сферы как объекта и предмета социологии. Данная концепция была связана с желанием придать социологии социально-прикладную функцию (Иванов В.Н. Социология в системе научного управления обществом. М., 1984. с. 8-9.). Эта точка зрения сохраняет своих сторонников и в настоящее время. Так, в учебнике, выпущенном в Харькове, утверждается, что «закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии» (Социология. Наука об обществе. Учеб. пособие/Под ред. В.П. Андрущенко. Харьков, 1996, с. 19).
По мнению Ж.Т. Тощенко, все без исключения осуществленные исследования (и теоретические, и прикладные), независимо от провозглашенных целей, как правило, начинают анализировать социальные процессы, и явления, выясняя состояние реально функционирующего общественного сознания и поведения людей. Прежде всего, нужно отметить, что реальное сознание, вырастая из непосредственно практической деятельности, не отделено от общественного бытия. Более того, оно отражает (и мы думаем, вполне обоснованно) не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть и в несовершенном виде). Реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. Кроме того, реальное сознание присуще не только отдельной личности или случайным группам людей. Оно - продукт коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.
Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов, оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм - политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Так как любая деятельность несет в себе принципиальные, сущностные моменты общественной деятельности, то можно сказать, что сознание, порождаемое этой деятельностью, способно фиксировать общую линию развития. То, что это сознание оперирует «первичными мыслительными формами», ни в коей мере не означает, что сфера реального, практического сознания ограничивается только «мелкими» вопросами бытия. Именно это противоречие - отражение непосредственно окружающей действительности и возможность глубинного, а не поверхностного ее восприятия - и характеризует состояние реального сознания и соответствующее поведение людей.
2. Различные точки зрения на соотношение теории, методологии и методов в структуре социологического знания определяются в зависимости от научных принципов, которых придерживаются авторы в исследованиях социальной реальности. Несмотря на многообразие трактовок исходных положений реально существуют в и функционируют в социологической науке три парадигмы, методологические стратегии: социологический реализм (объект исследования – общество, социальные системы, социальные структуры, социальные институты), социологический номинализм (объект исследования – индивид, личность, человек, социальные группы и общности), социологический конструктивизм (объект исследования – общественное сознание и поведение в условиях конкретной среды). В зависимости от того, какой аспект социальной реальности, социальной жизни был избран предметом анализа, основополагающим исходным понятием выступают общество или человек как личность, или синтез того и другого и их органическая целостность. Традиция социологического реализма восходит к О.Конту, Г. Спенсеру и практически ко всем исследователям социологии XIX века, включая отечественных. Затем ориентация на общество претерпела определенную модификацию в работах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, Р. Дарендорфа и др. Социологический номинализм получил четкое оформление в трудах М. Вебера, Дж. Мида, Дж. Хоманса и др. Эта парадигма обращается к человеку, ориентируется на то, что решающая роль в реальной жизни принадлежит человеку, его деятельности. В центре анализа – личность как исходное понятие социологии. Социологический конструктивизм учитывает взаимосвязи между макро- и микросоциологией, между структурно-функциональной и конфликтологической ориентациями. В основе этой методологической стратегии лежат концепции К. Маркса и Г. Зиммеля.
Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представление и научных понятий об общественных явлениях и процессах. Это, прежде всего определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Важной частью структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений, а также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой.
Еще одна составляющая структуры социологического знания – научные представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Следующей стороной структуры социологического знания выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д.
Структура социологического знания может рассматриваться как теоретическая и эмпирическая – разрабатывается базовый, исходный уровень социологического знания, т.е. теория и методология, применяются общенаучные и специальные методы. Назначение теоретической социологии – осуществляется типологизация и классификация имеющейся социальной информации, опираясь на накопленное научное знание. Выявляются закономерности, тенденции и перспективы развития как изучаемых процессов и явления, так и самой социологической науки. Эмпирическая социология – приобретает ценность информация как регистрация происходящих явлений и процессов, их последствий. Формы эмпирической социальной информации – статистические и социологические данные, документы, публикации, сведения личного характера (письма, дневники, воспоминания) и т.д. Методы получения – опросы, интервью, контент-анализ, экспертные оценки и т.д.
Классификация социологического знания на фундаментальные и прикладные призвана ответить на вопрос: каков способ не только получения, но и решения актуальных проблем, ставших предметом социологической науки.
Социологическое знание может быть представлено по уровню и степени осмысления всего объекта и предмета социологии.
Общесоциологические теории касаются, как правило, глубинных или, как говорят в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. Важным разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами.
Системные (обобщающие) социологические теории, которые иногда называют отраслевыми – это экономическая социология (исследуются социальные проблемы экономической жизни, удовлетворение потребностей и интересов людей), социология социальной жизни (изучается социальная структура, социальные институты, социальные общности), политическая социология (обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений в отношении людей к процессам функционирования властных организаций, политическое сознание, политическая культура), социология духовной жизни (изучается деятельность людей по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, процесс социализации личности, массовая информация, наука и т.д.), социология управления (исследуется механизм регулирования социальных процессов, специфические особенности управления в конкретной области сознания и поведения людей).
Специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, специфические связи с другими явлениями и процессами, в целостности образуя составную часть той или иной сферы общественной жизни. Например, в экономической социологии это социология труда, рынка, города, миграционные процессы и т.д.; в социальной жизни – этносоциология, социология молодежи, семьи и т.д.; в политической социологии – социология права, военная социология, социология власти, политических партий; в социологии духовной жизни – образование, наука, культура и т.д.
Частные (вспомогательные) концепции, объектом которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, производные от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Например, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам, в рамках социологии образования – дошкольное воспитание, высшее образование, непрерывное образование и т.д.
Поскольку современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны между собой, встречается деление на макросоциологические, микросоциологические теории и теории «среднего уровня» (термин был введен Р. Мертоном в 1947 году). Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень изучает крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и т.д.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся преимущественно теоретические концепции, такие как структурный функционализм, неомарксизм, теория конфликта, функционализм и др. Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теории обмена и др.) сосредоточены на сфере непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, сфере повседневной реальности, социального поведения и его мотивации, социализации личности и т.д.). Сюда же включаются и эмпирические исследования. Теории «среднего уровня» играют роль посредников в структуре социологического знания: с одной стороны, они всегда существуют в рамках той или иной более общей теории общества, откуда они черпают свои методологические установки для интерпретации эмпирических фактов и другие подходы, а с другой стороны, они сами выступают в качестве теоретической базы более конкретных социологических исследований. В последние годы эта схема модифицируется. Особенно большому сомнению ее существование подвергается в российской социологии, где на роль общей социологической теории претендовал исторический материализм, отрицая при этом за социологией какой-либо статус самостоятельной науки и отводя ей лишь область конкретных эмпирических исследований.
3. Каково же место социологии в системе общественных наук? До недавнего времени место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом при обсуждении ее соотношения с историческим материализмом. От полного отождествления с истматом до роли обслуживающей дисциплины, от трактовки истмата как методологической основы социологии до отрицания ее полной самостоятельности – вот спектр мнений, который был предметом обсуждения в 60 – 80-х гг. Социальная философия концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена на установление закономерностей развития человеческого общества. Социология, используя знание этих общих закономерностей, осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества, его взаимодействия с другими членами общества в рамках различных социальных институтов. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология – социальную структуру, социальные институты, культуру и т.п. Философия изучает сущность человека, личности, то социология – личность как социальный тип. Социология осуществляет задачу, непосильную общей философии – непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. По многим вопросам, касающимся производства, распределения, потребления и обмена, социология имеет много общего с экономическими науками. Взаимодействуя с ними, социология участвует в анализе поведения работника в решении всех без исключения экономических, организационных, технических, управленческих и других задач, связанных с функционированием форм собственности. В последнее время актуализировался вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Имея общий предмет исследования, они между тем – серьезно отличаются друг от друга. Социология по сравнению с политологией, не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит более определенную задачу – выявить роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.
Основная литература:
1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2006.
3. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Тощенко Ж.Т. Парадигмы, структура и уровни социологического анализа//Социс.-2007.-№9.-С. 5-16.
5. Фролов С.С. Социология: Учебник. – М., 1999.
6. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.