Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:11, методичка
по курсу социология
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
| УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ______________Т.А.Кольцова «____» _____________2008 г. |
ГРОШЕВА И.А.
СОЦИОЛОГИЯ
для студентов всех специальностей
очной формы обучения
СОЦИОЛОГИЯ [Текст]: Практикум для выполнения самостоятельной работы для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень: ТГАМЭУП, 2008. с.
Практикум подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебными планами специальностей с опорой на российские реалии и лучшие отечественные и зарубежные учебники социологии. Отличается интегральным решением учебных задач и ставит целью дать прочные знания по социологии. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.
Практикум предназначен для студентов всех специальностей и включает в себя стимульный материал; задания и упражнения для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы студентов; терминологические тесты и тесты-персоналии для самоконтроля и итогового контроля по всему курсу; материалы для дискуссий, сценарий ролевой игры; примерный перечень докладов и рефератов, список литературы по каждой теме.
Одобрено на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных наук, протокол заседания кафедры № 4 от 26 ноября 2008 года, печатается по решению учебно-методического совета, протокол заседания УМС № ___ от «___»________ 2008 года.
Рецензенты:
Иванычева Т.А., к.с.н., доцент, декан экономического факультета Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права;
Шарова Е.Б., к.с.н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета.
Автор-составитель: к.с.н., доцент И.А. Грошева
| © ТГАМЭУП, 2008 |
| © И.А. Грошева, 2008 |
ВВЕДЕНИЕ
Практикум по курсу «Социология» включает в себя в тезисной форме весь объём информации, которой должны овладеть студенты на третьем году обучения. Структурно в практикуме можно выделить четыре части: во-первых, это стимульный материал, включающий в себя основные положения по теме, исторические справки, определения. Этот материал можно считать своеобразным приложением к авторскому учебному пособию по социологии (Грошева И.А. Социология: учебное пособие (УМК с курсом лекций). Тюмень, ТГИМЭУП, 2006). Во-вторых, в конце каждой темы приведены тесты, имеется также итоговые тесты по всему курсу. Тест – это понятие многозначное, активно использующееся в различных областях знаний. Их привлекательность состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить оперативный контроль усвоения учебного материала, а кроме того, исключить предвзятость и субъективность оценок. Тесты разбиты на три группы: терминологические, тесты-персоналии и смешанные тесты. При помощи терминологических тестов проверяется знание обучаемых основных теоретических положений, излагаемых в курсе социологии. При помощи тестов-персоналий выявляется осведомлённость обучаемых в области знания имён авторов различных теорий и терминов в социологии.
В-третьих, в практикуме имеются задания и упражнения, направленные на выявление способности студента мыслить логически, обобщать полученные знания, причём в некоторых случаях студентам предлагалось прокомментировать результаты исследований автора практикума. В-четвёртых, это практические задания, направленные на развитие способности обучаемых применять полученные знания на практике. Это составление программы социологического исследования, участие в дискуссии и ролевой игре.
Можно выделить два типа учебных (дидактических) игр: познавательные и деловые (производственные). Упор в практикуме сделан на познавательный аспект игры, это теоретические дискуссии. В ходе ролевой игры участникам предоставлено право не только описывать общий ход событий в той хронологической последовательности, в которой они протекали в действительности, выступать от имени действующих лиц, излагая их решения и поступки, но и вводить в игру предположительные ситуации, допускать возможность других решений и иного характера действий своих героев.
Задача участников дискуссий и ролевой игры в период подготовки состоит в том, чтобы по литературе и курсам читаемых лекций изучить ход имитируемых событий, действие ролевых партнеров, вжиться в образ своих героев и быть готовыми проанализировать их деятельность, получая для этого слово в зависимости от хронологии событий и поступков, а также степени их завершенности в данной игре. Этот вид игры называется также имитационным исполнением ролей или игрой-инсценировкой.
Этапы и методика проведения игры.
Первый этап. Вводное слово преподавателя, в котором определяются тема и цель предстоящей работы, формулируется проблема, раскрываются ее актуальность и предпосылки решения, обосновывается необходимость коллективного поиска способов и путей решения проблемы, создается мотивация эффективной поисково-познавательной деятельности.
Второй этап. Дается характеристика проблемы. Суть проблемы обычно раскрывается в процессе коллективного обсуждения. Следует иметь в виду, что сравнимость результатов возможна лишь при условии строго однозначной трактовки содержания проблемы. В этих целях она структуризируется, т. е. в ее содержании вычленяются элементарные составляющие (компоненты) или характеристики.
Характеристика сложных дискуссионных проблем предполагает использование экспертного метода с последующим обсуждением альтернативных точек зрения.
Третий этап. Выявление концепций (способов) решения проблемы обеспечивается на основе свободного, но гибко управляемого преподавателем обмена мнениями методом «мозгового штурма» (при этом принимаются и фиксируются любые, даже профессионально явно несостоятельные решения).
В ряде случаев, в частности, когда аудитория испытывает известные затруднения, целесообразно проведение специального «экспресс-опроса» студентов с помощью карточки программированного контроля, которая фиксируется на доске или в студенческих тетрадях с последующим коллективным или индивидуальным выбором приемлемых решений из предлагаемого перечня.
Четвертый этап. Формирование рабочих групп и группы экспертов (из числа студентов). Обеспечивается на основе открытого голосования из наиболее подготовленных студентов либо из числа тех, кто воздержался при голосовании.
Пятый этап. Работа в малых рабочих группах по обоснованию различных решений. Работа в группах строится по разработанному плану: определение сути выбранного решения проблемы и основных аргументов по его обоснованию; выявление необходимых предпосылок решения; прогноз возможных последствий, разработка алгоритма (рабочей программы) осуществления каждого решения, что предполагает обоснование способов, путей и средств реализации, их продолжительности и последовательности, систем мотивации, критериев-ориентиров или индикаторов продвижения к цели, а также механизмов коррекции возможных отклонений. При этом обязательно определение «долевого вклада» сферы, отрасли будущей профессиональной деятельности участников учебной дискуссии в реализацию выбранной концепции и ее решения.
Шестой этап. Обсуждение и защита представленных вариантов решения проблемы. Обеспечивается на основе их сравнительного анализа, который проводится по принятым всеми критериям и процедуре.
Седьмой этап. Подведение итогов обсуждения. Высказывается мнение экспертов о наиболее удачном варианте решения и наиболее активных и подготовленных участниках игры. Заслушивается и оценка отдельных студентов. Завершая игру или дискуссию, преподаватель высказывает собственное мнение по проблеме, отвергает крайности в оценках и добивается консенсуса.
Помимо литературы, указанной в каждой теме предлагается воспользоваться следующими источниками.
Журналы
1. Социологические исследования
2. Вестник МГУ «Политология и социология»
3. Социально-политический журнал
Сайты Internet
1. «Социология от А до Я» http://www.glasnet.ru/~asch/so
2. Всероссийский центр изучения общественного мнения http://www.wciom.ru
3. Центр социологических исследований МГУ http://www.opinio.msu.ru/
4. Журнал социологические исследования http://www.isras.rssi.ru/R_Soc
5. Центр независимых социологических исследований http://www.indepsocres.spb.ru
Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению учебных занятий
Лекционные занятия по дисциплине «Социология» проводятся с применением материалов, представленных в данном учебно-методическом комплексе, а также используются авторские материалы «Социология (Курс лекций в схемах)» (Тюмень, ТГИМЭУП, 2002), Грошева И.А. Социология: уч. пособие (УМК с курсом лекций).–Тюмень: ТГИМЭУП, 2006. На семинарских и практических занятиях используются задания учебно-методического комплекса и настоящего практикума.
Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий для проведения учебных занятий
Проведение аудиторных занятий по дисциплине «Социология» не требует специализированных аудиторий и учебно-лабораторного оборудования. В процессе текущего контроля используется компьютерное тестирование.
Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
Цель занятия: дать общее представление о социологии как науке, определить объект и предмет науки, обсудить особенности социологического знания в сравнении с другими видами гуманитарного знания, рассмотреть основные вопросы социологии и выявить общее и особенное в их постановке и решении представителями различных теоретических традиций.
Основные положения
1. Анализ имеющихся точек зрения, концепций, теорий позволяет выделить основные подходы, имеющиеся в отечественной социологической литературе. Во-первых, достаточно широко распространена точка зрения, которая не различает объект и предмет социологии, в результате чего предметом, социологии объявляется общество или акцент делается на «общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом» (Социология. Учеб. пособие/Под ред. Э.В. Тадевосяна. М., 1995. с. 7.). Во-вторых, получил распространение функциональный подход, согласно которому объектом социологии объявляются многообразные социальные системы, т.е. так или иначе упорядоченные совокупности взаимоотношений людей, в том числе, и такая социальная система, как общество. Исходя из этого, задачей социологии объявляется «типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах для целенаправленного управления их поведением» (Социология. Учебник // Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчигин и др. М., 1995. с. 60-61). Другой подход выражен в работе В.А. Ядова, мнение которого разделяют многие социологи. «Социология - это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения» (Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.,1998, с. 36).