Личность в системе социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:31, лекция

Описание работы

Личность - это устойчивая система социально значимых черт и свойств человека, которая реализуется в процессе социаль ¬ ных связей за активной предметной деятельности и союз ¬ ния.
Личность является объектом и субъектом социальных отношений.

Содержание

1. Понятие личности в социологии
2. Элементы социологической структуры личности
3. Социализация личности как процесс

Работа содержит 1 файл

Общая социология.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Общая социология 
Тема занятия: личность в системе социальных связей 
План занятия: 
1. Понятие личности в социологии 
2. Элементы социологической структуры личности 
3. Социализация личности как процесс 
 
1. Понятие личности в социологии 
Личность - это устойчивая система социально значимых черт и свойств человека, которая реализуется в процессе социаль ¬ ных связей за активной предметной деятельности и союз ¬ ния. 
Личность является объектом и субъектом социальных отношений. 
Личность как объект социальных отношений характеры ¬ руется через: 
• социализацию - процесс вхождения в общество, включен ¬ ния личности в социальные связи, в различные типы социальных общностей, усвоение им социальных норм и культурных ценностей. Она охватывает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на человека, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование; 
• социальную идентификацию - осознание личностью своей принадлежности к определенному сообществу, его поведения отвечает ¬ видно к устоявшимся в группе норм. Уровень требований по поводу идентичности ¬ ности зависит от широты и значимости набора ролей, реализуемых человек в рамках определенной общности, от степени сплоченности и форм регламентации поведения в обществе. 
Личность как субъект социальных отношений характеры ¬ руется: 
• самосознанием личности как социально-психо ¬ логической характеристики человека. Источником осознания собственной самобытности является близлежащие значимые для личности люди; 
• системой ценностных ориентаций, по которой она вос ¬ имеет и оценивает социальную реальность. Они приобретают функций важнейших регуляторов социального поведения; 
• потребностями, мотивациями, социальными установками и социальным поведением. Потребности отражают зависимость человека от внешнего и социальной среды.Естественные потребности определяются биологической сущностью человека (жилье, еда, продолжение рода, одежда).Социальные потребности являются продуктами общественной жизни, уровня развития человека. 
Мотивации - это внутренние возбудители поведения человека.Наиболее распространенными мотивами деятельности является материальная заинтересованным ¬ ленисть, желание добиться успеха, самореализоваться в творчески ¬ сти подобное. 
К мотивационной структуры личности относятся на ¬ станови, определяющие склонность человека к определенным действиям, реакцию на объекты. 
Социальные установки - это социально определенные возможности человека действовать согласно объекта действия. Составные элементы на ¬ составляла: 
• когнитивная часть, то есть осознание отношения к объекту; 
• аффективная часть, то есть эмоциональное отношение к объекту; 
• поведенческая часть, то есть последовательное поведение по объекту. 
В социологической литературе социальные установки называют "аттитюды" (от англ. - Attitude - позиция, отношение к чему-либо). По мнению известного российского социолога В. Ядова, наставления не существуют отдельно, а составляют иерархическую систему. На первом уровне находятся элементарные установки, что по ¬ вязаные с удовольствием потребностям. На втором уровне - социальные установки, которые формируются на основе оценки социальных объектов и ситуаций. На третьем уровне - обобщение ¬ дит социальные установки, определяющие общую направ ¬ ность лица. Четвертый уровень - система ценностных ориентация ¬ ций на цели жизнедеятельности и достижения этих целей. 
Социальное поведение - это осознанные, целенаправленные действия, основанные на взятии во внимание потребностей, интересов и действий других людей, существующих социальных норм. 
 
Человек-индивид-индивидуальность-личность 
Относительно проблемы человека в социологии используется значительный понятийный аппарат. Это обусловлено, прежде всего, состав ¬ ностью феномена человека. 
Наиболее обобщенным родовым является понятие "человек".Обычно, человека определяют как биосоциального существа, что является высшим звеном развития живых организмов путем их эволюции, а также предпосылкой и активным субъектом культурной эволюции. Взвесь ¬ кая на многоаспектность проявления сущности человека, ученые из ¬ определяют ее через наиболее присущие ей характеристики, в частности: человек как природное, деятельная, предметная, сознательная и общественное существо. Социологический анализ требует рассмотрения человека с позиций ее взаимодействия с другими людьми, социальными института ¬ ми, социальной системой в целом подобное. 
Понятие "индивид" характеризует человека как от лица ¬ ленного, одиночного, конкретного представителя человеческой общности (конкретный ученик, студент, преподаватель, бизнесмен). Это понятие в социологии используется тогда, когда надо рассмотреть конкретных людей как членов некой общности, группы, класса, нации или представителей выборочной совокупности. Существует специфика использования этого понятия в социологии.Опросив, например, сто офицеров, социолог получает информа ¬ цию от конкретных индивидов, и она является субъективной, но путем применения определенных социологических процедур приобретает знания об общественном мнении типичного офицера, приобретает объектив ¬ ного характера. 
Понятие "индивидуальность" является производным от понятия "индивид" и воспроизводит то неповторимое, специфическое, уникальное, своеобразное, чем один индивид отличается от другого. Эти от ¬ различия могут быть абсолютно разными, начиная от при ¬ ных черт, особенностей поведения и заканчивая манерой ходьбы или спецификой одежды. Это понятие чрезвычайно распространенное в психологии, в социологии же его применение ограничено. 
Несколько более широкое применение в социологии имеет понятие "инди ¬ видуализм", которое также является производным от понятия "индивид". 
Индивидуализм - это тип мировоззрения, согласно которому индивидуальные интересы противопоставляются общественным и превосходят их. 
Понятие "личность" входит в научный оборот для вы ¬ значение в человеке не данных от природы, а в приобретенных в пение ¬ жизни с другими людьми характеристик, которые называются социальными. Итак, личность - это социальная характеристи ¬ ка человека через комплекс признаков, которых она приобретает в со ¬ спильства вследствие вовлечения в систему общественных от ¬ отношений. Именно поэтому личностью нельзя родиться, им можно только стать в обществе. Формирование личности происходит со временем, когда индивид из пассивного объекта пере-творюеться в активного субъекта общественных отношений, 
осуществляя свою деятельность, приобретая знаний, опыта, культуры, достигая определенных статусов подобное. В социальные черты индивида относятся: 
- Социальные статусы, социальные роли, которые играет индивид в обществе; 
- Социальные черты, обусловленные взаимодействием с другими; 
- Чувства, мысли, убеждения, сформированные под влиянием среды; 
- Социально определенная цель деятельности; 
- Общий уровень образования и культуры индивида; 
- Профессиональные способности и умения; 
- Идентификация себя с группой. 
При анализе этого понятийного ряда полезным может стать известна философская триада: общее-единичное-особенное, где под общим можно понимать человека, под единичным - индивида, под особым - личность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Элементы социологической структуры личности 
Под структурой в социологии понимают построение чего-то, отдельные элементы которого составляют единое целое. 
В научной литературе можно встретить различные подходы к трактовке структуры личности. Единого мнения на этот счет нет. 
Распространено мнение, согласно которому структура личности - это единство четырех подструктур: 
1) биологически обусловленной подструктуры (темперамента, половых, возрастных свойств психики и т.д.); 
2) психологической подструктуры (индивидуальных психологического ¬ них особенностей - памяти, эмоций, ощущений, представлений, чувств, воли, интеллекта и проч.) 
3) подструктуры социального опыта (приобретенных эмпирических и теоретических знаний, навыков, умений, привычек, традиций, норм и т.д.); 
4) подструктуры направленности личности (желаний, целей, идеалов, мотивов, потребностей, стремлений, ценностных ориентаций и др.).. 
Внимание социологов обычно сосредотачивается на анализе третьей и четвертой подструктур, что в целом обусловлено спецификой предмета социологии как науки. 
Наиболее известной и широко применяемой в социологии является структура личности из трех составляющих, выделяет следующие составляющие: социальный статус, социальную роль и направленность личности. 
Социальный статус - это определенное место, позиция человека в общественной иерархии группы или общества в целом. Статусы могут быть приписаны или врожденные (не контролируемые собствен ¬ ной волей человека) и приобретенные достигнуты (добытые в резуль ¬ тате собственного выбора и собственных усилий и контролируемые волей человека). 
Социальная роль - динамическая характеристика статуса, которая проявляется в шаблонные, ожидаемой поведении, заданной определенным статусом. 
Направленность личности - это особое отношение человека к действительности и к самому себе, которая проявляется в ценностях, мотивах, потребностях, установках, стремлениях, убеждениях и идеалах. Она проявляется в социальном поведении личности. 
Интересен подход американского социолога и экономиста А. Маслоу, признанного теоретика менеджмента. По его мерку ¬ ния, в обществе существует пять уровней потребностей, которые он условно расположил на шкале, начиная от низших (при ¬ митивних) и заканчивая высшими. 
Первый уровень - физиологические потребности или гостиной. 
Второй уровень - экзистенциальные (потребности безопасности собственного существования, здоровье, отсутствие насилия, безопасности на улицах, защита от войн и т.п.). 
Третий уровень-потребности в коммуникации, дружбе, общении. 
Четвертый уровень - потребности статуса, признания, престижа, оценки других людей, самоуважения. 
Пятый уровень - потребности самовыражения через творчество, самореализации, раскрытия и реализации способностей, достижение смысла жизни. 
Потребности первого и второго уровней - ниже, потребности тре ¬ тього, четвертого и пятого уровней - выше. Все эти потребности отражают объективную шкалу потребностей, существующей в обществе. Рядовой человек может иметь субъективную шкалу потребностей, которая не обязательно совпадает с объективной, то есть такой, которая складывается на уровне общества. По А. Маслоу, личность-это такой человек, в которой субъективная и объективная шкалы потребностей совпадают, кроме того высокие потребности на субъективной шкале раз ¬ расположенных сверху, а ниже - снизу. Исходя из этого, не каждый индивид, живущий в обществе, является личностью. Он становится такой, если его деятельность не ограничивается удовлетворением примитивных потребностей (физиологических и экзистенциальных), а по ¬ вьязуеться с достижением значимых смысложизненных целей: приобретением знаний и умений, всесторонним развитием личности, ее гармоничностью, осуществлением творческих замыслов. Это в конце концов ведет к полной самореализации личности, включение в процесс жизнедеятельности всего внутреннего духовного по ¬ потенциала человека, его социальной активности. 
Структура личности по 3. Фрейду - это единство трех элементов: самосознательным части психики человека - "Оно" ("Предсознательное"), "Я" ("Эго", или "Сознательное") и "Сверх-Я", ("Супер-Эго", или " сверхсознательное "), состоящий на уровне су ¬ спильства и выполняет оценочную и моральную функцию. По мнению 3. Фрейда, последний уровень психики - "идеализированный отец", который диктует и навязывает человеку нормы, правила поведения, запреты, стереотипы, объясняет, что является хорошим, а что плохим.Структурный элемент личности, что составляет две трети психики человека, - это "Оно" ("Id", или "Подсознательное") - источник энергии, который направленное на получение удовольствия. 3. Фрейд подчеркивал, что развитая личность должна научиться пере ¬ водить требования подсознательной части психики человека под конт ¬ роль умного, рассудительного "Я". 
Известный социолог и психолог, представитель символического интеракционизма Дж. Мид структуру личности изобразил с помощью понятий "И" ("Я") - вроде фрейдовского "It" ("Оно") и "Me" ("Меня", "Мне") - родственное фрейдовским "Супер-Эго" и означает "значимые другие". "И" - это внутренний стержень человека, который имеет автономный характер и является источником непредсказуемого поведения человека, a "Me" - это часть личности, которую определяет общество через усвоение человеком норм, господствующих в данном обществе. Процесс влияния "Me" на "И" называется социализацией. 
 
Социальный статус (социальная позиция) и социальный престиж 
Человек как социальное существо взаимодействует с различными социаль ¬ ними группами, участвует в совместной деятельности. Для анализа степени включенности индивида в различные группы, а также его стано ¬ выше в каждой из групп и его функциональных возможностей по каждой группе, пользуются понятиями "социальный статус" и "социальная роль". 
Социальный статус личности - это место в социальной структуре группы или общества. Социальный статус виддзерка ¬ ет тот набор конкретных действий, которые выполняет человек в различных взаимодействиях. 
Каждый человек имеет много статусов в связи с тем, что она участвует во многих группах и организациях (мать, дочь, врач, кандидат наук, человек преклонного возраста, член профсоюза и др.).. Совокупность всех статусов, которыми обладает человек, называется статусным набором. Среди всей совокупности статусов человека есть главный, определяющий стиль и образ жизни, социальное окружение, модель поведения. 
Все социальные статусы можно разделить на два основных типа: 
- Приписаны, врожденные; 
- Приобретенные, достигнутые. 
Приписаны статусы - это статусы, которые предоставляет человеку группа или общество независимо от его способностей и усилий. К ним относятся пол, раса, национальность, членство в королевской семье и тому подобное. 
Приобретенные статусы - это такие статусы, которых личность до ¬ достигает благодаря собственным способностям и усилиям. Это, в частности: жена, профессор, банкир, студент подобное. В отличие от предписанных статусов, приобретенные находятся под контролем человека и приобретает он их по собственному желанию. 
Различают также социальный и личный статусы. 
Социальный статус - это место человека в обществе, которое она занимает как представитель большой социальной группы (про ¬ профессии, пола, возраста, слои, религии и др.).. 
Личный статус - это место индивида в малой социальной группе. Он зависит от того, как его оценивают и воспринимают члены группы. 
С социальным статусом тесно связана социальная роль, иногда ее называют динамическим аспектом статуса. 
Социальный престиж - значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности человека. 
Объектами социального престижа зачастую оказываются социальные роли (например, профессии, место в организации), действия людей (например, в сферах общественно-политической жизни и досуга), их психологического качества (инициативность, смелость, интеллектуализм), физические достоинства (красота и т. д.), блага и услуги различного назначения (например, имущество, потребительские товары, культурные ценности) и, что особенно важно, социальные группы, институты, организации.С. п. тесно переплетается с такими явлениями, как авторитет, уважение, влияние. Наконец носителем социального престижа оказывается сама личность, которая наделяется в общественном сознании (всего общества или отдельных групп) большим или меньшим С. п. Некоторые материальные объекты становятся на более или менее длительный срок символами С. п. 
Социальная роль - это модель поведения, ожидаемая от того, кто имеет за ¬ значений социальный статус. Роль - это действие в пределах совокупности прав, привилегий и обязанностей, которые определены статусом. 
Выполнение социальной роли должно соответствовать принятым в обществе нормам и ожиданиям. В целом человек сам выбирает свои роли, но некоторые уже заданные ему от рождения. 
Социальным ролям человек обучается в процессе социаль ¬ зации. 
Ролевое обучение имеет две цели: 
• научиться выполнять обязанности и реализовывать права в соответствии с ролью; 
• приобретать установок, чувств и ожиданий, отвечающих ¬ ют определенной роли. 
Человек является носителем различных социальных ролей, которые могут быть постоянными или ситуативными.Множественность социальных ролей, которые выполняет индивид, приводит к возникновению ролевых конфликтов, которые зачастую являются борьбой мотивов деятельности. 
Ролевые конфликты сводят к двум типам: 
• межличностные, возникающие тогда, когда не совпадают ожидания относительно содержания одной и той же социальной роли. Найчасти ¬ ше это бывает тогда, когда отсутствуют четко определенные правила каких ролей.Особенно это касается тех ролей, которые определяются традицией, культурой, особенностями тех или иных групп; 
• внутриличностные - возникают в условиях, когда люди ¬ на исполняет много ролей и требования этих ролей обусловлены нормами социальных групп, поэтому могут не совпадать или противоречить друг другу. 
Опыт показывает, что очень небольшое количество ролей свободна от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт с ¬ гострюеться, это может привести к отказу от исполнения ролевых обязанностей, к внутреннему стрессу. 
Люди по-разному отождествляют себя со своими статусами и соответствующими ролями. Максимальное сочетание с * ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или мини ¬ мально-дистанционирования от роли. 
В социальной роли сочетаются лицо и общество, социальные роли превращаются в индивидуальное поведение, а индивидуальные черты превращаются в соответствие вы ¬ требованиям социальных норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Социализация личности как процесс 
Для понимания сущности социальных явлений, системы взаимо ¬ связей людей в обществе необходимо знать, что является движущей силой поступков каждого конкретного человека. Индивидуальная по ¬ вединка является основой понимания жизни социальной группы или су ¬ общества.Вхождение человека в социальное сообщество определяет ¬ ется понятием "социализация". 
Социализация - это процесс, в ходе которого индивид усваивает культурные нормы и социальные роли. 
В связи с тем, что человек является активным субъектом, взаимодействие ее со средой связана не только с усвоением его требований, но и с возможностью менять среду, влиять на него. Взаимодействие индивида и социальной среды в процессе социа ¬ лизации происходит в форме адаптации и интериоризации. 
Адаптация - это пассивное приспособление человека к социаль ¬ ного среды. 
Интериоризации - это активное взаимодействие индивида со средой ¬ вищем, в котором человек делает сознательный выбор. 
Социализация личности происходит под влиянием агентов и институтов социализации, которые формируют, направляют, сти ¬ мулюють или ограничивают формирование личности. 
Агенты социализации - это люди, отвечающие за усвоенные ¬ ния культурных норм и социальных ролей. 
Институты социализации - организации, влияющие на процесс социализации и его организацию. 
Агенты и институты социализации выполняют важные функции, а именно: 
• обучение культурным нормам и образцам поведения; 
• контроль за тем, как крепко, правильно и глубоко усвоены социальные нормы и роли. 
Процесс социализации происходит в первичных и вт ¬ них группах. 
Большинство исследователей считают, что определяющее значе ¬ ние имеет первичная социализация, которую осуществляет семья. Семья из ¬ кону функцию посредника между ребенком и другими социаль ¬ ими системами. Уровень соответствия семейных и общих ценностей, которые предлагаются ребенку для усвоения, может быть разным. В связи с тем, что семья некоторое время является единственным ис ¬ релом информации о системе ценностей, которая царит в су ¬ спильства, она и формирует модель поведения характера, Адапта ¬ ции или интеграции индивида в общество. В основе социализации лежит процесс усвоения ролевого поведения, в значительной мере зависит от качества ролевого поведения родных. 
К социализации во вторичных группах индивид подходит со сложившейся самосознанием (иерархией ценностей, образца ¬ ми поведения, представлениями об обществе и т.п.). В это время индивид становится членом различных социальных групп, меняется характер его взаимодействия с этими группами. 
Первичная социализация - это сфера межличностных от ¬ носин, вторичная - сфера социальных отношений. 
Социализация соотносится с жизненными циклами.Жизненные циклы связаны: с изменением социальных ролей, с приобретением нового статуса, с отказом от прежних привычек, окружения, дружеских связей, с изменением образа жизни. 
Начиная новый жизненный этап, человек вынужден пере ¬ вчатися. Это процесс, который состоит из двух этапов, непосредственно ¬ средне связанных между собой, - десоциализации и ресоциализации. 
Десоциализация - это процесс отказа от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. 
Ресоциализация - процесс усвоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения взамен утраченных.

Информация о работе Личность в системе социальных отношений