Конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:24, шпаргалка

Описание работы

Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.[1]
В данном определении достаточно четко выявлены цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
В этом определении больше внимания уделяется предмету столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

Работа содержит 1 файл

Управление конфликтами.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

Другой способ основан на том, чтобы найти свой путь поведения в ситуации конфликта, свою технологию управления конфликтами. Здесь процесс саморазвития и  самовоспитания играет очень важную роль. Использовать полученные знания о конфликтах можно и нужно в повседневной жизни для создания климата взаимного доверия и сотрудничества. Этот подход основан на стремлении к согласию и взаимопониманию, а также на нежелании использовать слабые, уязвимые стороны партнера. Если обе стороны заинтересованы в достижении общего положительного результата, стремятся к сотрудничеству, в таком случае конфликт решается более успешно.

Наличие общей  цели и опыт совместной деятельности сближают партнеров. Чем лучше они осознают существо отдельных элементов конфликта, тем легче им будет найти средство эффективного его решения.

Конфликтологами использован ряд способов поддержания  и развития сотрудничества. К ним, в частности, можно отнести следующие:

1)                           согласие, состоящее в том, что  вовлекают в общее дело потенциальных  оппонентов, объединяя их общей  целью;

2)               толерантность к партнеру —  «вхождение» в положение партнера, осознание его трудностей, выражение сочувствия; уважительное отношение к нему, хотя интересы обоих партнеров в данном контексте и расходятся;

3)                       взаимное дополнение состоит  в использовании таких черт  партнера (потенциального соперника), которыми не обладает первый  субъект. Развивая и используя эти качества в совместной деятельности, можно укрепить взаимное уважение и сотрудничество и избежать ненужных конфликтов;

4)                          отказ от дискриминации, что  означает недопущение подчеркивания  различий между партнерами, какого-либо превосходства одного над другим;

5)                   психологическое «поглаживание»  — это поддержание хорошего  настроения, положительных эмоций  по самым различным поводам,  что снимает напряженность, вызывает  чувство симпатии к партнеру и тем самым заметно затрудняет возникновение конфликтной ситуации.

Опыт показывает, что уже в младших классах  школы можно ввести обучение практической конфликтологии, разрешению конфликтов, методам посредничества, ведения  переговоров. Учащиеся способны усваивать язык управления конфликтом и готовы использовать его для разрешения споров. На специальных занятиях по психологии дети учатся понимать чувства другого, считывать невербальную информацию, управлять конфликтами, справляться с напряжением, возникающим в их собственных конфликтах; преодолевать деструктивность конфликтов, в том числе внут-риличностных, эффективно помогать другим в решении конфликтов.

Процесс посредничества имеет универсальное применение и довольно прост для освоения. Как только учащиеся осваивают основные навыки посредничества и достаточно натренируются в их применении, они могут эффективно вмешиваться в реальные споры между одноклассниками. Однако овладение всеми тонкостями процесса посредничества носит длительный и кропотливый характер. Курс обучения умению разрешать конфликтные ситуации может проводиться для подготовки не только посредников, но и всех учащихся. Особенно это полезно учащимся, имеющим проблемы с дисциплиной. Освоив более успешные позитивные подходы к решению споров, они имеют возможность заслужить положительное отношение сверстников, учителей и родителей.

Обучение проходит в непринужденной, дружеской атмосфере. Теоретический материал дозируется, его должно быть немного. Он может  подаваться в виде коротких сообщений. Занятия проходят интересно и эффективно, если преобладают ролевые и деловые игры. Техника посредничества лучше всего усваивается в процессе ролевых игр. Полезно иметь материал для индивидуальной работы учащихся, содержащий шаги и правила посредничества, большие плакаты для напоминания основных идей. После каждой игры и в конце каждого занятия следует обсуждение, анализ процесса и действий, достигнутых результатов и рефлексия. Эти обсуждения, демонстрируя конкретные умения каждого, помогают вовлекать всех в общий процесс, повышают способность детей к совместным решениям, рефлексии, умение узнавать конструктивные и деструктивные действия участников, сохранять дружественную позицию по отношению ко всем сторонам, поскольку посредник — миротворец, а не судья. В конце занятий учащиеся все обобщают и делают выводы о своих изменениях, приобретенных умениях и качествах.

Информация о работе Конфликты