Личность как обьект и субьект социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Изучение личности - одна из главных на сегодняшний день задач. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Содержание

Введение..........................................................................................................2
1. Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания.....................3
2. Социализация личности.............................................................................8
3. Типология личности..................................................................................12
4. Личность как субъект и объект социальных отношений.........................14
Заключение.....................................................................................................22
Список использованной литературы............................................................23

Работа содержит 1 файл

личность как субьект и обьект социльных отношений.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

     - определению системообразующего  звена, доминантного вида деятельности;

     - выяснению принципа осуществления  деятельности - вынужденная или свободная,  отчуждённая или неотчуждённая;

     - изучению характера связи между  различными видами деятельности, степени их иерархизированности;

     - исследованию уровня осуществления  каждого из видов деятельности. Ни один из вариантов понимания  личности не исчерпывает этого  феномена целиком, каждый из  них рассматривает отдельные  её проявления, возводя их в  ранг наиболее важных, основополагающих [5]. 

     2. Социализация личности

     Личность  — продукт общественного развития и включения индивидов в систему  социальных отношений. Это происходит посредством социализации, под которой  в социологии понимается "процесс  становления и функционирования личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе" [6].

     Первоначальное  воздействие на человека происходит в первичных малых группах  в процессе воспитания, общения, обучения, а также под влиянием широкого круга факторов (искусства, средств массовой информации, среди которых наибольшие влияние оказывают, несомненно, телевидение, аудио-, видеопродукция и др.). Надо отметить и социально-педагогическое воздействие среды (экономической и политической, социологической, экологической, культурной, этнологической, религиозной) [7].

     Истоки  современных теорий социализации восходят к Г. Тарду, который описал этот процесс как социальное взаимодействие. П. Сорокин понимал социализацию как процесс освоения социального пространства, усвоения требований общества и социальных общностей. По Н. Дж. Смелзеру, социализация — это прохождение путей приобретения опыта и личностных установок (аттитьюдов), подходящих их социальным ролям . В учебном издании «Социология» понятие «социализация» раскрывается как процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию) посредством усвоения их элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются ее социально значимые черты .

     Социализация  по своему предназначению решает две  цели:

       1. способствовать взаимодействию  личностей между собой посредством  исполнения социальных ролей; 

       2. обеспечивать сохранения общества  путем передачи новым членам (поколениям) соответствующих убеждений и  образцов поведения. 

       Это значит, что социализация  объективно необходима, а субъективно  многовариантна и трудна. В содержании  социализации выделяются две  фазы: социальная адаптация личности  и ее социальная интериоризация. Первая означает приспособление личности к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества. Социальная адаптация связана преимущественно с внешними сторонами социализации личности и является ее относительно пассивной формой. Вторая фаза - это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Социальная интериоризация предполагает вбирание, пропускание через себя норм, ценностей и требований, их «переплавку», выработку собственных установок и осуществление действий в соответствии с ними, т. е. эта фаза связана с внутренними сторонами социализации личности и является ее более активной формой. Другими словами, социализация личности — это не только результат объективного внешнего воздействия, но и следствие ее внутренней детерминации.

     За  длительное время существования  общества многообразно повторяющаяся  социализация людей не могла не выработать достаточно эффективные механизмы. Они бывают относительно простыми, довольно сложными и направленными  на изменение существующих отношений, структур и систем. Так, к простым  механизмам социализации личности относится  ее взаимодействие с другими личностями по принципу «зеркала» (как бы видеть себя отражающимся в восприятии других и вносить соответствующие коррективы). К следующей группе механизмов относится усвоение личностью принятых в данной социальной общности знаков, понимание «ожиданий» и требований других индивидов к своей социальной роли.

     Социализация  личности непосредственно связана с обогащением содержания и исполнения старых и освоением новых социальных ролей. Социальная роль — это функция или модель поведения, объективно заданная индивидууму в системе общественных и межличностных отношений. Часть этих ролей являются предписанными по естеству, т, е. предопределяемыми природой (возрастом, полом - например, роль ребенка или мамы в семье), другие являются социально-предписанными, т. е. следствием принадлежности к той или иной социальной, этнической или религиозной группе; третьи - достигаются личными усилиями.

     Возможно  подразделение социальных ролей на конвенциональные (стандартизированные и безличные, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимых от того, кто эти роли исполняет) и на межличностные, в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных обязанностей участников взаимодействия, их чувств, ценностей, установок и предпочтений. Если первые роли воспроизводятся индивидом нередко механически, то вторые - требуют активного волевого участия, социального выбора и целенаправленной деятельности, предполагают возможность и право отвечать за свои действия.

     Качество  исполнения социальных ролей, ролевой набор (система ролей, исполняемых личностью) предопределяют позиции ее в обществе - социальный статус.

     Социальная  роль - одна из важнейших сторон взаимодействия человека с обществом. Ее обычно рассматривают в двух аспектах - ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает отношения тождества, но всегда существует тенденция к его достижению, которая выступает как определенный элемент социального развития, включенный в общую систему взаимодействия личности и общества. В нормативной структуре социальной роли принято различать 4 элемента:

     - описание типа поведения, соответствующего  данной роли;

     - предписания, требования, связанные  с данным поведением;

     - оценку выполнения предписанной  роли;

     - санкции (социальный контроль) - социальные  последствия действия в рамках  требований социальной роли. Сами  санкции бывают позитивного и  негативного характера.

     Когда поведение человека соответствует  ролевым ожидани¬ям, он получает социальные поощрения (такие, как деньги или уважение).

     Ни  одна роль, формальная или неформальная, не является застывшим образцом поведения. Скорее, поведение - это результат  свойственного данной личности способа  интерпретации ролевых ожиданий. Сторонники символического интеракционизма и этнометодологи подчеркивают гибкую связь между поведением человека и ролевыми ожиданиями.

     Когда человек сталкивается с требованиями двух или более несовместимых  ролей, возникшая ситуация называется ролевым конфликтом. Противоречивые требования, предъявляемые человеку одной и той же ролью, могут вызвать ролевую напряженность.

     Социальные  роли носят универсальный характер. Нет личности вне их исполнения. Но личность может реализовывать свои ожидания и добиться искомых ролей, научиться их выполнять должным образом, создать гармоническую совокупность социальных ролей. Вместе с тем необходимо учитывать, что они всегда будут исполняться в системе социальных ролей, соприкасаться с ролями других людей, что будет требовать от личности их умелой корректировки. Из вышесказанного следует, что личность — это человек, который не играет данную ему роль, а всерьез исполняет ту социальную роль (роли) - реформатора, ученого, художника, защитника, учителя, отца, матери и т. д., которую сознательно возлагает на себя и понимает как свое предназначение.

     Развитая, зрелая личность воспринимается как одно из огромных достижений человеческой цивилизации, культуры, морали. Такая личность не может не содержать в себе высокого нравственного начала, не следовать его наставлениям.

     3. Типология личности

     Каждое  общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом соответствующем  ему типе личности и потому предъявляет  свои требования к формированию социального  характера. Это находит своё воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован. На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

     Социальное  поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей, и качественно - по характеру и  направленности этой активности, которая  может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая  нормативный канон человека, представления  о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля  мышления и самосознания отдельных  индивидов. Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических  условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные  варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма  социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.

     Типы  личности:

     1. Традиционалисты ориентированы  в основном на ценности долга,  порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств,  как креативность, стремление к  самореализации, самостоятельность,  у этого типа личности весьма  низкая.

     2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены  критическое отношение к традиционным  нормам, независимость и пренебрежение  авторитетам, установки на саморазвитие  во что бы то ни стало.

     3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

     4. Реалисты сочетают в себе стремление  к самореализации с развитым  чувством долга и ответственности,  здоровый скептицизм с самодисциплиной  и самоконтролем.

     5. Гедонистические материалы ориентированны в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

     В социологии принято выделять также  модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает  в данном обществе. Идеальный тип  личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как  пожелание на будущее, например, всесторонне  и гармонично развитая личность у  К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение. 

       4. Личность как субъект и объект социальных отношений.

       Проблемы  социальных отношений и личности в современном обществе — это  вопрос о том, как именно социальные отношения воздействуют на личность и, с другой, как она преобразует  свою социальную среду. В одном отношении  личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но  в другом она же является создателем своих собственных условий существования, т. е. социальным субъектом.

          С марксистской точки зрения абсолютизация из этих свойств личности чревата тем, что, во-первых, социолог неадекватно рассматривает предмет своего исследования, а во-вторых, он оказывается в положении либо сторонника крайнего конформизма (личность — пассивный продукт социальных условий), либо апологетом крайнего субъективизма и индетерминизма (личность — самодовлеющий субъект социальной деятельности). Очевидно, что и с теоретической, и с нравственной точек зрения такие крайности недопустимы. Серьезный и объективный исследователь станет оспаривать такую постановку вопроса. Проблема заключается в том, чтобы объяснить реальный механизм этой объект- субъектной природы личности, т. е. уяснить природу взаимосвязи социальных условий, формирующих личность в качестве продукта данной социальной системы, и тех структурных образований в целостной личности, которые делают ее социальным субъектом, активным созидателем и преобразователем своей социальной среды.

Информация о работе Личность как обьект и субьект социальных отношений