Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
Ориентиры развития индустриального общества:
рост материального благосостояния на основе приоритета в развитии технико-экономических структур и потребления, как центра жизни
частное предпринимательство и рыночное хозяйство
правовое государство и плюралистическая демократия
«трипартизм» - социальное партнерство
корпоративизм - наднациональный характер развития
Постиндустриальное общество - это стратегическое приспособление к новой постмодернисткой культуре и цивилизации, которые формируются в результате глубокой трансформации социального мира.
Показателями нового исторического состояния являются:
Если К.Поппер поделил все общества на два противоположных типа - закрытые и открытые, то И. Валлерстайн разбил их на три типа - «мини-системы», «мировые империи» и «мировые экономики». Первые представляют собою маленькие общества, для которых характерно единство культуры, а вторые - мировые империи, в рамках которых оказывались разные культуры. Под последним же типом общества («исторической системы») И.Валлерстайн имел в виду не что иное, как капитализм («капиталистическую систему»)». Вместо шаблона «третий мир» к будущим экономическим гигантам гораздо уместней применить понятие «полупериферии», которое впервые было введено Иммануилом Валлерстайном. Сам Валлерстайн причислял к Полупериферии сразу несколько десятков государств — Бразилию, Аргентину, Мексику, Венесуэлу, Чили в Латинской Америке; Турцию, Иран, Индию, Индонезию, Китай, Южную Корею, Вьетнам — в Азии; Нигерию, Заир и ЮАР — в Африке; а также Португалию, Испанию, Италию, Грецию, скандинавские страны, восточноевропейские страны и СССР, Алжир, Египет, Саудовскую Аравию, Израиль, Канаду, Австралию. Валлерстайн рассматривал Полупериферию как некое промежуточное (или связующее) звено между Центром и Периферией. Такое положение выражается не только в средних или промежуточных экономических показателях полупериферийной страны по сравнению с «развитыми» странами или «отсталыми». Речь скорее об особой позиции в мирохозяйственной среде. Являясь Периферией по отношению к мировому Центру, полупериферийная страна сама может становиться центром притяжения для окружающей ее Периферии. Такая сомодостаточная страна способна защищать свой внутренний рынок от Центра и, наоборот, вторгаться на рынки менее развитых стран.
Согласно теории мировой системы И. Валлерстайна:
1) Центр – доминирует в мировой экономике и эксплуатирует другие социальные и экономические системы. Это США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
2) Периферия – снабжает Центр сырьевыми материалами и подвергается значительной эксплуатации. Сомали, Танзания, Афганистан, Лаос, Камбоджа, Непал, Вьетнам.
3) Полупериферия – находится между эксплуатирующими и эксплуатируемыми секторами мировой экономики. Страны-члены ОПЕК (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла; Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (эти четыре страны называют азиатскими тиграми), Малайзия, Тайланд, Индонезия, Россия, Китай.
Российский исследователь А. Неклесса строит свою типологию регионов, переосмысливая традиционные геополитические и геоэкономические категории Севера и Юга, Запада и Востока. Необходимо отметить, что классификация А. Неклессы не является строго географической. Так, Япония по данным классификационным признакам относится к Северо-Западу, являясь при этом важнейшим центром Азиатско-Тихоокеанского региона. Российский учёный считает, что модель современного мироустройства носит гексагональный (шестиярусный) характер. А. Неклесса выделяет:
а) постиндустриальный Север, развивающий несколько довольно различных направлений экономики, к которым относятся создание и реализация схем организации хозяйственной деятельности в планетарных масштабах (штабная экономика); спекулятивная, фантомная финансовая экономика, разработка и производство уникальных, дорогих высокотехнологичных продуктов;
б) связанный с Севером высокоиндустриальный Запад, обладающий развитой социальной, промышленной, административной инфраструктурой, специализирующийся на производстве сложной, наукоемкой продукции;
в) новый Восток, форсированно развивающий экономику с помощью государственного регулирования, специализирующийся на массовом индустриальном производстве (в том числе наукоемких изделий) и географически расположившийся на просторах Тихого океана, включая как Индостан, так и Латинскую Америку;
г) Юг, специализирующийся на добыче сырьевых ресурсов и включающий в себя преимущественно мусульманские страны тропиков и субтропиков;
д) глубокий Юг территории теневой глобализации, где экономическая деятельность состоит в разграблении природных, государственных, социальных ресурсов, а также в незаконном предпринимательстве, такой, как производство и сбыт наркотиков.
Важным аспектом новой сегментации глобальной экономики является то, что это экономика все же не планетарного масштаба. Ее существование и форма затрагивают лишь отдельные сегменты и экономические структуры, страны и регионы пропорционально конкретному положению страны или региона в международном разделении труда. Как отмечает М. Кастельс, бизнес-агенты, действующие в условиях информационального капитализма, стремятся к увеличению прибыльности, а политические институты, такие как национальные правительства и наднациональные организации, озабочены повышением конкурентоспособности своих экономик.
А. Тоффлер критически оценивал «индустриальную цивилизацию, пошедшую «не той дорогой». Этот путь ведёт к конфликту между природными и социокультурными аспектами человеческого существования. Более совершенное общество, по мнению учёного, возможно на основе «информационного редукционизма). Последний предполагает переход от индустриализма к новой «постиндустриальной» цивилизации с господством информационных технологий. В работе «Третья волна» образно-метафорически А. Тоффлер нарисовал картину перехода к «постиндустриальному» («сверхиндустриальному») обществу, где волны – это волны истории, которые проходит человечество в своём развитии.(http://www.cjtoha.ru
Основная литература:
1. Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций). –Тюмень: ТГИМЭУП, 2006.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учебник/ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарики, 2006.
3. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие /Под ред. проф. В.П. Андрущенко, проф. Н.И. Горлача. – Харьков. Институт востоковедения и международных отношений. Харьковский коллегиум, 1996.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
5. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Дополнительная литература:
1. Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.
2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии/ Уч. пособие для вузов. Под общ. ред. проф. Батыгина Г.С. – М.: «NOTA BENE», 1999.
3. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону, 1996.
4. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
5. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат // Глобальное сообщество: новая система координат. - СПб.: Алетейя, 2000.
6. Парсонс Т. О социальных системах/ Под ред. В.Ф. Чесноковой И С.А. Белановского. – М.: Академический Проект, 2002.
7. Покровский Н.Е. Одиннадцать заповедей функционализма Роберта Мертона. // Социс.- 1992.- №2.
8. Россия как цивилизация: сибирский ракурс/ В.Г. Костюк, М.А. Абрамова и др. – Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2008.
9. Роуз Р. Становится ли Россия «нормальным обществом»?// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. -2008.-№2(94).- С. 8-15.
10. Руденко Р.И. Практикум по социологии: Уч. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
Тесты, задания и упражнения
1. Фердинанд Тённис предлагает схему исторического развития общества от состояния с преобладанием отношений типа общины к состоянию с преобладанием отношений типа общества. Каким образом осуществляется это развитие? В какой момент община становится обществом?
2. Что такое гражданское общество? Чем оно отличается от общества и государства?
3. Т. Гоббс считал, что естественное состояние людей – это «война всех против всех». В каком случае эта война прекращается. «Как возможно общество?»
4. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Согласны ли Вы с высказыванием великого мыслителя? Приведите примеры из истории России, подтверждающие универсальный закон Аристотеля.
5. О.Конт считал, что общество – это функционирующая система, основанная на разделении труда.
По Г. Спенсеру, общество – «композиция всякого рода идей, верований, чувств, которые реализуются через посредство «индивидуумов».
К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает систему тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
Противоречат ли, на Ваш взгляд, эти определения общества одно другому они дополняют друг друга?
6. Что объединяет таких великих мыслителей как О.Конт, Г. Спенсер, К. Маркс?
7. Россию определяют как страну с запаздывающей модернизацией или называют страной с «рецидивирующей цивилизацией». Как Вы думаете, что это означает и с чем это связано?
8. Иммануил Валлерстайн относит Россию, согласно собственной системе мироустройства, к полупериферии. Обоснуйте причину такого положения дел. Куда бы отнёс Россию русский учёный А. Неклесса, согласно гексагональной системе мироустройства?
9. Владимир Соловьёв утверждал в работе «Духовные основы жизни»: «Человеческое общество не есть простая механическая совокупность отдельных лиц: оно есть самостоятельное целое, - имеет свою собственную жизнь и организацию, и задача христианства с этой стороны состоит в том, чтобы вносить в жизнь и организацию общественных сил христианское начало нравственной солидарности или истинного братства».
Немецкий социолог Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» утверждал: «Старик Милль – его философию в целом я не похвалю, но здесь он был прав – как-то сказал: если исходить из чистого опыта, то придешь к политеизму. Сказано напрямик и звучит парадоксально, но это правда. Сегодня мы хорошо знаем, что священное может не быть прекрасным, более того, оно священно именно потому и постольку, поскольку не прекрасно». В чём заключается принципиальная разница двух точек зрения?
10. «Общество любителей пива», «общество завсегдатаев кафе», «дурное общество», «элитарное общество», «американское общество»…. Продолжите этот список и объясните, по каким критериям следует различать общества разных типов.
11. Что Вы понимаете под термином «нормальное общество»? Какие критерии «нормального общества» Вы можете выделить?
12. Известный испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет отмечал, что взаимодействия культур в принципе могут быть: а) нейтральными (культуры сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются); б) альтернативными, или контркультурными (культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты); в) конкурентными, состязательными (в процессе саморазвития и борьбы за привлечение новых сторонников культуры могут смещаться в область конфликтных отношений.
Используя предложенную классификацию, оцените характер взаимодействия между: а) Россией и Прибалтикой; б) Россией и США; в) западным и мусульманским миром; г) театральной культурой и кинокультурой; д) ценностями советского поколения 60-х годов и поколения 90-х годов ХХ в.
13. Что общего Вы можете найти между зеленым сукном, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий и социальным организмом, который явился результатом социальных антагонизмов и конфликтов? Каковы основные черты этого феномена, и в какой работе М. Вебер его рассмотрел?
14. Антрополог Роберт Х. Лоуи писал, что индейцы из племени кроу наказывали тех, кто совершал поступки, серьезно противоречащие моральным устоям. Вечером любой мог спросить соплеменников: «Вы слышали о таком-то?» Виновный испытывал из-за насмешек своих товарищей такой стыд, что мог покинуть общину и не возвращаться туда до тех пор, пока не искупит свой грех. Прокомментируйте приведенный пример нормативного поведения. Какой вид нормы Вы здесь видите, и чем он отличается от других?
15. Антрополог К. Леви-Строс утверждал, что цель и смысл мифа состоят в том, чтобы предложить логическую модель разрешения жизненных противоречий. Миф присутствует во всех обществах, в том числе и в современном. Приведите аргументы в подтверждение данной точки зрения или опровергните ее. В чем разница между примитивным обществом и современным?