Место и роль личности в системе социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:10, реферат

Описание работы

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.

Содержание

Введение
1. Понятие личности и подходы к его изучению
2. Вклады учёных в развитие понимания личности
3. Сущность социальных отношений
4. Механизм регулирования поведения и социализации личности
5. Роль личности в развитии общества
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

  1. Понятие личности и подходы к его изучению
  2. Вклады учёных в развитие понимания личности
  3. Сущность социальных отношений
  4. Механизм регулирования поведения и социализации личности
  5. Роль личности в развитии общества

    Заключение

    Список  использованной литературы 

 

    Введение

     Проблемы  личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.

     В процессе  рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.

 

      1. Понятие личности  и подходы к  его изучению 

     Слово «личность» – в английском языке «personality» – происходит от латинского «persona». Первоначально это слово означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т.е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, подобный тому, что демонстрирует человек, играя определенные социальные роли.

     Существовало  и существует немало попыток систематизировать  социологические воззрения по решению  вопроса о взаимосвязи личности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном1. Он выделил четыре основных подхода.

     Первый  подход и вытекающая из него социологическая  традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей «высокого» порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логика рассуждений при такой позиции примерно такова: целое не сводится к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взглядах Конта. Из современных течений к ней относится, прежде всего, школа структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфликта (Л.Козер, Р.Дарендорф).

     Огюста  Конта (1798-1857) считают основателем позитивистской социологии. Основной труд Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 годах. Творчество ученого совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые отвечали бы новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества2.

     Личность  как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости  от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю3.

     В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, который как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?

     Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его «природа» не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по-своему.

     Итак, понятие «личность вводится для  выделения, подчеркивания неприродной  («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, то есть  акцент делается на социальном начале. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. 

     В социологии личность определяется как:

  • Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
  • Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

     Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется  его сущность как совокупность всех общественных отношений.

 

      2. Вклады учёных в развитие понимания личности

     Епископ Августин Блаженный (354 – 430), оказавший сильное внимание на средневековую философию решает две важнейшие проблемы: динамику личности и динамику общечеловеческой истории. Его работа “Исповедь” – исследование самосознания личности, её психологических состояний. Он описывает внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: о на-силия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдви-гает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек дейст-вует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человече-ского мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я – это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже “закрывается” от него.

     Заслушивают внимания социально-философские воззрения  Фомы Ак-винского, которого считают  создателем католической теологии и  системати-затором схоластики. Он утверждал, что личность – это “самое благородное во всей разумной природе” явление. Она характеризуется интеллектом, чувством и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превос-ходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.

     Важная  часть творчества А.И. Герцена –  тема личности. Ценность лю-бой личности заключена в разумном и нравственно-свободном  “деянии”, в котором человек  достигает своего действительного  существования. Но лич-ность не только венец природы, но и “вершина исторического мира”. Суще-ствует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток.

     В центре социально-философской концепции Михайловского находится идея личности, развитие и целостность которой является мерилом, целью и идеалом исторического прогресса. Для него личность является “мерой всех вещей”, поэтому отчуждение личности превращающее нё в придаток обще-ства необходимо должно быть преодолены.

     Леонтьев  К. Н. Выступает за яркий тип личности. Для него крайности важнее середины и серости. На однородной почве, на равенстве, на упроще-нии, пишет он, не рождаются  гении и оригинальные мыслители.

     Кроме этих высказываний существует множество других, ведь каждый философ старается объяснить любой вопрос возникающий у человека. Да и все люди, даже не философы, стараются объяснить для себя все, что так или иначе можно объяснить. 

 

      3. Сущность социальных отношений

     Социальные  связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. Постепенно в ходе общения из всей совокупности взаимодействий выделяются устойчивые социальные связи, которые на основе рационально-чувственного восприятия их взаимодействующими индивидами приобретают определенную специфическую форму, характеризующуюся соответствующим поведением взаимодействующих индивидов. Такие осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением, называют социальными отношениями.

     В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений: любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т. д.

     Каждый  из членов социальной группы после ряда взаимодействий вступает с другими членами группы в определенные отношения, которые крайне разнообразны по форме и содержанию. Для изучения этого богатого мира социальных отношений их нужно классифицировать и определить механизм их формирования. Прежде всего социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта этой любви. В данном случае поведение участников будет соотнесено по смыслу, поскольку один действующий индивид предполагает, что чувства, присущие ему, испытывает и другой партнер или партнеры, и на это ожидание ориентирует свое поведение. Сила и характер этой ориентации имеют решающее значение для взаимоотношений с другими партнерами. Так, первоначальная симпатия, натыкаясь на неприязнь, может перерасти в ненависть, если установка на отношения симпатии слабая и неопределенная. Однако эта симпатия при сильной, точно определенной установке даже в отсутствие взаимности партнера может достаточно долгое время оставаться неизменной.

 

      4. Механизм регулирования поведения и социализации личности

     Среди основных механизмов социального поведения  личности различают социализацию и  социальную адаптацию.

     Социализация  - процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств индивида, в ходе которого в результате воздействия общества происходит становление конкретно-исторического типа личности и воспроизводство человека как активного субъекта деятельности, обладающего определенной социально-классовой направленностью, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Основное содержание этого процесса - с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, а с другой - их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественно-историческая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводит себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности. В классовом обществе социальный опыт всегда опосредован классовыми отношениями. Отсюда очевидно, что характер процесса социализации обусловлен прежде всего социально-экономическими отношениями и его содержание зависит от социально-экономического строя, а также уровня исторического развития общества.

     Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологической литературе в социализации выделяют три периода - дотрудовой, трудовой, после-трудовой и четыре стадии - ранняя (от рождения до поступления в школу), обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования), социальная зрелость (основная, охватывающая период активной трудовой и общественно-политической деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разделение на определенные периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социологии ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста и др. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы социальных институтов: институты первоначального развития природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности.

Информация о работе Место и роль личности в системе социальных отношений