Методичка по социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка

Описание работы

по курсу социология

Работа содержит 1 файл

Практикум по социологии.doc

— 853.50 Кб (Скачать)
  1. Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологических исследований» - М.: Изд. Дом «Высшее Образование и Наука», 2007.

9.        Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.

10.   Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

11.   Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: уч. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

12.   Шереги Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. – СПб.: Алетейя, 2002.

 

Тесты, задания и упражнения

 

1. Установите соответствие между понятиями:

 

1. Система принципов научного исследования

а) Процедура

2. Способ построения и обоснования системы знаний

б) Техника социологического исследования

3. Сумма частных приемов, позволяющая применять тот или иной метод к данной специфической предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала

в) Методология

4. Совокупность конкретных приемов, характеризующих тот или иной метод сбора, обработки и анализа эмпирической информации

г) Методика социологического исследования

 

5. Последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования

д) Метод

 

2. Приведите в соответствие содержание и  этапы социологического исследования

 

Этапы

Содержание

1. Подготовительный этап

а) Происходит уточнение целей и задач исследования. Осуществляется непосредственный контакт исследователя и респондентов. Систематизация и подготовка полученной информации к обработке и анализу

2. Этап полевых работ

б) Происходит преобразование полученных данных с целью сделать их компактными, пригодными для анализа и интерпретации. Завершается передачей обработанной информации для окончательного анализа и оформления выводов исследования

3. Обработка социологической информации

в) Математическая обработка данных. Расчет и анализ одномерных распределений ответов. Подготовка  отчета по результатам проведенного исследования.

4. Этап анализа и оформления выводов исследования

г) Необходимо определить тему исследования, проанализировать проблемную ситуацию. Разрабатывается инструментарий. Составляется рабочий план исследования. Собирается и анализируется предварительная статистическая информация об объекте исследования.

 

3. Составьте модель изучения свойства «Престижность районов Вашего города».

4. Охарактеризуйте следующие социометрические критерии:

а) С кем бы Вы хотели жить в одной комнате?

б) Кто из Ваших друзей хотел бы поехать с Вами в отпуск?

в) Кого из Вашего коллектива Вы ни за что не хотели бы видеть начальником отдела?

г) Кого Вы считаете своим лучшим другом (подругой) (назовите не более трех человек)?

5. Дайте характеристику методам измерения социальной установки и проективным методам.

6. Установите соответствие между составными частями программы и их компонентами.

 

Составные части программы социологического исследования

Компоненты

1. Методологическая часть

 

 

 

а) разработка календарных планов и графиков работ

б) логические схемы обработки информации  на ЭВМ

в) логический анализ основных понятий

г) составление сметы на проведение исследования

д) формулировка и обоснование проблемы

е) логическая структура инструментария для сбора информации

ж) составление рабочего плана

з) формулировка гипотез и задач исследования

и) характеристика используемых методов сбора информации

к) указание цели

л) определение обследуемой совокупности

м) определение объекта и предмета исследования

2. Методическая часть

 

 

 

3. Организационная часть

 

 

 

 

7. Проведите логический анализ понятия «Отношение студента к учебе».

8. Воспользуйтесь представленной в УМК по социологии (автор Грошева И.А.) примерной программой социологического исследования инвестиционного поведения населения и составьте аналогичную программу на тему «Качество жизни населения Тюменской области». Составьте инструментарий для проведения исследования.

9. Составьте бланк экспертного опроса на тему «Перспективы развития рынка недвижимости в г. Тюмени».

10. Поясните, в каком случае репрезентативная выборка заменяется целевой?

11.Одна из задач перекрёстной классификации — поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления. Например, можно выявить типические соотношения возрастов мужей и жён (см. табл.). Мужья в большинстве случаев старше жён. Так, из 719 мужчин в возрасте 20—24 лет 158 (21%) имеют супруг моложе себя, а 62 (8,6%) — старше. Из 845 женщин в том же возрасте только 10 старше своих мужей, но в 336 случаях (39,5%) они моложе мужей. Закончите начатую перекрёстную группировку данных таблицы и сделайте окончательные выводы о возрасте супругов. 

 

Перекрестная классификация возраста супругов

Возраст

мужа (лет)

Возраст жены (лет)

Итого

(чел)

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-…

15-19

42

10

3

 

 

 

 

 

55

20-24

158

499

51

10

1

 

 

 

719

25-29

52

271

184

22

7

2

 

 

538

30-34

5

52

87

69

13

5

 

 

231

35-39

1

12

27

29

21

2

3

 

95

40-44

 

1

9

18

17

8

2

1

56

45-49

1

 

3

6

16

16

7

1

50

50-…

 

 

1

4

11

15

21

43

95

Итого

(чел)

259

845

365

158

86

48

33

45

1839

 

12. В чем заключается отличие анкет «простой» структуры от анкет «сложной» структуры?

13. Какие ошибки допустил социолог при составлении следующей анкеты? Какие требования к вопросам в анкете и принципам её построения были нарушены?

Анкета

1) Ф.И.О. ____________________________________________

2) Укажите свой возраст _______________________________

3) Пол   а) м;                    б) ж.

4) Укажите средний доход вашей семьи __________________

5) Является ли ваша семья нуклеарной?  а)да;    б)нет.

6) Если вы являетесь агентом страховой компании, что вы предпримите при наступлении страхового случая?

7) Имели ли вы контакты со страховыми фирмами: а) да;    б) нет.

8) Как часто вы и ваша жена посещаете страховые компании?

9) Поддерживаете ли вы либералистскую концепцию в экономике?

                            а)да;                                          б)нет

10) Когда вы в последний раз читали газету «Тюменская правда»?

11) Пользуетесь ли вы общественным транспортом, находясь вдали от дома?

14. Автором термина «соломенные опросы» является известный английский политик и ученый Джон Селден. Он писал: «…возьмите солому и подбросьте её в воздух - вы сможете увидеть, куда дует ветер» (Докторов Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. – М.: ЦСП, 2008, с. 388). Какие опросы назывались соломенными?

15. В самом общем приближении, интегральный образ различных веховых этапов истории России в массовом сознании россиян следующий (N=3000 человек в 24 субъектах РФ):

1) Россия до 1917 года характеризуется: в духовном плане: уважением к Православной церкви (61,4%), любовью к Отечеству (35,3%), успехами в искусстве; в экономике: тяжёлым экономическим положением (24,4%); в политической жизни: авторитетом в мире (21%); в социальной сфере: социальной несправедливостью (23,9%).

2) Россия периода И. Сталина характеризуется: в духовном плане: любовью к Отечеству (71,8%), чувством гордости за страну (53%), наличием идеалов (59,6%), успехами в образовании (30,3%); в экономике: быстрым экономическим развитием (54,5%), мощной промышленностью (46,1%), успехами в науке и технике (37%); в политической жизни: авторитетом в мире (57,2%); в социальной сфере: дисциплиной и порядком (83,2%); в этической сфере: чувством страха (68,7%).

3) Россия периода Н. Хрущёва характеризуется: в духовной сфере: успехами в образовании (41,6%), любовью к Отечеству (41,1%), чувством гордости за страну (38,1%), жизнерадостностью (35,4%), наличием идеалов (33,7%), успехами в искусстве (33,5%); в экономике: подъёмом сельского хозяйства (59,8%), успехами в науке и технике (55,1%); в политической жизни: авторитетом в мире (39,5%); в этической сфере: доверием между людьми (32,2%).

Информация о работе Методичка по социологии