Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)

7.           Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: ИКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003.

 

Дополнительная литература:

 

1.             Бурдьё П. Оппозиция современной социологии//Социс.-1996.-№5.

2.             Вебер М. Основные социологические понятия// Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3.             Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России// Социс. 1996.-№3.

4.             Кирдина С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? // Социс. -2008.- №8.-http://www.isras.ru/socis­_2008_8.html.

5.             Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

6.             Сорокин П.А. Система социологии. – М., 1993. Т.1.

 

Тесты, задания и упражнения

 

1. В человеке психолога интересуют его внутренний мир, его душа, врача – тело, социолога - ……………..

Предложите окончание фразы.

2. Прокомментируйте приведенные выше точки зрения, подходы к определению объекта и предмета социологической науки. Чья точка зрения, на Ваш взгляд, отражает современную социальную реальность?

3. Соотнесите объект исследования и методологические стратегии в социологии.

 

Методологические стратегии, парадигмы

Объект исследования

1. Социологический реализм

а)общественное сознание;

 

б)человек;  в)социальные группы;

 

2. Социологический конструктивизм

 

 

3. Социологический номинализм

г)личность; д)поведение в условиях конкретной среды; е)социальные системы; ж)общности; з)общество; и)социальные структуры; к)социальные институты; л)семья; м)паника; н)революция; о)образование; п)право; р)индивид.

 

4. Ирвинг Гофман полагал, что люди ведут себя как актеры в театре: они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Какая теория в социологии рассматривает «драматургические» проблемы взаимодействия в социальных группах?

5. «Весь мир – театр, и люди в нем актеры» (Шекспир У.), «Вся жизнь – игра, а люди в ней – актеры», «Что наша жизнь? Игра!» О чем свидетельствует фраза знаменитого афоризма и появившиеся позже результаты народного творчества? Выявите спектр социологических понятий, позволяющих осмыслить приведенные фразы.

 

6. Выявите предмет изучения каждого уровня социологической теории.

 

Уровни социологической теории

Предмет изучения

1. Общесоциологические теории

а) трудовая мобильность населения;

2.Системные (обобщающие) социологические теории

3. Специальные социологические теории

б)манипулирование в СМИ; в)сословно-иерархическое деление в обществе; г) прогноз социально-экономического развития страны;

4. Частные (вспомогательные) концепции

д) рейтинг популярности политического лидера; е)социальные системы; ж)общности; з)общество; и)социальные структуры; к)социальные институты; л)семья; м)паника; н)революция; о)образование; п)право; р)индивид; с)скинхеды; т)миграция.

 

7. На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить ………….. . Также называется и функция социологии.

8. Социологическое знание развивает социологическое воображение, которое  позволяет в малом увидеть присутствие больших тенденций, также можно гармонично и оперативно спроектировать микроуровень явления. Например, приглашение девушки на чашечку кофе. Что можно сказать с социологической точки зрения о таком незначительном фрагменте нашего поведения?

9. Любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает традиционная российская схема: хотели как лучше, а получилось как всегда. Какая функция социологии здесь отражена?

10. К категориям  социальной структуры в социологии относятся социальная общность, социальная группа, ……………. . Продолжите этот ряд.

11. К категориям социальной динамики, социального развития можно отнести социальное действие, социальное изменение, ………….. .  Продолжите этот ряд.

12. Существуют различные подходы к пониманию социологических законов и закономерностей. Так, например, главный закон развития общества у О.Конта – закон о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Согласно К. Марксу, ни одна новая формация не наступает, пока не созреют для этого экономические и социальные условия. Глава итальянской социологии Вильфредо Парето считал важнейшей закономерностью развития общества круговорот элит. Приведите примеры подходов других авторов к пониманию социологических законов.

13.  Определите, представителю какой профессии принадлежит следующая фраза: «Вор делает дырку в заборе, или дырка в заборе делает вора?»: психологу, философу, социологу, юристу. Поясните свой ответ.

14. Известный немецкий социолог Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» утверждал следующее: «Заслуживает ли наука при таких условиях того, чтобы стать чьим-то «призванием», и есть ли у нее самой какое-либо объективное ценное «призвание» – это опять-таки ценностное утверждение, которое невозможно обсуждать в аудитории, ибо утвердительный ответ на данный вопрос является предпосылкой занятий в аудитории. Я лично решаю вопрос утвердительно уже моей собственной работой. И утвердительный ответ на него является также предпосылкой той точки зрения, разделяя которую – как это делает сейчас или по большей части притворяется, что делает, молодежь, – ненавидят интеллектуализм как злейшего дьявола. Ибо тут справедливы слова: «Дьявол стар – состарьтесь, чтобы понять его». Что имел ввиду немецкий мыслитель?

15. Тест.

1. Социология – это наука о поведении:

а) групп, состоящих из небольшого числа людей;

в) больших социальных групп;

 

б) личности в обществе;

г) людей в своей семье.

2. Предметом социологии как научной дисциплины выступают:

а) взаимоотношения и связи людей по поводу производства материальных благ, их обмена и распределения;

б) явления взаимодействия людей и социальных групп друг с другом;

в) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;

г) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.

3. Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:

а) симпатия;

в) статус;

б) капитал;

г) чувство.

 

 

 

4. С какими из приведённых ниже суждений Вы согласны:

а) чтобы какое-либо объединение людей называлось обществом, у него обязательно должна существовать такая система ценностей, которую называют культурой;

б) современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, не могут считаться обществом;

в) древние племена, размещавшиеся на территории, равной нынешнему городскому микрорайону, не являлись обществами;

г) общество возникает на определённой стадии развития государства.

5. Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. ХХ в. – вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 90-е годы. Специалисты дали свои варианты объяснений. Из ниже приведённых вариантов только один принадлежит социологу. Какой именно:

а) сокращение рождаемости – это следствие ухудшения экологической обстановки в стране;

б) причину надо искать в повышении уровня образования населения, а также в увеличении ценности досуга и в возрастающих трудностях заботы о ребенке;

в) сокращение рождаемости – следствие изменения физиологического строения женского организма, трудности вынашивания плода;

г) причину надо искать в неэффективности законодательства, регулирующего социальную помощь семье и детям.

6. Какое из приведённых ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:

а) изучение и составление типологии общественного мнения по самым разнообразным поводам социальной жизни;

б) психология, приложенная к большим и малым группам людей;

в) изучение общества в целом и больших социальных групп без выделения индивидуальных особенностей входящих в них людей;

г) изучение особенностей поведения людей в составе больших и малых групп.

7. Структурный функционализм, теория конфликта, неомарксизм относятся к:

а) микросоциологии;

в) специальным социологическим теориям;

б) макросоциологии;

г) теориям среднего уровня.

8. На вопрос «Каков способ решения актуальных проблем, ставших предметом социологической науки?» отвечает:

а) теоретическая социология;

в) фундаментальная социология;

б) эмпирическая социология;

г) прикладная социология.

 

9. Эта парадигма обращается к человеку, ориентируется на то, что решающая роль в реальной жизни принадлежит человеку, его деятельности.

а) социологический номинализм;

в) фактуалистическая парадигма;

б) социологический конструктивизм;

г) социологический реализм.

10. До середины 60-х годов социология в СССР развивалась как:

а) часть политической экономии;

в) самостоятельной науки;

б) часть научного коммунизма;

г) часть марксистско-ленинской философии.

Информация о работе Методичка по социологии