Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа
Изучение личности - одна из главных на сегодняшний день задач. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.
Введение..........................................................................................................2
1. Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания.....................3
2. Социализация личности.............................................................................8
3. Типология личности..................................................................................12
4. Личность как субъект и объект социальных отношений.........................14
Заключение.....................................................................................................22
Список использованной литературы............................................................23
Министерство общего и профессионального образования РФ
Тульский государственный университет
Кафедра
Социологии и политологии
Контрольно-курсовая работа
по дисциплине: «Социология»
на
тему: «Личность как субъект и объект социальных
отношений».
Петухов Р.С.
Проверил: н. р., ассистент
Абросимова
О. В.
Тула 2011
Содержание
Введение.................
1.
Понятие личности в социологии. Концепции
ее понимания.....................
2.
Социализация личности.........
3.
Типология личности............
4.
Личность как субъект и объект социальных
отношений.....................
Заключение...............
Список
использованной литературы....................
Введение.
Изучение личности - одна из главных на сегодняшний день задач. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.
Человек выступает главным
Проблема личности человека, ее
формирования и развития в
современной литературе
1. Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания
Человек как высшее существо, включенное в природную и социальную, биосоциальную и экосоциальную среду, представляет собой уникальное явление. Научное изучение данного объекта чрезвычайно сложно, личность исследуют различные отрасли науки, в том числе и социология.
В
самой структуре
Человек
— часть живой природы и
неотъемлемая частица сообщества людей,
является двуединым образованием, т.
е. существом биологическим и
социальным одновременно. Человек вышел
из животного мира и никогда не
освободится от свойств, присущих его
представителям. Его тело, кровь, органы
принадлежат природе. Но только в
обществе дитя человеческое может стать
человеком. У каждого родившегося
есть мозг и голосовой аппарат, но
научиться мыслить и
Однако человек не только формируется под воздействием общественных отношений, но и сам «отпечатывается» в них. Общество не просто окружает, но живет внутри каждого человека. При этом разные общественные образования имеют для него неодинаковое значение. Общество, будучи наиболее широким образованием, является для него изначально заданной величиной воздействия, различные социальные общности представляют собой относительно переменные величины. Например, производственный, учебный, воинский коллектив и т. п. выступает уже переменной величиной; неформальная группа, круг общения, т.е. малая промежуточная общность, символизируют величины, устойчивость которых весьма относительна, и, наконец, семья как малая (первичная) общность предстает восстанавливаемой величиной (родительская семья — своя семья). Во всех этих вза¬имосвязях человек - не только продукт социальных отношений, но и в известном смысле их творец. И в этом качестве он видоизменяет всю систему общественных отношений. Кроме того человека отличает способность осмыслить происходящие с ним изменения в пространстве и времени (историческая рефлексия). Таким образом, личность - выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. Существует различные концепции понимания личности:
1. Ролевая теория - описывает социальное поведение понятием «статус» и «роль». Представители: Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Шибутани, Я. Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Личность характеризуется усвоенными и выполняемыми ею социальными функциями, образцами поведения – ролями, которые обусловлены социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе. Статус человека оказывает большее влияние на его социальное поведение, чем на личные качества. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся наиболее существенной характеристикой его личности. В своей полной совокупности социальные роли, выполняемые людьми, представляют общество в целом, господствующие в нем отношения.
Освоение социальных ролей происходит в процессах межличностного взаимодействия. Одним из важных стимулов к устойчивому выполнению, «игранию» ролей выступают «ролевые ожидания» - ожидания поведения, соответствующего статусу индивида. Ролевые ожидания обусловлены статусами участников взаимодействия и внешней средой – сложившейся культурой, регулирующей социальные взаимодействия. Различные роли, исполняемые человеком, могут оказаться совместимыми, так и несовместимыми. Во втором случае неизбежен так называемый «ролевой конфликт» - переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является. Для человека ролевой конфликт создает стрессовую ситуацию [1].
2.
Психоаналитическая ориентация
в социологии – направление,
включающее в себя социально-
А.
Адлер считал, что в основе поведения
каждой личности лежит чувство неполноценности,
требующее компенсации. Комплекс неполноценности
может привести к уходу человека
от трудностей, пассивности, а может,
к лидерству как способу
К. Хорни развила теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством тревожности, присущей человеку перед лицом окружающей действительности. Преграды экономического, правового, этнического характера, возникающие перед человеком при стремлении к цели, усиливают у большинства людей чувство тревоги, вызывают стремление к безопасности. Поиск путей выхода из этого конфликта порождает, согласно Хорни, формирование трех типов личности. В зависимости от отношения к окружающим людям они делятся на: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества типы.
Г. С. Салливан рассматривал личность как совокупность социальных масок, отрицая ее индивидуальность. Духовный мир большинства людей заполнен иллюзорными престижными ценностями, и личность формируется под их воздействием. Число типов личности у каждого человека соответствует количеству его межличностных ситуаций [2].
3. Интеракционизм (от англ. interaction - взаимодействие). В центре внимания – процесс взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид, Г. Блумер. Поведение индивида – это реакция на поведение другого индивида. Личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Взаимодействие – это система коммуникаций и межличностного общения. Чем разнообразнее и шире система взаимодействия личности, тем богаче и своеобразнее реакции, способы деятельности личности.
Считали, что социальный мир и личность являются продуктом ролевого взаимодействия между людьми. Таким образом, мир наполнен субъективностью и представляет собой организованный мир культуры. Акцентировали внимание на коммуникативных формах – информационных процессах, языке, средствах связи и т.п. Точка зрения интеракционизма противоположна структурному функционализму [3].
4.
Теория «зеркального “я”» - одна
из первых концепций личности,
исходившая не из внутренних
характеристик человека, а из
признания решающей роли
Социальное «я» человека сводится к тому, каким признают данного человека окружающие. Обязательным условием существования социального «я» является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Человек имеет столько социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Сознательные действия всегда социальны: человек соотносит свои действия с теми представлениями о его «я», которые складываются у других людей. Другие люди – это «зеркала», в которых формируется образ «я» человека. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. В зависимости от мнений окружающих у человека возникает или гордость (самоуважение) или унижение. «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.
Кули исходит из признания изначального единства личности и общества. Социальное сознание группы и сознание индивида так же бессмысленно рассматривать по отдельности, как противопоставлять музыку всего оркестра звучанию отдельных инструментов. Личность понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли [4].
5. Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского сложилось понимание личности как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути, сводится к:
Информация о работе Личность как обьект и субьект социальных отношений