Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ИКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003.
Дополнительная литература:
1. Бурдьё П. Оппозиция современной социологии//Социс.-1996.-№5.
2. Вебер М. Основные социологические понятия// Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
3. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России// Социс. 1996.-№3.
4. Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? // Социс. -2008.- №8.-http://www.isras.ru/socis
5. Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
6. Сорокин П.А. Система социологии. – М., 1993. Т.1.
Тесты, задания и упражнения
1. В человеке психолога интересуют его внутренний мир, его душа, врача – тело, социолога - ……………..
Предложите окончание фразы.
2. Прокомментируйте приведенные выше точки зрения, подходы к определению объекта и предмета социологической науки. Чья точка зрения, на Ваш взгляд, отражает современную социальную реальность?
3. Соотнесите объект исследования и методологические стратегии в социологии.
Методологические стратегии, парадигмы | Объект исследования |
1. Социологический реализм | а)общественное сознание; |
| б)человек; в)социальные группы; |
2. Социологический конструктивизм
3. Социологический номинализм | г)личность; д)поведение в условиях конкретной среды; е)социальные системы; ж)общности; з)общество; и)социальные структуры; к)социальные институты; л)семья; м)паника; н)революция; о)образование; п)право; р)индивид. |
4. Ирвинг Гофман полагал, что люди ведут себя как актеры в театре: они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Какая теория в социологии рассматривает «драматургические» проблемы взаимодействия в социальных группах?
5. «Весь мир – театр, и люди в нем актеры» (Шекспир У.), «Вся жизнь – игра, а люди в ней – актеры», «Что наша жизнь? Игра!» О чем свидетельствует фраза знаменитого афоризма и появившиеся позже результаты народного творчества? Выявите спектр социологических понятий, позволяющих осмыслить приведенные фразы.
6. Выявите предмет изучения каждого уровня социологической теории.
Уровни социологической теории | Предмет изучения |
1. Общесоциологические теории | а) трудовая мобильность населения; |
2.Системные (обобщающие) социологические теории 3. Специальные социологические теории | б)манипулирование в СМИ; в)сословно-иерархическое деление в обществе; г) прогноз социально-экономического развития страны; |
4. Частные (вспомогательные) концепции | д) рейтинг популярности политического лидера; е)социальные системы; ж)общности; з)общество; и)социальные структуры; к)социальные институты; л)семья; м)паника; н)революция; о)образование; п)право; р)индивид; с)скинхеды; т)миграция. |
7. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить ………….. . Также называется и функция социологии.
8. Социологическое знание развивает социологическое воображение, которое позволяет в малом увидеть присутствие больших тенденций, также можно гармонично и оперативно спроектировать микроуровень явления. Например, приглашение девушки на чашечку кофе. Что можно сказать с социологической точки зрения о таком незначительном фрагменте нашего поведения?
9. Любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает традиционная российская схема: хотели как лучше, а получилось как всегда. Какая функция социологии здесь отражена?
10. К категориям социальной структуры в социологии относятся социальная общность, социальная группа, ……………. . Продолжите этот ряд.
11. К категориям социальной динамики, социального развития можно отнести социальное действие, социальное изменение, ………….. . Продолжите этот ряд.
12. Существуют различные подходы к пониманию социологических законов и закономерностей. Так, например, главный закон развития общества у О.Конта – закон о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Согласно К. Марксу, ни одна новая формация не наступает, пока не созреют для этого экономические и социальные условия. Глава итальянской социологии Вильфредо Парето считал важнейшей закономерностью развития общества круговорот элит. Приведите примеры подходов других авторов к пониманию социологических законов.
13. Определите, представителю какой профессии принадлежит следующая фраза: «Вор делает дырку в заборе, или дырка в заборе делает вора?»: психологу, философу, социологу, юристу. Поясните свой ответ.
14. Известный немецкий социолог Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» утверждал следующее: «Заслуживает ли наука при таких условиях того, чтобы стать чьим-то «призванием», и есть ли у нее самой какое-либо объективное ценное «призвание» – это опять-таки ценностное утверждение, которое невозможно обсуждать в аудитории, ибо утвердительный ответ на данный вопрос является предпосылкой занятий в аудитории. Я лично решаю вопрос утвердительно уже моей собственной работой. И утвердительный ответ на него является также предпосылкой той точки зрения, разделяя которую – как это делает сейчас или по большей части притворяется, что делает, молодежь, – ненавидят интеллектуализм как злейшего дьявола. Ибо тут справедливы слова: «Дьявол стар – состарьтесь, чтобы понять его». Что имел ввиду немецкий мыслитель?
15. Тест.
1. Социология – это наука о поведении:
а) групп, состоящих из небольшого числа людей; | в) больших социальных групп;
|
б) личности в обществе; | г) людей в своей семье. |
2. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:
а) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;
б) явления взаимодействия людей и социальных групп друг с другом;
в) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;
г) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.
3. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:
а) симпатия; | в) статус; |
б) капитал; | г) чувство. |
4. С какими из приведённых ниже суждений Вы согласны:
а) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которую называют культурой;
б) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом;
в) древние племена, размещавшиеся на территории, равной нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществами;
г) общество возникает на определённой стадии развития государства.
5. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. ХХ в. – вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 90-е годы. Специалисты дали свои варианты объяснений. Из ниже приведённых вариантов только один принадлежит социологу. Какой именно:
а) сокращение рождаемости – это следствие ухудшения экологической обстановки в стране;
б) причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке;
в) сокращение рождаемости – следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода;
г) причину надо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детям.
6. Какое из приведённых ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:
а) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни;
б) психология, приложенная к большим и малым группам людей;
в) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей;
г) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.
7. Структурный функционализм, теория конфликта, неомарксизм относятся к:
а) микросоциологии; | в) специальным социологическим теориям; |
б) макросоциологии; | г) теориям среднего уровня. |
8. На вопрос «Каков способ решения актуальных проблем, ставших предметом социологической науки?» отвечает:
а) теоретическая социология; | в) фундаментальная социология; |
б) эмпирическая социология; | г) прикладная социология. |
9. Эта парадигма обращается к человеку, ориентируется на то, что решающая роль в реальной жизни принадлежит человеку, его деятельности.
а) социологический номинализм; | в) фактуалистическая парадигма; |
б) социологический конструктивизм; | г) социологический реализм. |
10. До середины 60-х годов социология в СССР развивалась как:
а) часть политической экономии; | в) самостоятельной науки; |
б) часть научного коммунизма; | г) часть марксистско-ленинской философии. |