Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, шпаргалка
Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.[1]
В данном определении достаточно четко выявлены цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
В этом определении больше внимания уделяется предмету столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.
1.Понятие и структура конфликта.
Конфликт –
борьба за ценности и претензии на определенный
статус, власть, ресурсы, в которой целями
являются, нейтрализация, нанесения ущерба
или уничтожение соперника.[1]
В данном определении достаточно четко
выявлены цели конфликтного взаимодействия,
возможные действия в случае сопротивления
оппонента, причем действия перечисляются
в порядке нарастания силы.
Конфликт - столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов двух или более людей.
В этом определении больше внимания уделяется
предмету столкновения в виде противоположных
целей, интересов, а вопрос методов воздействия
остается неизвестным.
Каждый конфликт имеет также более или
менее четко выраженную структуру. В любом
конфликте присутствует объект конфликтной
ситуации, связанный либо с технологическими
и организационными трудностями, особенностями
оплаты труда, либо со спецификой деловых
и личных отношений конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выступают
цели, субъективные мотивы его участников,
обусловленные их взглядами и убеждениями,
материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие
оппонентов, конкретных лиц, являющихся
его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить
непосредственный повод столкновения
от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Руководителю-практику важно помнить,
что пока существуют все перечисленные
элементы структуры конфликта (кроме повода),
он неустраним. Попытка прекратить конфликтную
ситуацию силовым давлением либо уговорами
приводит к нарастанию, расширению его
за счет привлечения новых лиц, групп или
организаций. Следовательно, необходимо
устранить хотя бы один из существующих
элементов структуры конфликта.
Существуют многочисленные классификации конфликтов. Основаниями для них могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат. Конфликты могут быть скрытые и явные, интенсивные и стертые, кратковременные и затяжные, вертикальные и горизонтальные и т. д.
По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные». К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.
По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:
Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).
Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.
Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.
Психологически
малоконструктивное поведение в
конфликте часто объясняется
индивидуально-личностными
4.Модели и стратегии поведения в конфликте.
В конфликте каждый участник оценивает
и сравнивает свои собственные интересы
и интересы оппонента, анализируя ответы
на следующие вопросы: что я могу
выиграть, а что потерять, так ли важен
предмет спора моему противнику. Базируясь
на своих ответах, он отдаст предпочтение
той или иной стратегии поведения (уход,
компромисс, уступка, сотрудничество или
принуждение). Часто отражение этих интересов
происходит на подсознательном уровне,
и тогда поведение в конфликтном взаимодействии
очень эмоционально и непредсказуемо.
Важное место в оценке моделей и стратегий
поведения личности в конфликте занимает
значимость для нее межличностных отношений
с противоборствующей стороной. Если для
одного соперника межличностные отношения
с другим соперником (дружба, партнерство,
любовь и т.д.) безразличны, то его поведение
в конфликте будет отличаться деструктивным
содержанием или крайними позициями в
стратегии (принуждение, борьба, соперничество).
И наоборот, если субъект ставит превыше
всего межличностные отношения, то, как
правило, это является существенной причиной
конструктивного поведения в конфликте
или направленности на компромисс, сотрудничество,
уход или уступку.
Широкое распространение в конфликтологии
получила разработанная К. Томасом и Р.
Киллменом двухмерная модель стратегий
поведения личности в конфликтном взаимодействии.
В основе этой модели лежат ориентации
участников конфликта на свои интересы
и интересы противоположной стороны.
Принуждение (борьба,
соперничество)
Тот, кто выбирает данную стратегию поведения,
ставит свои интересы намного выше интересов
оппонента, более того, можно сказать,
что они его никоим образом не интересуют.
Выбор стратегии принуждения в результате
сводится к выбору - борьба или взаимоотношения.
Если личность выбирает борьбу, то стиль
ее поведения характерен для деструктивной
модели. В данном случае активно используются
власть, сила закона, связи, авторитет
и т.д. Она показывает свою эффективность
и значимость только в двух случаях. Первый:
при защите интересов от нападения на
них со стороны конфликтной личности.
Например, сложно управляемая конфликтная
личность часто отказывается выполнять
непривлекательные для нее задания и предпочитает
свалить свою работу на других. Второй:
при угрозе уничтожения организации, коллектива.
В этом случае складывается ситуация -
кто кого пересилит.
Уход
Данная стратегия отличается желанием
не ввязываться в конфликт. Она характеризуется
низким уровнем направленности, как на
личные интересы, так и на интересы соперника
и является взаимной, т.е. это взаимная
уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать
два варианта ее проявления:
- предмет конфликта не особо важен ни
для одного из субъектов и адекватно отражен
в образах конфликтной ситуации;
- предмет спора наоборот имеет важное
значение для одной или обеих сторон, но
занижен в образах конфликтной ситуации,
т.е. субъекты конфликтного взаимодействия
воспринимают предмет конфликта как несущественный.
Уступка
Личность, пользующаяся данной стратегией,
стремится уйти от конфликта. Оценка личных
интересов низкая, а чужих – достаточно
высокая, т.е. человек, принимающий стратегию
уступки приносит свои интересы в жертву
интересов оппонента.[6]
Стратегия уступки в некотором смысле
сходна со стратегией принуждения, которая
заключается в выборе между значимостью
предмета конфликта и важностью межличностных
отношений. В отличие от стратегии борьбы
в стратегии уступки мы видим направленность
на межличностные отношения.
стратегия уступки оправданна только в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В таком случае она ведет к временному затишью и является значительным шагом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Компромисс
Компромиссную стратегию поведения можно
охарактеризовать как баланс интересов
конфликтующих сторон или как стратегия
взаимной уступки.
Стратегия компромисса способствует положительному
развитию межличностных отношений. У понятия
компромисс есть близкое по значению слово
- консенсус. Их роднит то, что они оба отражают
взаимные уступки субъектов социального
взаимодействия, поэтому при анализе и
обсуждении стратегии компромисса важно
знать такие опоры, как социальные правила
и механизмы достижения консенсуса.
Сотрудничество
Личность, пользующаяся данной стратегией,
на одинаково высоком уровне оценивает
интересы соперника и свои собственные.
Основа данной стратегии – баланс интересов
и признание ценности межличностных отношений.[7]
Особое место в выборе данной стратегии
занимает предмет конфликта. Если предмет
конфликта имеет очень важное значение
для одного или обоих субъектов конфликтного
взаимодействия, то о сотрудничестве невозможно
и говорить. В этом случае возможен лишь
выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество
возможно лишь в том случае, когда сложный
предмет конфликта допускает маневр интересов
противоборствующих сторон, обеспечивая
их сосуществование в рамках возникшей
проблемы и развитие событий в благоприятном
направлении.
5.Факторы и причины возникновения конфликтов.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин:
- собственно объективных;
- организационно-управленческих;
- социально-психологических;
-личностных.
Первые
две группы факторов носят в основном
объективный характер, третья и четвертая
— главным образом
К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т. п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки — объективного компонента предконфликтной ситуации.
Субъективные причины конфликтов связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к выбору именно конфликтного, а не какого-либо другого способа разрешения создавшегося объективного противоречия. В любой ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения.
При рассмотрении
характера взаимосвязей между объективными
и субъективными причинами
-в
о - п е р в ы х, жесткое
разделение объективных и
- в о - в т о р ы х, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами.