Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, шпаргалка
Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.[1]
В данном определении достаточно четко выявлены цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
В этом определении больше внимания уделяется предмету столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.
Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.
Объективные
причины настолько
-естественное
столкновение значимых
-слабую
разработанность правовых и
-недостаток
и несправедливое
- образ жизни многих россиян;
- достаточно
устойчивые стереотипы
Кроме названных существует еще ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, различные стрессовые ситуации, в которые попадает человек, и т. п. Список этот будет расширяться с изменением материальных и социальных аспектов нашей жизни.
6.Функции конфликта.
Конфликт вскрывает
и разрешает возникающие в
отношениях между людьми противоречия
и тем самым способствуют общественному
развитию. «Своевременно выявленный и
разрешенный конфликт может предотвратить
более серьезные конфликты, ведущие к
тяжелым последствиям», конфликт «осуществляет
контроль» за соблюдением общепринятых
норм, правил, ценностей и одновременно
создает новые социальные нормы и институты,
обновляя существующие.
Функция стабилизации внутригрупповых
и межгрупповых отношений снижает социальное
напряжение, приводит к разрядке напряженности
между сторонами конфликта. Конфликт выявляет
позиции, интересы и цели участников и
тем самым способствует сбалансированному
решению возникающих проблем. «В открытой
социальной системе конфликт выполняет
роль «предохранительного клапана», своевременно
выявляя возникающие противоречия и сохраняя
социальную структуру в целом». Конфликт
«многократно увеличивает интенсивности
связей и отношений, стимулирует социальные
процессы, придает обществу динамичность,
поощряет творчество и инновации, способствует
общественному прогрессу», то есть
.обладает инновационной функцией. С помощью
конфликта можно преодолеть препятствия
на пути экономического, социального или
духовного развития коллектива. Под влиянием
противоборства или в результате его прекращения
происходит известная трансформация состояния
межличностных отношений. Правильно урегулированный
конфликт «улучшает психологические характеристики
коллектива и вызывает усиление социальной
активности за счет изменения всех важнейших
характеристик, сплоченности, авторитета.
Конфликт имеет информативную функцию,
т.к. способствует получению информации
об окружающей социальной среде, о соотношении
силового потенциала конкурирующих формирований.
Создает условия для идентификации группы,
помогает находить друзей и союзников
и выявляет врагов и недоброжелателей.
Информативная сторона имеет две стороны,
сигнализирующую и коммуникативную. Сигнализирующая
функция выражается в том, что «администрация
начинает обращать внимание на нетерпимые
условия труда, произвол, различного рода
злоупотребления. Коммуникативная сторона
выражается в том ,что для обеих конфликтующих
сторон необходимо располагать информацией,
позволяющей сделать выводы о стратегии
и тактике своего противника, ресурсах,
которыми он располагает. Расширяя информационный
потенциал, стороны усиливают коммуникативный
обмен друг с другом. Интегративная функция
конфликта заключается в сплочении коллектива,
установлении и поддержании нормативных
и физических границ группы, в установлении
неформальной иерархии в группе и обществе,
в том числе выявление неформальных лидеров.
Производственный конфликт влияет на
соотношение индивидуальных, групповых,
коллективных интересов, способствует
группообразованию. Эта функция связана
с процессами внутри конфликтующих сторон
и взаимодействия между ними. Это явление
получило наименование эффекта группового
фаворитизма. Позитивные функции конфликтов
снижают возможность группового мышления
и синдрома покорности, когда подчиненные
не высказывают идей, которые, по их мнению,
противоречат идеям руководителей. При
функциональном решении конфликта симптомы
отделяются от причин и разрабатываются
добавочные альтернативные критерии оценки.
Негативные функции конфликта:
Конфликт часто
ведет к беспорядку и нестабильности.
Когда общество не в состоянии обеспечить
мир и порядок.
Когда борьба ведется насильственными
методами.
Когда следствием конфликта являются
большие материальные и моральные потери.
Когда возникает угроза жизни и здоровью
людей.
Следует еще
подчеркнуть, что к отмеченным выше
позитивным и негативным функциям не
следует подходить с оценочными
категориями, так как «их ценность ситуативна».
функциональный конфликт может перерасти
в дисфункциональный, особенно при его
подавлении: загнанные вглубь противоречия
накапливаются, а если проявляются в форме
явного конфликта, то могут привести к
серьезным потрясениям.
Существенными коммуникативными барьерами являются:
-индивидуальные барьеры
А)Межличностные барьеры - барьеры, возникающие из-за различий в личностных характеристиках участников коммуникации. Например:Особенности восприятия (медленная/быстрая реакция на услышанное).
Б)Барьеры, связанные с сообщением - барьеры, источником которых является сообщение. Например: Передача неполного сообщения может быть результатом физического повреждения документа, аудиозаписи, помех при телефонном разговоре .
В) Следующие барьеры коммуникации связаны со средствами передачи информации и каналом - выбор неадекватного канала, который не соответствует кодировке передаваемой информации.
Г)Невербальные барьеры коммуникации, например, различение между стандартами комфортного общения у субъектов коммуникации или несоответствие невербальных сообщений вербальным и т. д.
Д)Культурные барьеры коммуникации связаны с традициями общения у различных культур и включают как вербальные (различие в кодировке сообщений, стиль коммуникации), так и невербальные аспекты (различная скорость речи, интенсивность жестов, расстояние между говорящими и т. д.)
Е)Следующие барьеры коммуникации связаны со средствами передачи информации и каналом - выбор неадекватного канала, который не соответствует кодировке передаваемой информации.
-организационные барьеры
А) Различия в статусе и объеме власти. Зачастую сотрудники не сообщают менеджерам о проблемах в выполнении трудовых задач из- за страха за свое рабочее место, из-за нежелания обращать на себя внимание и т. д.
Б) Неразвитость
(отсутствие) формальных каналов коммуникации.
Для нормального
В) Несоответствие коммуникативной сети рабочим задачам. Коммуникативная сеть организации, зачастую включает отделы или сотрудников, которые лишь косвенно вовлечены в определенные рабочие задачи.
Г) Недостаточная координация коммуникативных потоков организации. Отсутствие или неразвитость хотя бы одного вида коммуникации приводит к сбоям в работе организации. Например, наличие только нисходящего коммуникативного канала приводит к тому, что руководство не знает, что происходит в организации,
Индивидуальные
и организационные барьеры
Инструменты преодоления
Межличностные барьеры - Активное слушание Мозг человека способен воспринимать информацию в 4-е раза быстрее, чем воспроизводить ее. Так, средняя скорость речи 100 175 слов/мин, а скорость восприятия 600-800 слов/мин. Оставшееся свободное время случающий использует на посторонние предметы: обдумывает собственные мысли, разглядывает обстановку и т. д. В результате, отвлекаясь, часто теряет нить разговора и перестает воспринимать необходимую информацию. Поэтому для преодоления межличностного барьера необходимо применять активное слушанье. Слышать это осмысливать то, что мы слушаем.
Барьеры, связанные с сообщением - Избыточность сообщения Понятие избыточности было предложено Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, которые изучали техническую сторону коммуникации. Избыточность предполагает повторение элементов сообщения для осуществления эффективной коммуникации, снижения шума и предотвращения коммуникативной неудачи.
Каналы и средства передачи информации- Выбор адекватном канала Капал должен соответствовать формату (кодировке) сообщения.
Невербальные барьеры- Восприятие и контроль невербальных сообщений Отправителю необходимо согласовать вербальные и невербальные сообщения, чтобы обеспечить эффективное восприятие информации. Получатель, в свою очередь, должен обращать внимание на невербальные сообщения, посылаемые ему отправителем.
Культурные барьеры- Культурная толерантность Принятие во внимание культурных различий, традиций коммуникации. Знание взглядов собеседника. Не давать стереотипам, суевериям, эмоциям «вмешиваться» в коммуникацию.
Различия в статусе и объеме власти- Создание атмосферы доверия и диалога Внедрения различных способов обмена информацией: совместные обсуждения рабочих задач и проблем, создание «ящиков доверия» и т. д.
Неразвитость (отсутствие) формальных каналов коммуникации- Стимулирование использования (создание) формальных канате коммуникации Отладка формальных способов передачи информации, ускорение передачи информации по формальным каналам.
Несоответсвие коммуникативной сети рабочим задачам - Изменение структуры организации или группы для соответствия потребностям Включение/выключение из коммуникативной цепочки отделов/ сотрудников, не имеющих отношение к конкретным задачам.
Недостаточная координация - Обратная связь Демонстрирует насколько функциональная существующая сеть коммуникации в организации.
Конфликтная личность — демонстративный тип:
Конфликтная личность — ригидный тип:
Конфликтная личность — неуправляемый тип:
Конфликтная личность — сверхточный тип:
Конфликтная личность — бесконфликтный тип: