Конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, шпаргалка

Описание работы

Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.[1]
В данном определении достаточно четко выявлены цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
В этом определении больше внимания уделяется предмету столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

Работа содержит 1 файл

Управление конфликтами.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

      9.Виды  внутриличностных  конфликтов.

Подобно тому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.

Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов

1. «Конфликт  потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

2. Конфликт между  потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может  столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.

3. Конфликт социальных  норм. Сущность этого конфликта  заключается в том, что человек  испытывает равнозначное давление  двух противоположных социальных норм» [5, с. 90 - 91.].

Классификация на основе ценностно - мотивационной  сферы личности

Более полная классификация  внутриличностных конфликтов содержится в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложи ли взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды:

1. «Мотивационный  конфликт. Это конфликты между  бессознательными стремлениями, между  стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).

2. Нравственный  конфликт, который часто называют  моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием  и долгом, между моральными принципами  и личными привязанностями.

3. Конфликт нереализованного  желания, или комплекса неполноценности.  Это конфликт между желаниями  личности и действительностью,  которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт  между “хочу быть таким, как  они” и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными.

4. Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять r руки оружие и идти на войну убивать.

5. Адаптационный  конфликт. Этот конфликт имеет  два смысла. В широком смысле  он понимается как возникающий  на основе нарушения равновесия  между субъектом и окружающей средой, в узком смысле -- как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

6. Конфликт неадекватной  самооценки возникает из-за расхождения  между претензиями личности и  оценкой своих возможностей. Результатом  этого является повышенная тревожность,  эмоциональное напряжение и срывы.

7. Невротический  конфликт -- результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности» [1, с. 296 - 298.].

Другие типы внутриличностных конфликтов

Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основные из них:

1. Конфликт между  моралью и нравственностью, между  должным и сущим, между моральным  идеалом и действительностью  (И. Кант, Ф. Достоевский).

2. Конфликт между  человеческими влечениями, биологическими  потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3.Фрейд).

3. Конфликт, обусловленный  необходимостью выбора между  силами равной величины, действующими  на личность (К. Левин).

4. Конфликт между  “Я-концепцией” и идеальным “Я” (К. Роджерс).

5. Конфликт между  стремлением к самоактуализации  и реальным результатом (А.  Маслоу).

6. Конфликт между  стремлением к смыслу жизни  и экзистенциальным вакуумом, т.е.  “ноогенный” конфликт, или “экзистенциальная  фрустрация” (В, Франкл).

7. Конфликт между  элементами внутренней структуры  личности, между ее мотивами (А.  Леонтьев).

10.Виды  межличностных конфликтов.

1. По направленности: 
горизонтальные – участники не подчиняются друг другу 
вертикальные – участники находятся в подчинении друг с другом 
смешанные – где есть обе составляющие (организация) 

2. По значению: 
конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми; 
деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы 

3. По характеру  причин: 
объективные 
субъективные (плохое настроение, самочувствие) 

4. По сфере  разрешения: 
деловые 
личностно-эмоциональные 

5. По форме  проявления: 
скрытые (плохо осознаются людьми) 
открытые (осознаются) 

6. По времени  протекания: 
ситуативные 
пролонгированные (длительные)
 

11.Вертикальные  конфликты в организации  и способы их  преодоления.

Вертикальный  конфликт: 
"высший против низшего" 
 
 
Как правило, вертикальный конфликт ("высший против низшего") возникает между руководителем и подчиненным. Первый стремится усилить свою власть и контроль, а второй все больше сопротивляется. Стремясь защитить свою автономию, подчиненные используют следующие "способы" воздействия на руководство: утаивают от шефа информацию, оказывают пассивное сопротивление, сплачиваются с коллегами и используют "круговую поруку", создают видимость бурной работы или подчеркивают свою незаменимость.  
Как можно изменить систему "высший - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты?  
· Руководитель должен использовать разные стили лидерства  
· Замена личной власти обезличенной через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала  
· Личная власть может быть подменена корпоративной культурой  
 
 
Вертикальный конфликт: 
"высший против среднего и против низшего"  
 
"Средний" (мастер, начальник отдела, иногда менеджер по персоналу) в этом конфликте выступает в роли буфера. "Высший" приказывает, а "низший" сопротивляется. Это двусмысленное положение "среднего" между двух огней - основная причина стресса и благодатная почва для конфликтов.  
 
Как можно изменить систему "высший - средний - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты? 
 
· Установить более открытую коммуникацию между всеми  
· Более четко определить задачи и распределить полномочия  
· Обсуждать расхождение во мнениях  
· Соблюдать дистанцию в системе "средний - низший"  
 
Нетрудно заметить, что конфликты по уровням словно "заставляют" руководителей и менеджеров по персоналу постоянно совершенствовать систему управления организацией, заниматься корпоративной культурой, организационной структурой и персоналом. А это не что иное, как развитие организации.
 

      12.Специфика управления групповыми конфликтами.

    Групповые конфликты. Понятие  и классификация

Групповой конфликт – противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой  социальной группой.

     В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа» и «группа-группа».

     Конфликты между личностью и группой  возникают в среде групповых  взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с  такого рода конфликтом.

     Первая  особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нем с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личностных и групповых мотивов.  Группа (или толпа) обладает дополнительной мощностью и немобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включенные в группа, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.

     Вторая  особенность отражает специфику  причин конфликта. Такие причины  связаны непосредственно с положением индивида в группе, которое характеризуется расхождением в таких понятиях:

     Позиция – официальное, определяемое должностью положение

     Статус  – реальное положение личности в  системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)

     Внутренняя  установка – субъективное восприятие личностью своего статуса

     Роль  – нормативно заданный или коллективно  одобряемый образец поведения личности

     Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

     Причины конфликта между личностью и  группой всегда связаны: 1) с нарушением ролевых ожиданий; 2) с неадекватностью  внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с  группой наблюдается при завышении  у нее внутренней установки; в) с нарушением групповых норм.

     Третья  особенность отражается в форме  проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение  или прекращение неформального  общения, эйфория.

     Классификация конфликтов «личность-группа» выглядит так:

Вариант конфликта Возможные причины
Руководитель-коллектив Новый руководитель, назначенный со стороны

Стиль управления

Низкая компетентность руководителя

Сильное влияние  отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива - коллектив Конфликтная личность

Нарушение групповых  норм

Неадекватность  внутренней установки статусу

Лидер – группа Низкая профессиональная подготовка

Применение компромата против лидера

Превышение полномочий лидерства

Изменение группового сознания

     Конфликты типа «группа-группа» называют еще межгрупповыми.

            3.      Межгрупповые конфликты

     Противоборствующие  стороны – группы (малые, средине  и микрогруппы). В основе – столкновение противоположно направленных групповых  мотивов

     Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».

     Межгрупповой  конфликт имеет некоторую специфику.

     Во-первых, образ конфликтной ситуации (и  без того всегда субъективный) носит  характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

        4.                               Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»

        5.                               Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше

        6.                               Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

Информация о работе Конфликты