Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:24, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть взаимодействие PR-технологий и городского коммуникативного пространства, определить специфику PR-деятельности как элемента воздействия на изменение пространства города.
Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
изучить теоретико-методологические подходы к анализу городского коммуникативного пространства;
с позиции социологического подхода конкретизировать сущность и содержание PR-технологий;
классифицировать PR-технологии;
рассмотреть профессиональную деятельность специалистов в области PR;
сравнить практику одесских PR-специалистов с международными стандартами.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологическое осмысление коммуникативного пространства……………………………………………………………………..7
Понятие социального пространства в различных концепциях….7
Коммуникация как элемент социального пространства…………9
Коммуникативная деятельность как составляющая Public Relations…………………………………………………………………………..11
Коммуникативное пространство………………………………….14
Город как коммуникативная среда……………………………….17
Специфика коммуникативного пространства города……………19
Глава 2. Социологические принципы изучения PR-технологий и PR-специалиста………………………………………………………………………21
2.1. Понятие и классификация PR-технологий…………………………21
2.2. Реализация PR-технологий в профессиональной деятельности PR-специалистов……………………………………………………………………23
2.3. Профессиограмма PR-специалиста…………………………………29
2.4. Стандарты PR-качества и PR-сертификация…………………….33
Глава 3. Эмпирическая часть. Специфика профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью……………………35
3.1. Методология и программа исследования…………………………35
3.2. Интерпретация полученных результатов…………………………40
Заключение………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………
Примерный план-гайд интервью
1. Знакомство
Выяснить: имя, пол, возраст, образование, место работы (тип организации), род занятий (должность в организации).
2. Основная часть
Заключительная часть.
Большое спасибо за Ваши ответы!
3.2. Интерпретация полученных результатов
Изначально основной концептуальной задачей исследования было изучение специфики профессиональной деятельности одесских PR-специалистов, а также сравнение их практики и с примерами западных, международных практик. Поэтому для начала проанализируем организационную структуру связей с общественностью, сущность PR-деятельности, определим, в чем заключается работа специалиста в области PR, какой комплекс функций он выполняет, и каковы его обязанности.
В данном исследовании респондентов женского пола 8 из 10. Это связано с тем, что среди менеджеров по связям с общественностью много женщин, которые по своей природе более коммуникабельны и ведут более активную социальную жизнь. Потому что коммуникабельность является приоритетным качеством хорошего специалиста по PR. Помимо этого, хороший собеседник должен всегда иметь желание понять противоположную сторону и уметь убеждать в правоте своей точки зрения. Игорь Манн говорит: «Я глубоко убежден, что PR – это работа для женщин. Они умеют слушать. Это делает их более подходящими кандидатами для работы в PR»[11,c.24].
Сферы профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью
Вступая в профессиональную
область связей с общественностью,
мужчины и женщины имеют
Уровни профессиональной организации связей с общественностью:
В целом, одесские PR-специалисты по выполнению своих функциональных обязанностей соответствуют требованиям работодателей и международным стандартам качества.
Функциональные обязанности специалиста по связям с общественностью:
Перейдем к рассмотрению ключевых характеристик отличающих, одесских PR-специалистов от западных. И выделим факторы, влияющие на эффективность PR-деятельности.
Теоретики PR пишут, что западный PR – более формальный. Эта характеристика связана не только с четким следованием коммуникационным стратегиям и детализацией каждого инструмента, но и с крайней формализованностью, а зачастую и «бюрократизированностью» рабочих процессов. Казалось бы, излишняя бюрократия – всегда синоним неэффективности. Но с другой стороны, эта формализация помогает сделать рабочий процесс более системным. Да, отчетов западные компании требуют очень много. Создание документации в определенном шаблоне, четко прописанные регламенты работы, детализированное распределение зон ответственности – все это, несмотря на необходимость затратить много энергии и времени на первоначальном этапе, в дальнейшем позволяет повысить продуктивность рутинной работы.
В практике одесских специалистов по связям с общественностью наблюдается низкая степень формализации. Это проявляется в нечетком распределении обязанностей между сотрудниками, отсутствии нормированного графика работы, отсутствии отчетной документации. Часто украинским специалистам приходится выполнять функции не свойственные для их должности. «Приходится и регулярно. Думаю, это стандартная для нашей страны ситуация.» (Татьяна, интервью №2).
«Конечно приходилось. Там курьерские какие-то функции выполняю, привезти, отвезти, передать заказчику. Мне кажется, что это особенности одесского рынка рекламы и PR, по сравнению с крупными городами, такими как Киев или Москва. Узкая специализация здесь не актуальна, приходится расширять спектр своих функций. Исключительно PR, это невыгодно. То есть часто совмещается и реклама, и копирайт, и дизайн. Кароче, все перемешано.» ( Анна, инт.№9)
Специалисты в области PR спокойно воспринимают ненормированный рабочий график, кто-то объясняет это сущностью PR как творческой деятельности, кто-то – таковы условия рынка, приходится быстро реагировать на те или иные изменения, быстро принимать решения (без излишней бюрократии), быстро выполнять работу. И тут становится не важным время суток и перечень необходимых для выполнения задач. «Абсолютно свободный. Я работаю, когда есть вдохновение. Оно может прийти в воскресение вечером и я с удовольствием работаю. А в понедельник, например, ну вообще не хочется. А вообще, по необходимости, по срочности проекта. Был у меня заказчик с которым мы встречались в 21.00 вечера и работали до 24.00-01.00». (Борис, инт.№10)
«График абсолютно свободный. Когда нет загруженности, график достаточно свободен. Когда есть, все зависит от меня, насколько быстро я все сделаю, настолько рано я осовобожусь. Обязательного дня, вот со скольки до скольки мы должны присутствовать в офисе, у нас нет.» (Надежда, инт.№3)
В западных компаниях коммуникационная стратегия – это документ, которому четко следуют. Все информационные поводы сверяются с ней: пресс-релиз не выпускается просто потому, что появился информационный повод, – любая информационная активность должна отвечать целям и задачам, прописанным в исходном стратегическом документе. И, наконец, коммуникационная стратегия служит основой для оценки эффективности всей PR-деятельности. Кроме того, стратегический документ регулярно корректируется с учетом изменившихся бизнес-задач компании (например, в связи с выпуском новых продуктов, кадровыми назначениями и пр.).
По итогам исследования, мы можем наблюдать, что одесские специалисты не все и не всегда разрабатывают PR-стратегию, а даже если и разрабатывают, то «для галочки» – чтобы было чем отчитаться перед руководством, что показать на совете директоров. При этом зачастую происходит отрыв коммуникационной стратегии от повседневной деятельности пресс-службы и PR-департамента: стратегия сама по себе, рутинная работа сама по себе. Респонденты из общественных организаций не видят необходимости разработки стратегии на какое-то определенное время, а только под определенный проект, под каждый конкретный случай. «PR-стратегии мы на год не разрабатываем. Потому что наша деятельность зависит от проектов. Мы не можем осенью знать наперед всю свою деятельность на год. Такая деятельность свойственна коммерческим организациям, которые знают, чем они будут заниматься» (Вера, инт.№4). Респонденты из коммерческих организаций, разрабатывают, но тоже либо под определенный проект, либо на короткое время. «Мы разрабатываем где-то на 3 месяца. На год мы не можем. Мы не можем заранее предусмотреть, когда и где у нас появится возможность осуществить какие-то информационные или рекламные кампании. Все зависит от предложений, новых возможностей» (Александр, инт.№6). Только респондент из государственной структуры планирует, разрабатывает стратегию на год. Во много это связано с отчетностью перед высшими инстанциями. «Да, мы разрабатываем стратегию информационного сопровождения, раньше это делалось на 2 года, сейчас, я изменила срок до 1 года. Потому что планирование на длительный срок очень сложно осуществить. Тем более, что нам приходится все время ее корректировать, вносить изменения» (Ирина, инт.№1).