Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
5. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона. // Социс.- 1992.- №2.
6. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
7. Смит Р. История гуманитарных наук/Под ред. Д.М. Носова.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
Тесты, задания и упражнения
1. Какие формы познания предшествовали социологии?
2. Обращаясь к предыстории социологии, определите, являются ли корректными следующие высказывания:
а) в античности понятия «общество» и «государство» не различались и употреблялись в качестве синонимов;
б) только в Новое время социология возникает как точная наука, опирающаяся на эмпирические факты и научные методы;
в) Аристотель считал, что частная собственность развращает людей;
г) Платон определял человека как политическое животное;
д) по мнению Аристотеля, общество процветает тогда, когда средний класс многочисленнее других;
е) недостатки общества, согласно Аристотелю, исправляются с помощью морального улучшения людей;
ж) Т. Гоббс утверждал, что причиной возникновения стабильного общества является взаимная любовь, а не страх;
з) теория общественного договора была создана в XIX веке.
3. Какое влияние на развития новой науки об обществе оказало создание клеточной теории?
4. Как повлияли на развитие социологии революции, восстания и другие социальные потрясения?
5. «Долой умозрительную философию Гегеля!» Почему был выдвинут этот лозунг и как он повлиял на развитие науки об обществе?
6. Прокомментируйте отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля: «Конт не был творцом социологии. Кроме его анализа истории, к которому многое можно прибавить, но который, как мы думаем, сохранится навсегда в своих главных чертах, Конт не сделал в социологии ничего такого, что не требовало бы новой и лучшей обработки. Тем не менее, он значительно продвинул вперед этот раздел знания. Помимо большого запаса мыслей разной ценности, какими он обогатил этот предмет, его понятие метода социального исследования настолько превосходит, в истине и глубине, понятия всех его предшественников на этом поприще, что составляет новую эру в истории развития этого отдела нашего знания» (Д. Милль. О. Конт и позитивизм. СПб., 1906, С. 105). Можно ли согласиться с автором? Есть ли рациональный смысл в методах социальных исследований, предлагаемых Контом? Какие это методы?
7. Какие из идей Конта:
а) получили развитие в дальнейшем;
б) оказали влияние на современную социологию;
в) оказались невостребованными?
Идеи Конта:
1) общество в своем развитии проходит три стадии (теологическую, метафизическую, позитивную);
2) общество представляет собой органическое целое;
3) социология в классификации наук имеет более высокий ранг, чем математика, физика и биология;
4) в основе социальной системы находятся интеграция и стабильность.
8. Как известно, идеи О.Конта развивались английским позитивистом Г. Спенсером. В своей работе «Основания социологии» он писал: «Общество есть организм… Постоянные отношения между частями общества аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа». В чем заключаются слабые стороны организмической концепции общества? Как связывается с понятием организма идея сложной дифференциации и организации общественной жизни?
9. М. Вебер полагал, что западноевропейский капитал – явление в истории уникальное, ибо не могут повториться протестантизм с его трудовой этикой, индивидуальной свободой, необычной экономической структурой, независимыми университетами, сильным денежным классом. Но даже не эти причины не позволили в России реализовать идеи такого капитализма. Немецкий социолог специально изучал русский язык и работал с первоисточниками и пришел к определенному выводу. Каковы те причины, которые не позволили в России развиваться полноценному капитализму? Почему перенос капиталистических идей Запада на российскую почву был вреден? Почему именно старообрядцы могли составить основу капитализма в России?
10. Что являлось воплощением рациональности по Веберу?
11. Какое действие не является социальным, с точки зрения Вебера?
а) столкновение велосипедистов; | в) крик от боли; |
б) выяснение отношений, брань; | г) поведение людей в толпе. |
12. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Если вы считаете, что данное суждение правильное, ответьте «да», если не согласны, ответьте «нет».
Суждение |
|
1.Открытые социологией законы К. Маркс призывал преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения |
|
2. О. Конт дал имя социологии и изучал общество раньше К. Маркса |
|
3. Для М. Вебера отдельный индивид – почти ничто, а точнее – абстракция. Общество же есть высшая реальность |
|
5. М. Вебер выступал за революционный путь изменения общества, а другие классики социологии – за реформистский |
|
6. К. Маркс предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически |
|
7. По Дюркгейму, солидарность покоится на коллективном сознании – совокупности общих верований и чувств, которое разделяют члены одного общества или социальной группы |
|
8. Идеальный тип – метод исследования Э.Дюркгейма |
|
9. Изучение мотивов поведения игнорировали О.Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм |
|
10. Э. Дюркгейм утверждал, что люди склонны к сотрудничеству от рождения |
|
13.Почему доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке проблем мотивации поведения?
14. Почему Хоторнские эксперименты были проведены Э. Мэйо в женском коллективе?
15. Определите разницу в подходах к рассмотрению концепции аномии у Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
16. Почему, на Ваш взгляд, европейские школы социологии ориентированы преимущественно на теоретическую социологию, а американские – на прикладные социологические исследования?
17. Определите, какие из нижеперечисленных парадигм относятся к макросоциологическим, а какие – к микросоциологическим:
а) теория социального действия; | г) символический интеракционизм; |
б) теория социального конфликта; | д) этнометодология; |
в) структурный функционализм; | е)феноменология. |
18. Как известно: новое – это хорошо забытое старое. Постарайтесь определить «родителей» современных западных направлений в социологии, т.е. какие современные направления соответствуют классическим социологическим теориям.
1.Позитивная социология О. Конта 2. Социологический психологизм Г. Лебона, Г. де Тарда 3. Понимающая социология М. Вебера 4. Марксизм 5. Теория литы В. Парето | а) Структурный функционализм б)Символический интеракционизм в)Этнометодология г)Теория социального конфликта д)Неомарксизм е)Теория обмена ж)Теория «зеркального Я» з)Концепция социокультурной динамики и) Психоанализ к) Постмодернизм |
19. М. Вебер утверждал, что «сегодня среди молодежи очень распространено представление, что наука стала чем-то вроде арифметической задачи, что она создается в лабораториях или с помощью статистических картотек одним только холодным рассудком, а не всей «душой», так же как «на фабрике». Прокомментируйте высказывание классика. Как называлась работа, посвященная этой проблеме?
20. Какие факторы предопределили быстрое освоение русскими учёными западного социологического наследия?
21. Кого из классиков русской социологической мысли называли «Ломоносовым от социологии» и почему?
22. По какому поводу высказался И.А.Голосенко: «...Три десятилетия ... социологическая наука в нашей стране находилась в придушенном состоянии»? Аргументируйте свой ответ.
23. П. Сорокин сравнивал национализацию в России с действием мёртвой воды. Согласны ли Вы с его сравнением? Приведите доводы, подтверждающие мнение учёного.
24. Теория конвергенции решила судьбу П. Сорокина. Почему В. Ленин выслал русского учёного за границу?
25. Известно, что русский склад ума отличают склонность к постановке «конечных» вопросов, абсолютизация крайностей, отсутствие здорового прагматизма. Может быть, поэтому русские создали великую идеалистическую философию начала XX в.? Но сумели ли создать великую социологию? Россия дала миру таких замечательных философов, как П. Флоренский, С. Булгаков, В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов. Повлияла ли религиозная философская мысль на характер и содержание отечественной социологии? Что вы думаете по этому поводу? Приведите свои аргументы.
26. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для какого-либо общества эпохи.
Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?
27. Тест (персоналии)
1. Активным защитником чистоты расы являлся:
а) Г. де Тард | г) Ж.А. де Гобино |
б) Г. Лебон | д) П. Струве |
в) Г. Спенсер |
|
2. Традиционное, легальное и харизматическое господство рассматривал:
а) О. Конт | г) М. Вебер |
б) К. Маркс | д) П. Струве |
в) Г. Лебон |
|
3. Коллективная психология, по мнению этого ученого, лежит в основе духовной культуры:
а) Н. Михайловский | г) П. Струве |
б) М. Ковалевский | д) П. Сорокин |
в) Н. Кареев |
|
4. Взгляды расово-антропологической школы разделял:
а) Т. Мальтус | г) В. Парето |
б) Г. Спенсер | д) Г. де Тард |
в) Т. де Лапуж |
|
5. Социологическая концепция этого социолога была направлена против учения Г. Тарда:
а) Г. Лебон | г) О. Конт |
б) К. Маркс | д) Э. Фромм |
в) Э. Дюркгейм |
|
6. Свел социологию к «интерментальной психологии»:
а) Г. Лебон | в) Г. де Тард |
б) Э.Дюркгейм | г) В. Вундт |
7. Концепцию элитизма В. Парето заимствовал у…
а) Платона | г) Сократа |
б) Аристотеля | д) Н. Макиавелли |
в) Цицерона |
|