Социальные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:01, реферат

Описание работы

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы:
субъекты связи — два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;
определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятия: «группа», «социум», «групповая динамика»,
«социальные роли»………………………………………………………………..5
2. Виды групп…………………………………………………………………….10
3. Фазы развития группы………………………………………………………..15
4. Классификация социальных ролей, причины их выбора…………………..19
5. Адаптация в группе…………………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Социальные отношения - реферат.docx

— 70.43 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету «Психология»

 на тему:

«Социальные отношения»

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятия: «группа», «социум», «групповая динамика», 

«социальные роли»………………………………………………………………..5

2. Виды групп…………………………………………………………………….10

3. Фазы развития группы………………………………………………………..15

4. Классификация социальных  ролей, причины их выбора…………………..19

5. Адаптация в группе…………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...32

 

Введение

 

Социальные отношения — это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения — это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения — это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей1.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании, друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными  отношениями мы может подразумевать  широкий круг социальных систем. Это  может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и  учеником, и договор о труде  между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя  предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы:

  • субъекты связи — два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;
  • связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;
  • определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу2.

            Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений. 
Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Рассмотрим более подробно основные понятие исследуемой темы, виды групп и фазы их развития, классификацию  социальных ролей, адаптацию в группе.

 

1. Понятия: «группа», «социум», «групповая динамика»,

«социальные роли»

 

Социум  -  устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность3. Таким образом, все социальные общности интегрированы в социум. 

Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этнос - культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами. На отдельные ситуативные социально значимые обстоятельства индивид реагирует как существо социально детерминированное.

Общество - социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой4.

В составе общества различаются групповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью.

Массовые общности не имеют четких границ, их функционирование ситуативно обусловлено, а состав - разнороден, структурно не организован. Это участники широких движений, аудитории средств массовой информации, потребители так называемой массовой культуры, массовых товаров и услуг, разнообразные любительские объединения (поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд и т. п.).

Различаются большие и малые, устойчивые и импульсивные, сгруппированные  и несгруппированные, контактные и  дисперсные социальные общности.

Социальные общности являются носителями различных ценностных представлений  и норм поведения, выступают как субъекты социокультурной деятельности. В каждой социальной общности наряду с общечеловеческими ценностями существуют устойчивые представления о нормах группового поведения, свои обычаи и нравы. Существуют определенные пределы выхода за рамки общепринятого поведения, охраняемые социальным контролем.

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других5

Совокупность внутригрупповых  социально-психологических процессов  и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы — образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад, — называется групповая динамика. Иначе говоря, это учение о силах, структуре и процессах, которые действуют в группе. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся ограниченным числом членов (до 20 человек), непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями и нормами, а также постоянным составом.

Термин групповая динамика используется:

1) для обозначения направления  в изучении малых групп, основанного  на принципах гештальтпсихологии;

2) для характеристики процессов,  происходящих в группе по мере  ее развития и изменения;

3) для описания причинно-следственных  связей, объясняющих эти явления;

4) для обозначения совокупности  методических приемов, используемых  при изучении социальных установок  и межличностных отношений в  группе6.    

Социальный контроль - система способов воздействия социальных групп и общества на личность с целью регуляции ее социально значимого поведения на основе социальных норм. Социальный контроль обеспечивает стабильность социальной системы. С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля - общественные, административные и правовые7.

Как элемент социального управления, социальный контроль функционирует  по принципу обратной связи, реагируя наиболее остро на возрастание социального  отклонения. В зависимости от интенсивности  социального отклонения общество или  социальная группа принимают положительные  или отрицательные социальные санкции. Эффективность санкций зависит от их адекватности и дифференцированности. Чем менее развита социальная группа, тем больший удельный вес приобретают в ней отрицательные санкции-наказания. Высокий уровень социального развития группы характеризуется сформированностью у членов группы механизма самоконтроля, их интегрированностью в данной группе и в социуме

Наряду с широким применением  механизма власти социальный контроль осуществляется и по неформальным каналам - через формирование соответствующего общественного мнения, возвышение тех  или иных социальных ценностей с  помощью средств массовой коммуникации.

Социальные группы, в которые  входит формирующаяся личность, выступают  в качестве одного из решающих условий  формирования социального типа личности. Требования среды становятся требованиями личности к себе. Однако требования социума могут быть для личности лишь внешними требованиями. Личность выходит из-под социального контроля, если контроль не взаимодействует с ее самосознанием. Социальная группа не только налагает санкции социального контроля, но и формирует соответствующее самосознание личности. Каждая из референтных (значимых для личности) групп, так или иначе, влияет на формирование личности. Положительное влияние группы на личность возникает в том случае, если группа функционирует на основе позитивных социальных норм и ценностей, а отдельные члены группы являются носителями духовных ценностей, если вся жизнедеятельность группы стимулирует проявление положительных качеств личности, если адекватные реакции группы позволяют личности давать правильную самооценку8.

У социализированной личности происходит  интериоризация социального контроля. И если социальные нормы добровольно принимаются человеком, то они не противостоят ему как ограничители свободы. Подлинно свободен лишь тот, кто охотно исполняет свои социальные обязанности, получает удовлетворение от своей социальной самореализации.

Тоталитарные режимы стремятся  к унификации человеческого поведения, его шаблонизации. В этих условиях социальный контроль становится крайне жестким, осуществляется репрессивными методами. Длительное пребывание людей в этих условиях ведет к их психическим деформациям. Люди привыкают жить в условиях жесткой регламентации сверху, у них резко снижается способность к независимому мышлению, принятию самостоятельных решений. Человек, перестав быть хозяином самому себе, утрачивает технику свободного поведения. Люди привыкают к «пайковому» образу жизни. Их адаптация к новым социально-экономическим условиям затрудняется, а ломка старых идеологических стереотипов порождает острые эмоционально-негативные состояния.

Внезапно возникающий идейно-нормативный  вакуум в обществе вызывает всплеск  массовой аномии - резко снижается  способность личности к саморегуляции  в новых условиях жизнедеятельности. Но со временем в обновленном обществе неизбежно формируется новый социотип личности. Жизнь вновь входит в естественное русло саморегуляции.

Социально упорядоченная среда организует человеческое поведение. В неорганизованной же социальной общности поведение индивида дезорганизуется.

Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных (общественных и личных) отношений9. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

 

 

2. Виды групп

 

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными  и реальными. Реальные группы делят  на малые и большие, официальные  и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К. Платонов назвал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более  или менее специализированы. Их специализация  зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет  одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать  в нескольких группах: члены команды  по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или  спорадические группы. Некоторые  группы созданы для длительного  существования и стремятся к  этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб, в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

Социальная психология предпринимала  многократные попытки построить  классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо  разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы10. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Информация о работе Социальные отношения