Личность как обьект и субьект социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Изучение личности - одна из главных на сегодняшний день задач. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Содержание

Введение..........................................................................................................2
1. Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания.....................3
2. Социализация личности.............................................................................8
3. Типология личности..................................................................................12
4. Личность как субъект и объект социальных отношений.........................14
Заключение.....................................................................................................22
Список использованной литературы............................................................23

Работа содержит 1 файл

личность как субьект и обьект социльных отношений.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

     Министерство  общего и профессионального образования РФ

     Тульский  государственный университет

     Кафедра Социологии и политологии 
 
 
 
 
 

     Контрольно-курсовая работа

     по  дисциплине: «Социология»

     на  тему: «Личность как субъект и объект социальных отношений». 
 
 
 
 
 

                                                 Выполнил: ст. гр. 120281

       Петухов Р.С.

     Проверил: н. р., ассистент

     Абросимова  О. В. 
 
 
 
 
 
 

     Тула 2011 

     Содержание

     Введение..........................................................................................................2

     1. Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания.....................3

     2. Социализация личности.............................................................................8

     3. Типология личности..................................................................................12

     4. Личность как субъект и объект социальных отношений.........................14

     Заключение.....................................................................................................22

     Список  использованной литературы............................................................23

 

     Введение.

     Изучение личности - одна из главных на сегодняшний день задач. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений. Следовательно, личность – это система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

       Человек выступает главным субъектом  и продуктом общественных отношений.  В силу того, что он является  многогранным и многоплановым  существом, особый интерес представляет  рассмотрение его природы, сущности  и взаимосвязи с обществом.  Человек и общество возникли  и формировались в неразрывном  единстве. Это был целостный процесс,  длившийся несколько миллионов  лет. Вот почему изучение общества  невозможно без проникновения  в тайну человека.1 Не будет преувеличением и то, что существо проблемы социальных отношений и личности в современном обществе — это вопрос о том, как именно социальные отношения воздействуют на личность и, с другой, как она преобразует свою социальную среду. В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но в другом - она же является создателем своих собственных условий существования, т.е. социальным субъектом.

       Проблема личности человека, ее  формирования и развития в  современной литературе является  наиболее проработанной, понимание  же человека как субъекта и  продукта социальных отношений  изучено менее, что придает  данной теме особую актуальность.

 

1. Понятие личности в социологии. Концепции ее понимания

     Человек как высшее существо, включенное в  природную и социальную, биосоциальную  и экосоциальную среду, представляет собой уникальное явление. Научное изучение данного объекта чрезвычайно сложно, личность исследуют различные отрасли науки, в том числе и социология.

     В самой структуре социологической  науки социология личности конституирована  как специальная теория, предметом  изучения и анализа которой является человек в его социальном формировании, становлении и развитии. Это означает, что в русле данной теории личность понимается как человеческий индивидуум, приобретающий в ходе социализации и включения в систему социальных связей и общественных отношений относительно устойчивую совокупность социально значимых качеств, знаний и социального опыта, «как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности» .

     Человек — часть живой природы и  неотъемлемая частица сообщества людей, является двуединым образованием, т. е. существом биологическим и  социальным одновременно. Человек вышел  из животного мира и никогда не освободится от свойств, присущих его  представителям. Его тело, кровь, органы принадлежат природе. Но только в  обществе дитя человеческое может стать  человеком. У каждого родившегося  есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать  он может лишь в обществе. Каждый представитель животного мира может  осуществлять работу, монотонный одноплановый труд. Однако лишь в общении между людьми труд влечет за собой формирование новых, человеческих качеств, языка, способности мыслить, вступать в общение и пр. У каждого человека, как и у любого из животных, есть инстинкт самосохранения, но он может его преодолевать под воздействием общественной необходимости. Благодаря мышлению человек не только приспосабливается, как животное, к природным условиям, а преобразует окружающий мир, создает «вторую природу». Значит, в человеке биологические и социальные начала органически связаны между собой, что позволяет сказать: человек есть существо биосоциальное, но собственно человеком он становится только в обществе. Мышление, сознание, речь, творчество, научное познание, искусство и вера - все, что отличает человека от животного мира, зарождается в обществе и только под воздействием его передается каждому конкретному человеку.

     Однако  человек не только формируется под  воздействием общественных отношений, но и сам «отпечатывается» в них. Общество не просто окружает, но живет  внутри каждого человека. При этом разные общественные образования имеют  для него неодинаковое значение. Общество, будучи наиболее широким образованием, является для него изначально заданной величиной воздействия, различные  социальные общности представляют собой  относительно переменные величины. Например, производственный, учебный, воинский коллектив и т. п. выступает уже переменной величиной; неформальная группа, круг общения, т.е. малая промежуточная общность, символизируют величины, устойчивость которых весьма относительна, и, наконец, семья как малая (первичная) общность предстает восстанавливаемой величиной (родительская семья — своя семья). Во всех этих вза¬имосвязях человек - не только продукт социальных отношений, но и в известном смысле их творец. И в этом качестве он видоизменяет всю систему общественных отношений. Кроме того человека отличает способность осмыслить происходящие с ним изменения в пространстве и времени (историческая рефлексия). Таким образом, личность - выражение социальной сущности и содержания человека как субъекта деятельности и общественных отношений. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации, интересы, цели, идеалы. Существует различные концепции понимания личности:

     1. Ролевая теория - описывает социальное  поведение понятием «статус»  и «роль». Представители: Дж. Мид, Р. Линтон, Т. Шибутани, Я. Л. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон и др. Личность характеризуется усвоенными и выполняемыми ею социальными функциями, образцами поведения – ролями, которые обусловлены социальным статусом личности в данном сообществе или социальной группе.  Статус человека оказывает большее влияние на его социальное поведение, чем на личные качества. Социальные роли, выполняемые индивидом, становятся наиболее существенной характеристикой его личности. В своей полной совокупности социальные роли, выполняемые людьми, представляют общество в целом, господствующие в нем отношения.

     Освоение  социальных ролей происходит в процессах  межличностного взаимодействия. Одним  из важных стимулов к устойчивому  выполнению, «игранию» ролей  выступают «ролевые ожидания» - ожидания поведения, соответствующего статусу индивида. Ролевые ожидания обусловлены статусами участников взаимодействия и внешней средой – сложившейся культурой, регулирующей социальные взаимодействия. Различные роли, исполняемые человеком, могут оказаться совместимыми, так и несовместимыми. Во втором случае неизбежен так называемый «ролевой конфликт» - переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является. Для человека ролевой конфликт создает стрессовую ситуацию [1].

     2. Психоаналитическая ориентация  в социологии – направление,  включающее в себя социально-философские  и социологические идеи и концепции  Фрейда, фрейдистов неофрейдистов (А. Адлер, К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм и др.), конкретные социологические исследования, основанные на принципах психоанализа. Начиная с 20-х гг. XX в. психоаналитическая социология заняла заметное место в социологии, особенно в таких областях, как социология семьи, девиантного поведения, культуры, войны, лидерства, общественного мнения; в социальной психологии. Основная проблема во всех концепциях – конфликт личности и общества. По мнению большинства сторонников психоаналитической социологии, цивилизация, социальные, моральные нормы, запреты, санкции, искажая, подавляя исходные влечения или потребности человека, ведут к прогрессирующему отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, развитию нервозов и т. п.  Вместе с тем социальные нормы являются необходимым условием выживания общества. Для разрешения этой ситуации существует психоаналитическая терапия.

     А. Адлер считал, что в основе поведения  каждой личности лежит чувство неполноценности, требующее компенсации. Комплекс неполноценности  может привести к уходу человека от  трудностей, пассивности, а может, к лидерству как способу компенсации.

     К. Хорни развила теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством тревожности, присущей человеку перед лицом окружающей действительности. Преграды экономического, правового, этнического характера, возникающие перед человеком при стремлении к цели, усиливают у большинства людей чувство тревоги, вызывают стремление к безопасности. Поиск путей выхода из этого конфликта порождает, согласно Хорни, формирование трех типов личности. В зависимости от отношения к окружающим людям они делятся на: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества типы.

     Г. С. Салливан рассматривал личность как совокупность социальных масок, отрицая ее индивидуальность. Духовный мир большинства людей заполнен иллюзорными престижными ценностями, и личность формируется под их воздействием. Число типов личности у каждого человека соответствует количеству его межличностных ситуаций [2].

     3. Интеракционизм (от англ. interaction - взаимодействие). В центре внимания – процесс взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид, Г. Блумер. Поведение индивида – это реакция на поведение другого индивида. Личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Взаимодействие – это система коммуникаций и межличностного общения. Чем разнообразнее и шире система взаимодействия личности, тем богаче и своеобразнее реакции, способы деятельности личности.

     Считали, что социальный мир и личность являются продуктом ролевого взаимодействия между людьми. Таким образом, мир  наполнен субъективностью и представляет собой организованный мир культуры. Акцентировали внимание на коммуникативных  формах – информационных процессах, языке, средствах связи и т.п. Точка  зрения интеракционизма противоположна структурному функционализму [3].

     4. Теория «зеркального “я”» - одна  из первых концепций личности, исходившая не из внутренних  характеристик человека, а из  признания решающей роли взаимодействия  индивидов. Представители: Дж. Мид, Ч. Х. Кули.

     Социальное  «я» человека сводится к тому, каким  признают данного человека окружающие. Обязательным условием существования  социального «я» является общение  с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Человек имеет столько  социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых  он заботится. Сознательные действия всегда социальны: человек соотносит свои действия с теми представлениями  о его «я», которые складываются у других людей. Другие люди – это  «зеркала», в которых формируется  образ «я» человека. Личность представляет собой совокупность психических  реакций человека на мнение о нем  окружающих. В зависимости от мнений окружающих у человека возникает  или гордость (самоуважение) или  унижение. «Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке.

     Кули  исходит из признания изначального единства личности и общества.  Социальное сознание группы и сознание индивида так же бессмысленно рассматривать  по отдельности, как противопоставлять  музыку всего оркестра звучанию отдельных  инструментов. Личность понимается не как абстрактный индивид, а как  социальное существо, принадлежащее  к определенным социальным группам  и выполняющее какие-то социальные роли [4].

     5. Деятельностный подход. В рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского сложилось понимание личности как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность». Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих её элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути, сводится к:

Информация о работе Личность как обьект и субьект социальных отношений