Конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, шпаргалка

Описание работы

Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.[1]
В данном определении достаточно четко выявлены цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
В этом определении больше внимания уделяется предмету столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

Работа содержит 1 файл

Управление конфликтами.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Поэтому практически у любого конфликта  существует комплекс объективно-субъективных причин.

Объективные причины настолько разнообразны, что пока не поддаются строгой  классификации. К числу наиболее часто встречающихся причин такого рода можно отнести:

    -естественное  столкновение значимых материальных  и духовных интересов людей  в процессе их жизнедеятельности;

    -слабую  разработанность правовых и других  нормативных процедур разрешения  социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

    -недостаток  и несправедливое распределение  значимых для нормальной жизнедеятельности  людей материальных и духовных  благ;

    - образ  жизни многих россиян;

    - достаточно  устойчивые стереотипы межличностных  и межгрупповых отношений способствующие возникновению конфликтов.

Кроме названных существует еще ряд  объективных причин, влияние которых  на конфликтность человека пока не изучено. Это заметные отклонения от экологических  нормативов  в  среде  обитания  людей,  различные  стрессовые  ситуации, в которые попадает человек, и т. п. Список этот будет расширяться с изменением материальных и социальных аспектов нашей жизни.

      6.Функции  конфликта.

Конфликт вскрывает  и разрешает возникающие в  отношениях между людьми противоречия и тем самым способствуют общественному развитию. «Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям», конфликт «осуществляет контроль» за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей и одновременно создает новые социальные нормы и институты, обновляя существующие. 
Функция стабилизации внутригрупповых и межгрупповых отношений снижает социальное напряжение, приводит к разрядке напряженности между сторонами конфликта. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. «В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом». Конфликт «многократно увеличивает интенсивности связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу», то есть 
.обладает инновационной функцией. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. Под влиянием противоборства или в результате его прекращения происходит известная трансформация состояния межличностных отношений. Правильно урегулированный конфликт «улучшает психологические характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за счет изменения всех важнейших характеристик, сплоченности, авторитета. Конфликт имеет информативную функцию, т.к. способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований. Создает условия для идентификации группы, помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей. Информативная сторона имеет две стороны, сигнализирующую и коммуникативную. Сигнализирующая функция выражается в том, что «администрация начинает обращать внимание на нетерпимые условия труда, произвол, различного рода злоупотребления. Коммуникативная сторона выражается в том ,что для обеих конфликтующих сторон необходимо располагать информацией, позволяющей сделать выводы о стратегии и тактике своего противника, ресурсах, которыми он располагает. Расширяя информационный потенциал, стороны усиливают коммуникативный обмен друг с другом. Интегративная функция конфликта заключается в сплочении коллектива, установлении и поддержании нормативных и физических границ группы, в установлении неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров. Производственный конфликт влияет на соотношение индивидуальных, групповых, коллективных интересов, способствует группообразованию. Эта функция связана с процессами внутри конфликтующих сторон и взаимодействия между ними. Это явление получило наименование эффекта группового фаворитизма. Позитивные функции конфликтов снижают возможность группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, по их мнению, противоречат идеям руководителей. При функциональном решении конфликта симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативные критерии оценки. Негативные функции конфликта:

Конфликт часто  ведет к беспорядку и нестабильности. 
Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок. 
Когда борьба ведется насильственными методами. 
Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери. 
Когда возникает угроза жизни и здоровью людей.

Следует еще  подчеркнуть, что к отмеченным выше позитивным и негативным функциям не следует подходить с оценочными категориями, так как «их ценность ситуативна». функциональный конфликт может перерасти в дисфункциональный, особенно при его подавлении: загнанные вглубь противоречия накапливаются, а если проявляются в форме явного конфликта, то могут привести к серьезным потрясениям. 

    1. Коммуникативные барьеры и толерантность  в их преодолении.

Существенными коммуникативными барьерами являются:

-индивидуальные  барьеры 

А)Межличностные  барьеры - барьеры, возникающие из-за различий в личностных характеристиках участников коммуникации. Например:Особенности восприятия (медленная/быстрая реакция на услышанное).

Б)Барьеры, связанные с сообщением - барьеры, источником которых является сообщение. Например: Передача неполного сообщения может быть результатом физического повреждения документа, аудиозаписи, помех при телефонном разговоре .

В) Следующие  барьеры коммуникации связаны со средствами передачи информации и каналом - выбор неадекватного канала, который не соответствует кодировке передаваемой информации.

Г)Невербальные барьеры коммуникации, например, различение между стандартами комфортного общения у субъектов коммуникации или несоответствие невербальных сообщений вербальным и т. д.

Д)Культурные барьеры коммуникации связаны с традициями общения у различных культур и включают как вербальные (различие в кодировке сообщений, стиль коммуникации), так и невербальные аспекты (различная скорость речи, интенсивность жестов, расстояние между говорящими и т. д.)

Е)Следующие  барьеры коммуникации связаны со средствами передачи информации и каналом - выбор неадекватного канала, который не соответствует кодировке передаваемой информации.

-организационные  барьеры

А) Различия в статусе и объеме власти. Зачастую сотрудники не сообщают менеджерам о проблемах в выполнении трудовых задач из- за страха за свое рабочее место, из-за нежелания обращать на себя внимание и т. д.

Б) Неразвитость (отсутствие) формальных каналов коммуникации. Для нормального функционирования организации необходима развитаясеть формальных коммуникаций, которая включает вертикальные и горизонтальные коммуникации. Если же такие каналы отсутствуют, то широкое развитие получают неформальные каналы коммуникации и с ними большая вероятность неверифицированных сообщений и слухов.

В) Несоответствие коммуникативной сети рабочим задачам. Коммуникативная сеть организации, зачастую включает отделы или сотрудников, которые лишь косвенно вовлечены в определенные рабочие задачи.

Г) Недостаточная координация коммуникативных потоков организации. Отсутствие или неразвитость хотя бы одного вида коммуникации приводит к сбоям в работе организации. Например, наличие только нисходящего коммуникативного канала приводит к тому, что руководство не знает, что происходит в организации,

Индивидуальные  и организационные барьеры коммуникации приводят к рассеиванию информации (т. е. искажению, изменению, потери первоначального смысла сообщения), информационной перегрузке одних отделов/сотрудников и информационному «голоду» других. Поэтому, после выявления существующих в организации коммуникативных барьеров приступают ко второму этану - выработке методов их преодоления.

Инструменты преодоления

Межличностные барьеры - Активное слушание Мозг человека способен воспринимать информацию в 4-е раза быстрее, чем воспроизводить ее. Так, средняя скорость речи 100 175 слов/мин, а скорость восприятия 600-800 слов/мин. Оставшееся свободное время случающий использует на посторонние предметы: обдумывает собственные мысли, разглядывает обстановку и т. д. В результате, отвлекаясь, часто теряет нить разговора и перестает воспринимать необходимую информацию. Поэтому для преодоления межличностного барьера необходимо применять активное слушанье. Слышать это осмысливать то, что мы слушаем.

Барьеры, связанные  с сообщением -   Избыточность сообщения Понятие избыточности было предложено Клодом Шенноном и Уорреном Уивером, которые изучали техническую сторону коммуникации. Избыточность предполагает повторение элементов сообщения для осуществления эффективной коммуникации, снижения шума и предотвращения коммуникативной неудачи.

Каналы и средства передачи информации- Выбор адекватном канала Капал должен соответствовать формату (кодировке) сообщения.

Невербальные  барьеры- Восприятие и контроль невербальных сообщений Отправителю необходимо согласовать вербальные и невербальные сообщения, чтобы обеспечить эффективное восприятие информации. Получатель, в свою очередь, должен обращать внимание на невербальные сообщения, посылаемые ему отправителем.

Культурные барьеры-  Культурная толерантность Принятие во внимание культурных различий, традиций коммуникации. Знание взглядов собеседника. Не давать стереотипам, суевериям, эмоциям «вмешиваться» в коммуникацию.

Различия в  статусе и объеме власти- Создание атмосферы доверия и диалога Внедрения различных способов обмена информацией: совместные обсуждения рабочих задач и проблем, создание «ящиков доверия» и т. д.

Неразвитость (отсутствие) формальных каналов коммуникации- Стимулирование использования (создание) формальных канате коммуникации Отладка формальных способов передачи информации, ускорение передачи информации по формальным каналам.

Несоответсвие коммуникативной сети рабочим задачам - Изменение структуры организации или группы для соответствия потребностям Включение/выключение из коммуникативной цепочки отделов/ сотрудников, не имеющих отношение к конкретным задачам.

Недостаточная координация - Обратная связь Демонстрирует насколько функциональная существующая сеть коммуникации в организации.

    1. Типы конфликтных личностей.

Конфликтная личность — демонстративный тип:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • ему легко даются поверхностные конфликты, присуще любование своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляет ситуативно и слабо воплощает его в жизнь;
  • кропотливой систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо; часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Конфликтная личность — ригидный тип:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Конфликтная личность — неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Конфликтная личность — сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность — бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Информация о работе Конфликты