Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа
Изучение личности - одна из главных на сегодняшний день задач. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.
Введение..........................................................................................................2
1. Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания.....................3
2. Социализация личности.............................................................................8
3. Типология личности..................................................................................12
4. Личность как субъект и объект социальных отношений.........................14
Заключение.....................................................................................................22
Список использованной литературы............................................................23
-
определению
-
выяснению принципа
-
изучению характера связи
-
исследованию уровня
2. Социализация личности
Личность
— продукт общественного
Первоначальное воздействие на человека происходит в первичных малых группах в процессе воспитания, общения, обучения, а также под влиянием широкого круга факторов (искусства, средств массовой информации, среди которых наибольшие влияние оказывают, несомненно, телевидение, аудио-, видеопродукция и др.). Надо отметить и социально-педагогическое воздействие среды (экономической и политической, социологической, экологической, культурной, этнологической, религиозной) [7].
Истоки современных теорий социализации восходят к Г. Тарду, который описал этот процесс как социальное взаимодействие. П. Сорокин понимал социализацию как процесс освоения социального пространства, усвоения требований общества и социальных общностей. По Н. Дж. Смелзеру, социализация — это прохождение путей приобретения опыта и личностных установок (аттитьюдов), подходящих их социальным ролям . В учебном издании «Социология» понятие «социализация» раскрывается как процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию) посредством усвоения их элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются ее социально значимые черты .
Социализация по своему предназначению решает две цели:
1. способствовать взаимодействию
личностей между собой
2. обеспечивать сохранения
Это значит, что социализация
объективно необходима, а субъективно
многовариантна и трудна. В содержании
социализации выделяются две
фазы: социальная адаптация личности
и ее социальная
За длительное время существования общества многообразно повторяющаяся социализация людей не могла не выработать достаточно эффективные механизмы. Они бывают относительно простыми, довольно сложными и направленными на изменение существующих отношений, структур и систем. Так, к простым механизмам социализации личности относится ее взаимодействие с другими личностями по принципу «зеркала» (как бы видеть себя отражающимся в восприятии других и вносить соответствующие коррективы). К следующей группе механизмов относится усвоение личностью принятых в данной социальной общности знаков, понимание «ожиданий» и требований других индивидов к своей социальной роли.
Социализация личности непосредственно связана с обогащением содержания и исполнения старых и освоением новых социальных ролей. Социальная роль — это функция или модель поведения, объективно заданная индивидууму в системе общественных и межличностных отношений. Часть этих ролей являются предписанными по естеству, т, е. предопределяемыми природой (возрастом, полом - например, роль ребенка или мамы в семье), другие являются социально-предписанными, т. е. следствием принадлежности к той или иной социальной, этнической или религиозной группе; третьи - достигаются личными усилиями.
Возможно подразделение социальных ролей на конвенциональные (стандартизированные и безличные, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимых от того, кто эти роли исполняет) и на межличностные, в которых права и обязанности целиком зависят от индивидуальных обязанностей участников взаимодействия, их чувств, ценностей, установок и предпочтений. Если первые роли воспроизводятся индивидом нередко механически, то вторые - требуют активного волевого участия, социального выбора и целенаправленной деятельности, предполагают возможность и право отвечать за свои действия.
Качество исполнения социальных ролей, ролевой набор (система ролей, исполняемых личностью) предопределяют позиции ее в обществе - социальный статус.
Социальная роль - одна из важнейших сторон взаимодействия человека с обществом. Ее обычно рассматривают в двух аспектах - ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает отношения тождества, но всегда существует тенденция к его достижению, которая выступает как определенный элемент социального развития, включенный в общую систему взаимодействия личности и общества. В нормативной структуре социальной роли принято различать 4 элемента:
-
описание типа поведения,
- предписания, требования, связанные с данным поведением;
-
оценку выполнения
- санкции (социальный контроль) - социальные последствия действия в рамках требований социальной роли. Сами санкции бывают позитивного и негативного характера.
Когда поведение человека соответствует ролевым ожидани¬ям, он получает социальные поощрения (такие, как деньги или уважение).
Ни
одна роль, формальная или неформальная,
не является застывшим образцом поведения.
Скорее, поведение - это результат
свойственного данной личности способа
интерпретации ролевых
Когда человек сталкивается с требованиями двух или более несовместимых ролей, возникшая ситуация называется ролевым конфликтом. Противоречивые требования, предъявляемые человеку одной и той же ролью, могут вызвать ролевую напряженность.
Социальные роли носят универсальный характер. Нет личности вне их исполнения. Но личность может реализовывать свои ожидания и добиться искомых ролей, научиться их выполнять должным образом, создать гармоническую совокупность социальных ролей. Вместе с тем необходимо учитывать, что они всегда будут исполняться в системе социальных ролей, соприкасаться с ролями других людей, что будет требовать от личности их умелой корректировки. Из вышесказанного следует, что личность — это человек, который не играет данную ему роль, а всерьез исполняет ту социальную роль (роли) - реформатора, ученого, художника, защитника, учителя, отца, матери и т. д., которую сознательно возлагает на себя и понимает как свое предназначение.
Развитая, зрелая личность воспринимается как одно из огромных достижений человеческой цивилизации, культуры, морали. Такая личность не может не содержать в себе высокого нравственного начала, не следовать его наставлениям.
3. Типология личности
Каждое
общество заинтересовано в определённом,
наилучшим образом
Социальное
поведение можно оценивать
Типы личности:
1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.
2.
У идеалистов, наоборот, сильно выражены
критическое отношение к
3. Для фрустированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.
4.
Реалисты сочетают в себе
5.
Гедонистические материалы
В
социологии принято выделять также
модальный, идеальный и базисный
типы личности. Модальный тип личности
– тот, который реально преобладает
в данном обществе. Идеальный тип
личности не привязан к конкретным
условиям. Это тип личности как
пожелание на будущее, например, всесторонне
и гармонично развитая личность у
К.Маркса или новый Человек Э.Фромма. Базисный
тип личности – тот, который наилучшим
образом отвечает потребностям современного
этапа общественного развития. Иными словами,
социальный тип личности – это отражение
того, как общественная система влияет
на ценностные ориентации человека и через
них – на его реальное поведение.
4. Личность как субъект и объект социальных отношений.
Проблемы
социальных отношений и личности
в современном обществе — это
вопрос о том, как именно социальные
отношения воздействуют на личность
и, с другой, как она преобразует
свою социальную среду. В одном отношении
личность выступает в качестве продукта
социальных и культурных условий, но
в другом она же является создателем
своих собственных условий
С марксистской точки зрения абсолютизация из этих свойств личности чревата тем, что, во-первых, социолог неадекватно рассматривает предмет своего исследования, а во-вторых, он оказывается в положении либо сторонника крайнего конформизма (личность — пассивный продукт социальных условий), либо апологетом крайнего субъективизма и индетерминизма (личность — самодовлеющий субъект социальной деятельности). Очевидно, что и с теоретической, и с нравственной точек зрения такие крайности недопустимы. Серьезный и объективный исследователь станет оспаривать такую постановку вопроса. Проблема заключается в том, чтобы объяснить реальный механизм этой объект- субъектной природы личности, т. е. уяснить природу взаимосвязи социальных условий, формирующих личность в качестве продукта данной социальной системы, и тех структурных образований в целостной личности, которые делают ее социальным субъектом, активным созидателем и преобразователем своей социальной среды.
Информация о работе Личность как обьект и субьект социальных отношений