Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:31, лекция
Личность - это устойчивая система социально значимых черт и свойств человека, которая реализуется в процессе социаль ¬ ных связей за активной предметной деятельности и союз ¬ ния.
Личность является объектом и субъектом социальных отношений.
1. Понятие личности в социологии
2. Элементы социологической структуры личности
3. Социализация личности как процесс
Общая социология
Тема занятия: личность в системе социальных
связей
План занятия:
1. Понятие личности в социологии
2. Элементы социологической структуры
личности
3. Социализация личности как процесс
1. Понятие личности в социологии
Личность - это устойчивая система социально
значимых черт и свойств человека, которая
реализуется в процессе социаль ¬ ных
связей за активной предметной деятельности
и союз ¬ ния.
Личность является объектом и субъектом
социальных отношений.
Личность как объект социальных отношений
характеры ¬ руется через:
• социализацию - процесс вхождения в
общество, включен ¬ ния личности в социальные
связи, в различные типы социальных общностей,
усвоение им социальных норм и культурных
ценностей. Она охватывает как социально
контролируемые процессы целенаправленного
воздействия на человека, так и стихийные,
спонтанные процессы, влияющие на ее формирование;
• социальную идентификацию - осознание
личностью своей принадлежности к определенному
сообществу, его поведения отвечает ¬
видно к устоявшимся в группе норм. Уровень
требований по поводу идентичности ¬ ности
зависит от широты и значимости набора
ролей, реализуемых человек в рамках определенной
общности, от степени сплоченности и форм
регламентации поведения в обществе.
Личность как субъект социальных отношений
характеры ¬ руется:
• самосознанием личности как социально-психо
¬ логической характеристики человека. Источником
осознания собственной самобытности является
близлежащие значимые для личности люди;
• системой ценностных ориентаций, по
которой она вос ¬ имеет и оценивает социальную
реальность. Они приобретают функций важнейших
регуляторов социального поведения;
• потребностями, мотивациями, социальными
установками и социальным поведением. Потребности
отражают зависимость человека от внешнего
и социальной среды.Естественные потребности
определяются биологической сущностью
человека (жилье, еда, продолжение рода,
одежда).Социальные потребности являются
продуктами общественной жизни, уровня
развития человека.
Мотивации - это внутренние возбудители
поведения человека.Наиболее распространенными
мотивами деятельности является материальная
заинтересованным ¬ ленисть, желание добиться
успеха, самореализоваться в творчески
¬ сти подобное.
К мотивационной структуры личности относятся
на ¬ станови, определяющие склонность
человека к определенным действиям, реакцию
на объекты.
Социальные установки - это социально
определенные возможности человека действовать
согласно объекта действия. Составные
элементы на ¬ составляла:
• когнитивная часть, то есть осознание
отношения к объекту;
• аффективная часть, то есть эмоциональное
отношение к объекту;
• поведенческая часть, то есть последовательное
поведение по объекту.
В социологической литературе социальные
установки называют "аттитюды" (от
англ. - Attitude - позиция, отношение к чему-либо). По
мнению известного российского социолога
В. Ядова, наставления не существуют отдельно,
а составляют иерархическую систему. На
первом уровне находятся элементарные
установки, что по ¬ вязаные с удовольствием
потребностям. На втором уровне - социальные
установки, которые формируются на основе
оценки социальных объектов и ситуаций. На
третьем уровне - обобщение ¬ дит социальные
установки, определяющие общую направ
¬ ность лица. Четвертый уровень - система
ценностных ориентация ¬ ций на цели жизнедеятельности
и достижения этих целей.
Социальное поведение - это осознанные,
целенаправленные действия, основанные
на взятии во внимание потребностей, интересов
и действий других людей, существующих
социальных норм.
Человек-индивид-
Относительно проблемы человека в социологии
используется значительный понятийный
аппарат. Это обусловлено, прежде всего,
состав ¬ ностью феномена человека.
Наиболее обобщенным родовым является
понятие "человек".Обычно, человека
определяют как биосоциального существа,
что является высшим звеном развития живых
организмов путем их эволюции, а также
предпосылкой и активным субъектом культурной
эволюции. Взвесь ¬ кая на многоаспектность
проявления сущности человека, ученые
из ¬ определяют ее через наиболее присущие
ей характеристики, в частности: человек
как природное, деятельная, предметная,
сознательная и общественное существо. Социологический
анализ требует рассмотрения человека
с позиций ее взаимодействия с другими
людьми, социальными института ¬ ми, социальной
системой в целом подобное.
Понятие "индивид" характеризует
человека как от лица ¬ ленного, одиночного,
конкретного представителя человеческой
общности (конкретный ученик, студент,
преподаватель, бизнесмен). Это понятие
в социологии используется тогда, когда
надо рассмотреть конкретных людей как
членов некой общности, группы, класса,
нации или представителей выборочной
совокупности. Существует специфика использования
этого понятия в социологии.Опросив, например,
сто офицеров, социолог получает информа
¬ цию от конкретных индивидов, и она является
субъективной, но путем применения определенных
социологических процедур приобретает
знания об общественном мнении типичного
офицера, приобретает объектив ¬ ного
характера.
Понятие "индивидуальность" является
производным от понятия "индивид"
и воспроизводит то неповторимое, специфическое,
уникальное, своеобразное, чем один индивид
отличается от другого. Эти от ¬ различия
могут быть абсолютно разными, начиная
от при ¬ ных черт, особенностей поведения
и заканчивая манерой ходьбы или спецификой
одежды. Это понятие чрезвычайно распространенное
в психологии, в социологии же его применение
ограничено.
Несколько более широкое применение в
социологии имеет понятие "инди ¬ видуализм",
которое также является производным от
понятия "индивид".
Индивидуализм - это тип мировоззрения,
согласно которому индивидуальные интересы
противопоставляются общественным и превосходят
их.
Понятие "личность" входит в научный
оборот для вы ¬ значение в человеке не
данных от природы, а в приобретенных в
пение ¬ жизни с другими людьми характеристик,
которые называются социальными. Итак,
личность - это социальная характеристи
¬ ка человека через комплекс признаков,
которых она приобретает в со ¬ спильства
вследствие вовлечения в систему общественных
от ¬ отношений. Именно поэтому личностью
нельзя родиться, им можно только стать
в обществе. Формирование личности происходит
со временем, когда индивид из пассивного
объекта пере-творюеться в активного субъекта
общественных отношений,
осуществляя свою деятельность, приобретая
знаний, опыта, культуры, достигая определенных
статусов подобное. В социальные черты
индивида относятся:
- Социальные статусы, социальные роли,
которые играет индивид в обществе;
- Социальные черты, обусловленные взаимодействием
с другими;
- Чувства, мысли, убеждения, сформированные
под влиянием среды;
- Социально определенная цель деятельности;
- Общий уровень образования и культуры
индивида;
- Профессиональные способности и умения;
- Идентификация себя с группой.
При анализе этого понятийного ряда полезным
может стать известна философская триада:
общее-единичное-особенное, где под общим
можно понимать человека, под единичным
- индивида, под особым - личность.
2. Элементы социологической структуры
личности
Под структурой в социологии понимают
построение чего-то, отдельные элементы
которого составляют единое целое.
В научной литературе можно встретить
различные подходы к трактовке структуры
личности. Единого мнения на этот счет
нет.
Распространено мнение, согласно которому
структура личности - это единство четырех
подструктур:
1) биологически обусловленной подструктуры
(темперамента, половых, возрастных свойств
психики и т.д.);
2) психологической подструктуры (индивидуальных
психологического ¬ них особенностей
- памяти, эмоций, ощущений, представлений,
чувств, воли, интеллекта и проч.)
3) подструктуры социального опыта (приобретенных
эмпирических и теоретических знаний,
навыков, умений, привычек, традиций, норм
и т.д.);
4) подструктуры направленности личности
(желаний, целей, идеалов, мотивов, потребностей,
стремлений, ценностных ориентаций и др.)..
Внимание социологов обычно сосредотачивается
на анализе третьей и четвертой подструктур,
что в целом обусловлено спецификой предмета
социологии как науки.
Наиболее известной и широко применяемой
в социологии является структура личности
из трех составляющих, выделяет следующие
составляющие: социальный статус, социальную
роль и направленность личности.
Социальный статус - это определенное
место, позиция человека в общественной
иерархии группы или общества в целом. Статусы
могут быть приписаны или врожденные (не
контролируемые собствен ¬ ной волей человека)
и приобретенные достигнуты (добытые в
резуль ¬ тате собственного выбора и собственных
усилий и контролируемые волей человека).
Социальная роль - динамическая характеристика
статуса, которая проявляется в шаблонные,
ожидаемой поведении, заданной определенным
статусом.
Направленность личности - это особое
отношение человека к действительности
и к самому себе, которая проявляется в
ценностях, мотивах, потребностях, установках,
стремлениях, убеждениях и идеалах. Она
проявляется в социальном поведении личности.
Интересен подход американского социолога
и экономиста А. Маслоу, признанного теоретика
менеджмента. По его мерку ¬ ния, в обществе
существует пять уровней потребностей,
которые он условно расположил на шкале,
начиная от низших (при ¬ митивних) и заканчивая
высшими.
Первый уровень - физиологические потребности
или гостиной.
Второй уровень - экзистенциальные (потребности
безопасности собственного существования,
здоровье, отсутствие насилия, безопасности
на улицах, защита от войн и т.п.).
Третий уровень-потребности в коммуникации,
дружбе, общении.
Четвертый уровень - потребности статуса,
признания, престижа, оценки других людей,
самоуважения.
Пятый уровень - потребности самовыражения
через творчество, самореализации, раскрытия
и реализации способностей, достижение
смысла жизни.
Потребности первого и второго уровней
- ниже, потребности тре ¬ тього, четвертого
и пятого уровней - выше. Все эти потребности
отражают объективную шкалу потребностей,
существующей в обществе. Рядовой человек
может иметь субъективную шкалу потребностей,
которая не обязательно совпадает с объективной,
то есть такой, которая складывается на
уровне общества. По А. Маслоу, личность-это
такой человек, в которой субъективная
и объективная шкалы потребностей совпадают,
кроме того высокие потребности на субъективной
шкале раз ¬ расположенных сверху, а ниже
- снизу. Исходя из этого, не каждый индивид,
живущий в обществе, является личностью. Он
становится такой, если его деятельность
не ограничивается удовлетворением примитивных
потребностей (физиологических и экзистенциальных),
а по ¬ вьязуеться с достижением значимых
смысложизненных целей: приобретением
знаний и умений, всесторонним развитием
личности, ее гармоничностью, осуществлением
творческих замыслов. Это в конце концов
ведет к полной самореализации личности,
включение в процесс жизнедеятельности
всего внутреннего духовного по ¬ потенциала
человека, его социальной активности.
Структура личности по 3. Фрейду - это единство
трех элементов: самосознательным части
психики человека - "Оно" ("Предсознательное"),
"Я" ("Эго", или "Сознательное")
и "Сверх-Я", ("Супер-Эго", или
" сверхсознательное "), состоящий
на уровне су ¬ спильства и выполняет оценочную
и моральную функцию. По мнению 3. Фрейда,
последний уровень психики - "идеализированный
отец", который диктует и навязывает
человеку нормы, правила поведения, запреты,
стереотипы, объясняет, что является хорошим,
а что плохим.Структурный элемент личности,
что составляет две трети психики человека,
- это "Оно" ("Id", или "Подсознательное")
- источник энергии, который направленное
на получение удовольствия. 3. Фрейд подчеркивал,
что развитая личность должна научиться
пере ¬ водить требования подсознательной
части психики человека под конт ¬ роль
умного, рассудительного "Я".
Известный социолог и психолог, представитель
символического интеракционизма Дж. Мид
структуру личности изобразил с помощью
понятий "И" ("Я") - вроде фрейдовского
"It" ("Оно") и "Me" ("Меня",
"Мне") - родственное фрейдовским "Супер-Эго"
и означает "значимые другие". "И"
- это внутренний стержень человека, который
имеет автономный характер и является
источником непредсказуемого поведения
человека, a "Me" - это часть личности,
которую определяет общество через усвоение
человеком норм, господствующих в данном
обществе. Процесс влияния "Me" на "И"
называется социализацией.
Социальный статус (социальная позиция)
и социальный престиж
Человек как социальное существо взаимодействует
с различными социаль ¬ ними группами,
участвует в совместной деятельности. Для
анализа степени включенности индивида
в различные группы, а также его стано
¬ выше в каждой из групп и его функциональных
возможностей по каждой группе, пользуются
понятиями "социальный статус" и
"социальная роль".
Социальный статус личности - это место
в социальной структуре группы или общества. Социальный
статус виддзерка ¬ ет тот набор конкретных
действий, которые выполняет человек в
различных взаимодействиях.
Каждый человек имеет много статусов в
связи с тем, что она участвует во многих
группах и организациях (мать, дочь, врач,
кандидат наук, человек преклонного возраста,
член профсоюза и др.).. Совокупность всех
статусов, которыми обладает человек,
называется статусным набором. Среди всей
совокупности статусов человека есть
главный, определяющий стиль и образ жизни,
социальное окружение, модель поведения.
Все социальные статусы можно разделить
на два основных типа:
- Приписаны, врожденные;
- Приобретенные, достигнутые.
Приписаны статусы - это статусы, которые
предоставляет человеку группа или общество
независимо от его способностей и усилий. К
ним относятся пол, раса, национальность,
членство в королевской семье и тому подобное.
Приобретенные статусы - это такие статусы,
которых личность до ¬ достигает благодаря
собственным способностям и усилиям. Это,
в частности: жена, профессор, банкир, студент
подобное. В отличие от предписанных статусов,
приобретенные находятся под контролем
человека и приобретает он их по собственному
желанию.
Различают также социальный и личный статусы.
Социальный статус - это место человека
в обществе, которое она занимает как представитель
большой социальной группы (про ¬ профессии,
пола, возраста, слои, религии и др.)..
Личный статус - это место индивида в малой
социальной группе. Он зависит от того,
как его оценивают и воспринимают члены
группы.
С социальным статусом тесно связана социальная
роль, иногда ее называют динамическим
аспектом статуса.
Социальный престиж - значимость, привлекательность,
приписываемые в общественном сознании
различным сторонам деятельности человека.
Объектами социального престижа зачастую
оказываются социальные роли (например,
профессии, место в организации), действия
людей (например, в сферах общественно-политической
жизни и досуга), их психологического качества
(инициативность, смелость, интеллектуализм),
физические достоинства (красота и т. д.),
блага и услуги различного назначения
(например, имущество, потребительские
товары, культурные ценности) и, что особенно
важно, социальные группы, институты, организации.С.
п. тесно переплетается с такими явлениями,
как авторитет, уважение, влияние. Наконец
носителем социального престижа оказывается
сама личность, которая наделяется в общественном
сознании (всего общества или отдельных
групп) большим или меньшим С. п. Некоторые
материальные объекты становятся на более
или менее длительный срок символами С.
п.
Социальная роль - это модель поведения,
ожидаемая от того, кто имеет за ¬ значений
социальный статус. Роль - это действие
в пределах совокупности прав, привилегий
и обязанностей, которые определены статусом.
Выполнение социальной роли должно соответствовать
принятым в обществе нормам и ожиданиям. В
целом человек сам выбирает свои роли,
но некоторые уже заданные ему от рождения.
Социальным ролям человек обучается в
процессе социаль ¬ зации.
Ролевое обучение имеет две цели:
• научиться выполнять обязанности и
реализовывать права в соответствии с
ролью;
• приобретать установок, чувств и ожиданий,
отвечающих ¬ ют определенной роли.
Человек является носителем различных
социальных ролей, которые могут быть
постоянными или ситуативными.Множественность
социальных ролей, которые выполняет индивид,
приводит к возникновению ролевых конфликтов,
которые зачастую являются борьбой мотивов
деятельности.
Ролевые конфликты сводят к двум типам:
• межличностные, возникающие тогда, когда
не совпадают ожидания относительно содержания
одной и той же социальной роли. Найчасти
¬ ше это бывает тогда, когда отсутствуют
четко определенные правила каких ролей.Особенно
это касается тех ролей, которые определяются
традицией, культурой, особенностями тех
или иных групп;
• внутриличностные - возникают в условиях,
когда люди ¬ на исполняет много ролей
и требования этих ролей обусловлены нормами
социальных групп, поэтому могут не совпадать
или противоречить друг другу.
Опыт показывает, что очень небольшое
количество ролей свободна от внутренних
напряжений и конфликтов. Если конфликт
с ¬ гострюеться, это может привести к
отказу от исполнения ролевых обязанностей,
к внутреннему стрессу.
Люди по-разному отождествляют себя со
своими статусами и соответствующими
ролями. Максимальное сочетание с * ролью
называется ролевой идентификацией, а
среднее или мини ¬ мально-дистанционирования
от роли.
В социальной роли сочетаются лицо и общество,
социальные роли превращаются в индивидуальное
поведение, а индивидуальные черты превращаются
в соответствие вы ¬ требованиям социальных
норм.
3. Социализация личности как процесс
Для понимания сущности социальных явлений,
системы взаимо ¬ связей людей в обществе
необходимо знать, что является движущей
силой поступков каждого конкретного
человека. Индивидуальная по ¬ вединка
является основой понимания жизни социальной
группы или су ¬ общества.Вхождение человека
в социальное сообщество определяет ¬
ется понятием "социализация".
Социализация - это процесс, в ходе которого
индивид усваивает культурные нормы и
социальные роли.
В связи с тем, что человек является активным
субъектом, взаимодействие ее со средой
связана не только с усвоением его требований,
но и с возможностью менять среду, влиять
на него. Взаимодействие индивида и социальной
среды в процессе социа ¬ лизации происходит
в форме адаптации и интериоризации.
Адаптация - это пассивное приспособление
человека к социаль ¬ ного среды.
Интериоризации - это активное взаимодействие
индивида со средой ¬ вищем, в котором
человек делает сознательный выбор.
Социализация личности происходит под
влиянием агентов и институтов социализации,
которые формируют, направляют, сти ¬ мулюють
или ограничивают формирование личности.
Агенты социализации - это люди, отвечающие
за усвоенные ¬ ния культурных норм и социальных
ролей.
Институты социализации - организации,
влияющие на процесс социализации и его
организацию.
Агенты и институты социализации выполняют
важные функции, а именно:
• обучение культурным нормам и образцам
поведения;
• контроль за тем, как крепко, правильно
и глубоко усвоены социальные нормы и
роли.
Процесс социализации происходит в первичных
и вт ¬ них группах.
Большинство исследователей считают,
что определяющее значе ¬ ние имеет первичная
социализация, которую осуществляет семья. Семья
из ¬ кону функцию посредника между ребенком
и другими социаль ¬ ими системами. Уровень
соответствия семейных и общих ценностей,
которые предлагаются ребенку для усвоения,
может быть разным. В связи с тем, что семья
некоторое время является единственным
ис ¬ релом информации о системе ценностей,
которая царит в су ¬ спильства, она и формирует
модель поведения характера, Адапта ¬
ции или интеграции индивида в общество. В
основе социализации лежит процесс усвоения
ролевого поведения, в значительной мере
зависит от качества ролевого поведения
родных.
К социализации во вторичных группах индивид
подходит со сложившейся самосознанием
(иерархией ценностей, образца ¬ ми поведения,
представлениями об обществе и т.п.). В это
время индивид становится членом различных
социальных групп, меняется характер его
взаимодействия с этими группами.
Первичная социализация - это сфера межличностных
от ¬ носин, вторичная - сфера социальных
отношений.
Социализация соотносится с жизненными
циклами.Жизненные циклы связаны: с изменением
социальных ролей, с приобретением нового
статуса, с отказом от прежних привычек,
окружения, дружеских связей, с изменением
образа жизни.
Начиная новый жизненный этап, человек
вынужден пере ¬ вчатися. Это процесс, который
состоит из двух этапов, непосредственно
¬ средне связанных между собой, - десоциализации
и ресоциализации.
Десоциализация - это процесс отказа от
старых ценностей, норм, ролей и правил
поведения.
Ресоциализация - процесс усвоения новых
ценностей, норм, ролей и правил поведения
взамен утраченных.