Городское коммуникативное пространство и PR-технологии: социальные аспекты взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть взаимодействие PR-технологий и городского коммуникативного пространства, определить специфику PR-деятельности как элемента воздействия на изменение пространства города.
Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
изучить теоретико-методологические подходы к анализу городского коммуникативного пространства;
с позиции социологического подхода конкретизировать сущность и содержание PR-технологий;
классифицировать PR-технологии;
рассмотреть профессиональную деятельность специалистов в области PR;
сравнить практику одесских PR-специалистов с международными стандартами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологическое осмысление коммуникативного пространства……………………………………………………………………..7
Понятие социального пространства в различных концепциях….7
Коммуникация как элемент социального пространства…………9
Коммуникативная деятельность как составляющая Public Relations…………………………………………………………………………..11
Коммуникативное пространство………………………………….14
Город как коммуникативная среда……………………………….17
Специфика коммуникативного пространства города……………19
Глава 2. Социологические принципы изучения PR-технологий и PR-специалиста………………………………………………………………………21
2.1. Понятие и классификация PR-технологий…………………………21
2.2. Реализация PR-технологий в профессиональной деятельности PR-специалистов……………………………………………………………………23
2.3. Профессиограмма PR-специалиста…………………………………29
2.4. Стандарты PR-качества и PR-сертификация…………………….33
Глава 3. Эмпирическая часть. Специфика профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью……………………35
3.1. Методология и программа исследования…………………………35
3.2. Интерпретация полученных результатов…………………………40
Заключение………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 118.65 Кб (Скачать)

 

 

Квалификационная работа

Городское коммуникативное  пространство и PR-технологии: социальные аспекты взаимодействия

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретико-методологическое осмысление коммуникативного пространства……………………………………………………………………..7

    1. Понятие социального пространства в различных концепциях….7
    2. Коммуникация как элемент социального пространства…………9
    3. Коммуникативная деятельность как составляющая  Public Relations…………………………………………………………………………..11
    4. Коммуникативное пространство………………………………….14
    5. Город как коммуникативная среда……………………………….17
    6. Специфика коммуникативного пространства города……………19

Глава 2. Социологические  принципы изучения PR-технологий и PR-специалиста………………………………………………………………………21

2.1. Понятие и классификация  PR-технологий…………………………21

2.2. Реализация PR-технологий в профессиональной деятельности PR-специалистов……………………………………………………………………23

2.3. Профессиограмма PR-специалиста…………………………………29

2.4. Стандарты PR-качества и PR-сертификация…………………….33

Глава 3. Эмпирическая часть. Специфика профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью……………………35

3.1. Методология и программа  исследования…………………………35

3.2. Интерпретация полученных  результатов…………………………40

Заключение………………………………………………………………52

Список литературы……………………………………………………..54

Приложения

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Феномен коммуникации является одним из самых ярких символов XX в., знаком сближения людей, ценностей и культур. Он лежит в основе демократии и обращен в будущее. XXI век, по мнению многих исследователей, станет временем дальнейшего развития коммуникации. Поэтому научный подход к PR требует рассмотрения его, прежде всего, в русле коммуникативистики, изучающей наиболее общие закономерности взаимодействия людей в процессе общения. PR по сути своей является коммуникативной деятельностью, которая пытается решать те или иные задачи с помощью внесения изменений в коммуникативные потоки.

Рост значимости PR-коммуникации объясняется рядом важных причин, среди которых необходимо назвать  рост числа крупных институциональных  образований (в том числе, корпораций), изменение условий жизни общества, повышение уровня осведомленности  и компетентности людей, рост значения общественного мнения, появление  инновационных технологий - прежде всего, Интернета — предоставившего  возможность неограниченного доступа  к информации в режиме реального  времени.

Входя в столь сложную  и быстро развивающуюся профессиональную область, как связи с общественностью, человек может выбрать множество  путей своей карьеры. Совокупность персональных умений и навыков, которые  помогают добиться успеха в профессиональной карьере, также весьма широка и разнообразна. И хотя некоторые качества и способности являются ключевыми для данной области человеческой деятельности (такие, например, как умение писать добротные тексты), по мере приобретения опыта специалисты по связям с общественностью могут развивать и совершенствовать и другие специфические навыки и занимать лично «обустроенные» ими профессиональные ниши.

Область связей с общественностью  стала гораздо шире и вышла  далеко за рамки простой работы со СМИ. Большая часть работы по созданию текстов в настоящее время  делается для контролируемых средств  информации, таких как корпоративные издания, web-сайты, кампании директ-мейл, «внутренние» информационные бюллетени. Работа с ними не требует рабочих контактов с традиционными СМИ. Навыки по созданию текстов и знание СМИ — весьма важные инструменты деятельности специалиста, но не менее важна и подготовка в области менеджмента, логистики и планирования.

Стало больше университетов, которые предлагают объединенные образовательные программы по связям с общественностью и рекламе, что вызвано постоянно растущим интересом к комплексной маркетинговой коммуникации.

PR является предметом междисциплинарных исследований, развитие которых привело к необходимости создания целостной, интегральной концепции, способной объединить и скоординировать усилия представителей разных общественных наук. Именно эту задачу способен решить социологический подход, вбирающий в себя социологии экономическую, политическую, управления, знания, общественных групп, процессов и т.д.

Исследуя «социальное», социолог выходит на особый уровень абстракции, так как социальное проявляет  себя в любом виде человеческой деятельности; В широте охвата жизненных явлений  состоит, пожалуй, главное преимущество социологического подхода. В отличие  от экономиста и политолога, социолога  интересуют не только и не столько  экономические или политические аспекты PR, сколько возможность анализа всего спектра взаимодействий между его агентами.

Социологический подход способен поставить и решить проблему выработки  интегрального подхода к PR за счет исследования PR как совокупности учреждений, социальных норм и культурных образцов. Но специфика условий состоит в том, что мы имеем дело не с готовым, законченным и устоявшимся социально-экономическим явлением, а с процессом, находящимся на стадии становления и подвергающимся быстрым и радикальным изменениям; поэтому исследование этого явления, адекватное его содержанию, возможно в рамках не одной парадигмы, а целого спектра подходов современной социологии.

Цель данной работы – рассмотреть взаимодействие PR-технологий и городского коммуникативного пространства, определить специфику PR-деятельности как элемента воздействия на изменение пространства города.

Достижение этой цели потребовало  решения следующих взаимосвязанных  задач:

  1. изучить теоретико-методологические подходы к анализу городского коммуникативного пространства;
  2. с позиции социологического подхода конкретизировать сущность и содержание PR-технологий;
  3. классифицировать  PR-технологии;
  4. рассмотреть профессиональную деятельность специалистов в области PR;
  5. сравнить практику одесских PR-специалистов с международными стандартами.

Объектом исследования  является PR-коммуникация как вид социальной деятельности в современном демократическом обществе.

Предметом исследования выступает PR-деятельность как фактор влияния на коммуникативное пространство.

Научная разработанность 

Теоретические источники  анализа изучаемой темы можно  разделить на две категории. Первая — это труды классических и  современных авторов, исследовавших  коммуникативную природу и специфику PR, общие проблемы коммуникации и  информационного взаимодействия между  людьми (П. Сорокин, и др.). Вторая - прикладной или технологический подход — в наибольшей степени распространен в литературе, которая описывает практику ПР. Он доминирует в работах  ГГ. Почепцова, М.А. Шишкиной, Д.П. Гаврой, Д.В. Ольшанского и др. Профессиональная деятельность PR-специалистов рассматривалась такими авторами как: Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф., Уилкокс Д., Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г., Буари Ф., Милан М. Д., Почекаев Р., Тимофеев М. И., Чумиков А. М., Ширли Харрисон, Шомели Жан.

Апробация темы и  методологии исследования. Научные статьи были представлены на всеукраинских и международных студенческих конференциях:  «Взаимодействие СМИ и PR-технологий: формы, методы, практика» («Молодь перед викликами XXIстоліття: політика, соціум, ЗМІ» г. Луганск, 2010г); «Роль PR-технологий в формировании коммуникативного пространства» ( «Соціологія у (пост)сучасності», г.Харьков, 2011г.)

Структура работы

Данная работа состоит  из трех частей: введения, основной части  и заключения. В свою очередь, основная часть делится на три  раздела. В первом разделе представлен теоретико-методологический анализ коммуникативного пространства, во втором разделе рассматриваются PR-технологии и их реализация в профессиональной деятельности PR-специалистов,  а третий посвящен анализу результатов наших эмпирических исследований. В конце работы приведен список использованной литературы и приложения к работе.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологическое осмысление коммуникативного пространства

    1. Понятие социального пространства в различных концепциях

Существует два подхода  к пониманию социального пространства: субстанциалистский и структуралистский. В первой трактовке оно состоит  из субстанций, т.е. индивидов, их групп  и организаций, соединенных социальными  отношениями. Социальное пространство обладает материальной субстанцией  – людьми. Так, П. Сорокин писал: «Социальное  пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли... Определить положение человека или  какого-либо социального явления  в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета»[37,c.43].

Во второй трактовке социальное пространство – это надындивидуальная реальность, состоящая из структурированных социальных отношений.

«Общество, – по словам К. Маркса, – не состоит из индивидов, а выражает сумму тех идей и  отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»[22, c.214]. По определению П. Бурдье, социальное пространство – это «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине»[6,c.38].

Социальное пространство – это не сколько-нибудь устойчивое состояние, а огромный комплекс ни на мгновение не останавливающихся  процессов, понимаемых как поток  событий. Иначе говоря, оно имеет  «процессуальный образ». Его материальное содержание – это бесчисленные практики бесчисленных индивидов, как разрозненных, так и объединенных в коллективы[45,c.223].

Разумеется, социальное пространство не существует без индивидов. Социальные отношения возникают в результате взаимодействия индивидов и их групп. Однако отношения и взаимодействующие  индивиды при всей их взаимосвязанности  не тождественны.

Социальное пространство – это силовое поле, создаваемое  взаимодействующими индивидами, их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее  в самих индивидах (например, государство, право, обычаи, мораль и т.д.). В индивидах  есть лишь его элементы в виде усвоенных  социальных ролей и ценностей.

Социальное пространство прерывисто. В нем есть участки  с относительно высоким социальным взаимодействием, развитыми и густыми  связями. Такие участки можно  назвать социальными полями. Отношения  между ними более интенсивны, чем  внутри них. Примером социальных полей  могут быть государства, предприятия, этнические группы, населенные пункты и т.д.

Социальное пространство имеет несколько плоскостей, каждая из которых формируется определенным типом отношений, обладает собственной  автономной логикой. Но автономность не означает изоляции. Разные срезы социального  пространства оказывают своими силовыми полями, порождаемыми ресурсами взаимодействия, воздействие на другие срезы, структуры. Так, экономическая структура влияет на конфигурацию политической, административной структур, а те в свою очередь  – на экономическую.

 

    1. Публичная коммуникация как элемент социального пространства

Теперь перейдем к анализу  понятий коммуникации и публичной коммуникации. Поскольку в основании PR лежит социальная коммуникация, то в дальнейшем мы будем пользоваться именно этим понятием и, соответственно, каждый раз, при употреблении термина «коммуникация» речь пойдет о социальной коммуникации. Социальная коммуникация представляет собой обмен информацией между социальными субъектами (индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами).

В теории коммуникации существуют различные ее модели. Мы не будем  останавливаться на них подробно, обозначив лишь важнейшие структурные элементы базовой модели S – М – R, где S (Sourse = Источник – кодирование) (Message = Декодирование) – R (Receiver = Получатель). При этом Получатель (R) и Источник (S) соединены обратной связью. В некоторых работах субъекты коммуникационного отношения обозначают как коммуникатора (Источник информации = S) и коммуниканта (Получатель информации = R) [21,с. 11].

Социальные коммуникации по критерию их цели и статуса передаваемого  послания (М – Message в приведенной выше схеме) подразделяются на две большие группы – публичные и непубличные коммуникации. Публичные коммуникации представляют собой вид коммуникаций, нацеленных на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Какой бы статус ни имело сообщение, которое собирается передать коммуникатор в процессе публичной коммуникации, по завершении этого процесса оно приобретает публичный статус. Таким образом, цель публичной коммуникации дуальна: осуществить обмен информацией и придать этой информации публичный статус.

Информация о работе Городское коммуникативное пространство и PR-технологии: социальные аспекты взаимодействия