Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

1. В работе «Письма о теории вероятности» (Lettres sur la theorie des probabilites Р.289) Ламбер Адольф Жак Кетле приводит свои соображения, которыми необходимо руководствоваться для правильного составления статистической программы. Четыре методических правила формулировки анкетных вопросов, разработанные А.Кетле в данном сочинении, широко используются исследователями и в настоящее время. Во-первых, необходимо ставить только такие вопросы, которые необходимы для целей проводимого исследования и на которые можно получить ответ. Во-вторых, задаваемые вопросы не должны вызывать у опрашиваемых подозрения или опасения. В-третьих, вопросы должны быть четко, ясно и точно сформулированы, для того чтобы все опрашиваемые понимали их однозначно. В-четвертых, вопросы должны быть сформулированы так, чтобы был обеспечен их взаимный контроль, т.е., задавая одни вопросы, можно было бы проверить истинность ответов на другие.

Большой вклад в развитие эмпирических социальных исследований внес социолог, политический деятель, по образованию горный инженер, профессор Политехнической школы в Париже — Фредерик Пьер Гийом Ле Пле (Le Play) (1806-1882). События Июльской революции произвели на него неизгладимое впечатление, и он, чтобы понять причины возникновения социальных революций, решил заняться наблюдением за жизнью общества как естествоиспытатель. Информация собиралась с помощью личного наблюдения и свободного интервью. В качестве основного объекта наблюдения им была выбрана семья, так как она представляла собой простейшую модель, клеточку любого общества. Им была разработана типология семей, он различал три типа семей: патриархальную, коренную и нестабильную. Выяснив, что историческое движение в обществе заключается в переходе от патриархального типа семьи к нестабильному, он предлагает свою программу социального переустройства общества. Будучи государственным советником Наполеона III, сенатором, давая советы о возможных путях реорганизации общества, был более склонен к реставрации традиций, чем к созданию нового социального порядка путем революции.

Г. Ле Пле и его школа внесли большой вклад в методологию эмпирических социальных исследований, разработав монографический метод наблюдения и описания на базе всестороннего обследования семей. При объяснении социальных явлений ведущее значение он придавал, с одной стороны, географическим и технологическим фактам, а с другой — морально-религиозным, поэтому в дальнейшем его работы оказали большое влияние на развитие таких направлений, как географический и технологический детерминизм, католическую социологию.

Социологическое исследование – это совокупность сознательных усилий исследователя, включающая в себя отбор, поиск, разработку методов и процедур анализа информации, в наибольшей степени отвечающих исследовательской цели. Если опрос общественного мнения позволяет измерить оперативный слой мнений и суждений, то социологическое исследование предполагает выход на уровень убеждений людей. Особая роль социологических исследований заключается в изучении динамики связей, причин, мотивов развития конкретного социального явления или процесса; в разработке рекомендаций и социальных технологий, их дальнейшего совершенствования и развития; в разработке прогнозов развития социальных явлений и процессов. В конечном итоге прикладные исследования призваны дать научно-обоснованную информацию для принятия управленческих решений.

Методология – наука о методах, исходных принципах, приемах и способах эмпирического и теоретического научного исследования. Другими словами это система принципов научного исследования. Уровни социологической методологии: 1) анализ философских оснований социологического познания; 2) анализ проблем теоретического познания; 3) анализ проблем эмпирического исследования; 4) методический анализ процедур, техник, инструментария, организация исследования; 5) уровень практического и междисциплинарного контекста социологического исследования. Этапы социологического исследования – это определенные стадии реализации взаимосвязанных и взаимообусловленных действий исследователя, характеризующихся относительной независимостью. Если систематизировать мнения и суждения различных авторов по определению основных этапов социологического исследования, то можно выделить четыре основных этапа: подготовительный, этап полевых работ, обработка материалов и оформление выводов исследования.

Подготовительный этап. На этом этапе решаются исходные задачи, во многом определяющие успех исследования, его научную и практическую значимость. Прежде всего, необходимо определить тему исследования, так как она нуждается в научном оформлении, грамотной формулировке проблемной ситуации. Существенное значение приобретает анализ проблемной ситуации. Далее составляется проект методологической и методической частей программы социологического исследования, разрабатывается инструментарий – это набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к методам сбора социологической информации (бланки анкет, карточки наблюдения и т.д.), предусматриваются способы обработки (например, разрабатываются программы обработки данных на ЭВМ). Составляется рабочий план исследования, предусматривается решение различных процедурных вопросов. На этом же этапе требуется проверить инструментарий исследования путем проведения пилотажных исследований. Наряду с этим необходимо собрать и проанализировать предварительную статистическую информацию об объекте исследования. Завершается подготовительный этап разработкой окончательного варианта методологической, методической и процедурной частей программы социологического исследования.

Этап полевых работ. Начинается изучение объекта исследования согласно принятой программы. В ходе полевых работ исследователь должен придерживаться основных принципов поведения: объективность, корректность, конкретность, контактность, ненавязчивость, профессиональность и соблюдение анонимности опроса. Ему нужно знать, как находить контакт с респондентами, как разрешать кризисные ситуации. Для того, чтобы не пропускать ни одного мероприятия и четко организовать свою работу, исследователю необходимо разработать подробный график работ на год, квартал, месяц, декаду. График этот должен включать все виды деятельности, планируемые для данного периода с обозначением времени, места и имен исполнителей. На этом же этапе происходит уточнение целей и задач исследования, так как анализ предварительной информации, полученной по различным источникам иногда приводит к необходимости отказаться от первоначальных представлениях об изучаемом объекте. Образно говоря, проходит строгий экзамен всего исследовательского проекта. Завершается этап полевых работ систематизацией и подготовкой полученной информации к обработке и анализу.

Обработка социологической информации. На этом этапе происходит преобразование полученных данных с целью сделать их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. На этом же этапе полезно будет сделать предварительный анализ полученной информации: каково ее качество, количество, определиться какая информация нужна дополнительно. Данный этап завершается передачей обработанной информации для окончательного анализа и оформления выводов исследования.

Этап анализа и оформления выводов исследования. Существуют различные виды оформления выводов: аналитическая записка, научная записка, промежуточный научный отчет, полный научный отчет, докладная записка. Каждая из этих форм отчетности имеет свою специфику, направленность, содержание, объем и адресатов.

2. Существуют различные критерии классификации видов опросов в социологических исследованиях. Основными критериями выступают степень стандартизации процедуры опроса и характер взаимодействия между исследователем и респондентом. При нестандартизированном опросе (свободное интервью) форма вопросов и их порядок не регламентированы и исследование проводится по общему плану. Стандартизированные опросы (при помощи анкеты, формализованное интервью) проводятся с помощью предварительно составленного опросного листа. При этом стандартизация обеспечивает возможность применения статистических методов при обработке результатов, сопоставимость данных, повторение и проверку данных опроса.  По характеру взаимодействия интервьюера и респондента различают очные (интервью) и заочные (анкеты) опросы.

Социологические опросы могут быть выборочными и сплошными, в зависимости от представительности информации. В зависимости от частоты проведения опросы делятся на одноразовые и многоразовые (панельные). Очень часто применяются зондажные опросы в исследованиях общественного мнения.

Интервьюирование бывает двух основных типов: стандартизированное и простое. Стандартизированное или формализированное интервью – это проведение опроса респондента по заранее составленным вопросам (карточка-интервью). Простое интервью – как правило, проводится в период разведывательных работ на объекте. Но и в этом случае и в другом интервьюирование  проводится в соответствии с программой социологического исследования. Кроме них существуют различные виды интервью.

Пилотажное интервью – короткое интервью, выясняющее отдельные стороны проблемы и имеющее значение для уточнения некоторых сведений.

Фокусирующее интервью – с его помощью снимается реакция респондента по важнейшим проблемам, «заставляя» его уходить от второстепенных вопросов.

Глубинное интервью – исследователь определяет круг проблем, сохраняя полную свободу в способе ведения беседы, а респондент свободен в форме ответов, гипотеза не сформулирована.

Социометрический метод – это метод  количественных  измерений и анализа структуры взаимоотношений в малых социальных группах.

При проведении социометрического опроса необходимо соблюдать ряд основных требований.

1) Опрос проводится в малых группах, имеющих опыт совместной работы, учебы, проживания (не менее года).

2) Размер исследуемых групп примерно 7-30 человек. Меньшее число не дает представительности информации, большее – затрудняет обработку информации.

3) Выбранный социометрический критерий должен быть однозначно понимаем всеми опрашиваемыми и иметь значение для всей группы.

4) Опрос должен проводиться посторонним для этой группы лицом с целью сохранения анонимности.

5) Перед опросом необходимо определить число возможных выборов.

Причиной какого-либо выбора, осуществляемого одним индивидом в отношении другого индивида может быть какая-то деятельность, называемая социометрическим критерием. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления неформальной структуры в данной группе. Их выбор определяется задачами исследования. Различают следующие основные типы критериев.

Производственные критерии выявляют взаимоотношения на уровне производственной деятельности.  Непроизводственные критерии выявляют ситуации, не связанные с производственной деятельностью: отношения на отдыхе, в общественной работе. Прогностический критерий выясняет структуру ожидания отношений членов группы. Положительный критерий предполагает объединение партнеров: «С кем бы Вы хотели работать за одним станком?» Отрицательный критерий – это критерий, предполагающий выделение из группы лиц, с которыми бы не хотел сотрудничать опрашиваемый. Также используются двойные и одинарные социометрические критерии. Двойные критерии предполагают возможность взаимного равенства партнеров. Например: «С кем бы Вы хотели поехать в отпуск?» Одинарный критерий предполагает неравенство партнеров: «Кого из членов группы Вы избрали бы старостой?» В различной литературе встречаются и другие разновидности социометрических критериев, но вышеназванные – это критерии общего характера. Например, когда выборам приписывают некоторый балл и вес, социометрический критерий называют взвешенным. Пример: «С кем из Вашей группы Вы согласились бы поехать отдыхать в первую очередь, во вторую и т.д.?» Если в ответ на вопрос респонденту предлагается выбрать кого-либо из группы, не упорядочивая их, критерий называется невзвешенным. Если число выборов, разрешенных респонденту, ограничено (например, «укажите не более трех человек»), социометрический критерий называется параметрическим. Если же респондент может выбрать любое число членов группы, то критерий называется непараметрическим. Выделяют еще аутосоциометрические критерии, которые направлены на изучение осознания структуры межличностных отношений в группе членами группы. Иногда их называют тестами социальной перцепции. Например: «Кто из членов группы избрал бы Вас старостой группы?»

При формировании социометрических критериев необходимо соблюдать определенные правила.

1) В социометрическом критерии должны быть отражены взаимоотношения между членами коллектива.

2) Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию выбора партнеров для совместной деятельности.

3) Критерий не должен ограничивать возможности выбора (за исключением параметрических критериев).

4) Критерии должны быть значимыми и важными для всей группы и должны описывать конкретные ситуации.

5) Критерий должен быть сформулирован однозначно и конкретно.

 

Основная литература:

 

1.      Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

2.      Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: Уч. пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.

3.      Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций). –Тюмень: ТГИМЭУП, 2006.

  1. Рабочая книга социолога /Под общей ред. Г.В. Осипова. – М.: Едиториал УРСС, 2003.

5.      Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. Уч. пособие. – М.: Изд. Дом «Высшее Образование и Наука», 2007.

6.      Толстова Ю.Н. Математико-статистические модели в социологии (математическая статистика для социологов): уч. пособие. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

7.      Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. –М.: ЦСП, 2006.

8.      Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ИКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003.

 

Дополнительная литература:

 

1.        Грошева И.А. Социология: Уч. пособие (курс лекций в схемах). – Тюмень: ТГИМЭУП, 2002.

2.        Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998.

3.        Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998.

4.        Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. – М.: ЦСП, 2008.

5.        Капитонов Э.А. Социология ХХ века. - Ростов-на-Дону, 1996.

6.        Левашов В.К. Социополитическая динамика. Опыт социологического исследования. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003.

7.        Прикладная социология: Учебное пособие/Под ред. проф. Ю.С. Колесникова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

Информация о работе Методичка по социологии