Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа
Изучение личности - одна из главных на сегодняшний день задач. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.
Введение..........................................................................................................2
1. Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания.....................3
2. Социализация личности.............................................................................8
3. Типология личности..................................................................................12
4. Личность как субъект и объект социальных отношений.........................14
Заключение.....................................................................................................22
Список использованной литературы............................................................23
Прежде всего напомним некоторые принципиальные положения марксистской теории личности. К.Маркс подчеркивал, что сущность человека «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Как само общество производит человека как человека, так и он производит общество …» .
Обращаясь к исследованию
этого социального качества человека
эмпирическими методами, социолог нередко
пользуется языком ролевой концепции.
Между тем основные положения
ролевой концепции, какие бы ее варианты
мы ни рассматривали, предопределяют подход
к личности как объекту социальной
реальности. Единственный «канал» субъективности,
заложенный здесь — право выбора
способов исполнения ролевых предписаний.
Каковы субъективные предпосылки такого
выбора — на этот вопрос ролевая
концепция не дает ответа. Другая ограниченность
ролевой концепции, на наш взгляд,
состоит в том, что этот подход
представляет собой не столько объяснение
поведения личности, сколько его
описание, интерпретацию (если понимать
под объяснением использование
более общих теоретических
Ролевая
концепция не в состоянии выйти
за рамки, ограниченные плоскостью межличностных
отношений или отношений
Отсюда
— необходимость анализа
Однако
здесь возникают
Исследовательская практика накопила немало фактов и теоретических аргументов, позволяющих сделать достаточно широкие обобщения. Мы имеем в виду работы таких советских ученых, как В. Н. Мясищева — автора концепции «психологии отношений», Л. И. Божович, экспериментально исследующую явления доминирующей мотивации и общей направленности личности, А. Н. Леонтьева, работающего в области изучения связи между объективной данностью социальной ситуации и субъективным смыслом, который придает этой ситуации индивид, многочисленные экспериментальные исследования грузинской школы психологов — последователей Д. Н. Узнадзе, который еще в 30-е годы создал развернутую оригинальную теорию установки, обусловливающей психический настрой личности и мобилизующей все ее психические свойства для совершения поведенческого акта в конкретной ситуации.
Общий механизм образования социальной установки социальной ценности описывается формулой N <- D -<- S, где N — потребность, D — диспозиция, S — ситуация или условия деятельности.
Что касается потребностей, то сам по себе принцип выделения здесь низших и высших уровней общепризнан. Вопрос в том, как именно структурируются эти уровни. В рамках нашего подхода к личности как объекту и субъекту социальных отношений мы примем за основание иерархизации потребностей принцип включения человека в расширяющиеся сферы социальной деятельности. К. Маркс отмечал, что сам процесс удовлетворения потребностей есть в сущности процесс присвоения человеком той или иной формы деятельности, определяемой общественным развитием 1 [4].
Уровни
присвоения человеком различных
форм социального общения можно
структурировать как первичное
включение в ближайшее семейное
окружение, далее — в многочисленные
контактные коллективы или малые
группы, в ту или иную сферу трудовой
деятельности, наконец, включение через
все эти каналы в целостную
социальную систему, приобщение к социально-политическим
и культурным ценностям общества.
Основанием классификации является
здесь как бы последовательное расширение
границ активности личности, источник
которой со стороны субъекта —
потребность или нужда в
Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру. За основание структурализации мы примем в этом случае протяженность времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий, а ситуацию деятельности можно принять как относительно стабильную. Тогда низший уровень этой иерархии образуют ситуации предметной среды, далее — условия группового общения, затем — особенности той или иной сферы социальной деятельности, наконец, общесоциальные условия (экономические, политические, культурные).
Обратимся теперь к
центральному члену нашей схемы,
т. е. к диспозиции личности. Если они
представляют собой продукт «столкновения»
потребностей и ситуаций (условий),
в которых соответствующие
1)
Низший ее уровень —
2)
Второй уровень диспозиционной
структуры — социальные
3)
Третий уровень — общая
Важнейшая,
если не основная, функция диспозиционной
системы — психическая
Далее
можно выделить поступок или привычное
действие, которое как бы компонуется
из целого ряда поведенческих актов.
Целесообразность поступка зависит
от более сложных обстоятельств
деятельности и, по-видимому, отвечает
более высокому уровню потребности
регуляции поведения в
В диспозиционной системе, как и в других образованиях подобного рода, роль соответствующих уровней различна. А именно высшие уровни системы доминируют в отношении нижележащих, тогда как на одном уровне происходит согласование, координация различных диспозиционных элементов.
Хотя
В. С. Мерлин экспериментально показал, что для выполнения социального требования индивидуальные психические особенности личности (свойства темперамента) взаимодействуют таким образом, чтобы обеспечить поведение на высшем психическом уровне, отвечающем социальному требованию.
В нашем случае это означает, что низшие уровни диспозиционной системы перестраиваются так, чтобы обеспечить реализацию поведения, регулируемого адекватно ситуации более высоким диспозиционным уровнем. Как отмечает А. А. Меграбян, «в процессе эволюционного развития каждая предшествующая функция перестраивается под регулирующим воздействием последующей... Именно поэтому структура нового высшего уровня является ведущим регулятором всей структуры личности» .
Исходя
из сказанного, «парадокс Ла Пьера»
получает более полное и, как кажется,
более адекватное объяснение. Несоответствие
между данной социальной установкой
и наблюдаемым поведением не может
быть интерпретировано в ограниченной
плоскости «аттитюдов»
Преимущества такого подхода, на наш взгляд, состоят в том, что личность рассматривается здесь как объект и субъект социальных отношений в эмпирически фиксируемых показателях, относящихся к различным уровням социальной среды, потребностей индивида, его диспозиционной структуры и, наконец, структуры его деятельности, направленной на преобразование своей среды. Этот подход не противоречит концепциям ролевого поведения человека (поскольку социальные установки на исполнение роли есть функция от групповой ситуации, потребности включения в коллективную деятельность, связанного с разделением труда — обменом деятельностью в социальной группе), учитывает данные исследования в области регулятивной роли ценностных ориентации личности и социальных установок, дает возможность связать социологический анализ условий социального развития личности с анализом социально-психологических механизмов ее поведения как активного субъекта исторического процесса.
Заключение
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Информация о работе Личность как обьект и субьект социальных отношений