Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:24, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть взаимодействие PR-технологий и городского коммуникативного пространства, определить специфику PR-деятельности как элемента воздействия на изменение пространства города.
Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
изучить теоретико-методологические подходы к анализу городского коммуникативного пространства;
с позиции социологического подхода конкретизировать сущность и содержание PR-технологий;
классифицировать PR-технологии;
рассмотреть профессиональную деятельность специалистов в области PR;
сравнить практику одесских PR-специалистов с международными стандартами.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологическое осмысление коммуникативного пространства……………………………………………………………………..7
Понятие социального пространства в различных концепциях….7
Коммуникация как элемент социального пространства…………9
Коммуникативная деятельность как составляющая Public Relations…………………………………………………………………………..11
Коммуникативное пространство………………………………….14
Город как коммуникативная среда……………………………….17
Специфика коммуникативного пространства города……………19
Глава 2. Социологические принципы изучения PR-технологий и PR-специалиста………………………………………………………………………21
2.1. Понятие и классификация PR-технологий…………………………21
2.2. Реализация PR-технологий в профессиональной деятельности PR-специалистов……………………………………………………………………23
2.3. Профессиограмма PR-специалиста…………………………………29
2.4. Стандарты PR-качества и PR-сертификация…………………….33
Глава 3. Эмпирическая часть. Специфика профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью……………………35
3.1. Методология и программа исследования…………………………35
3.2. Интерпретация полученных результатов…………………………40
Заключение………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………
Квалификационная работа
Городское коммуникативное пространство и PR-технологии: социальные аспекты взаимодействия
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-методологическое
осмысление коммуникативного пространства………………………………………………
Глава 2. Социологические
принципы изучения PR-технологий и PR-специалиста…………………………………………
2.1. Понятие и классификация PR-технологий…………………………21
2.2. Реализация PR-технологий
в профессиональной деятельности PR-специалистов………………………………………
2.3. Профессиограмма PR-
2.4. Стандарты PR-качества и PR-сертификация…………………….33
Глава 3. Эмпирическая часть. Специфика профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью……………………35
3.1. Методология и программа исследования…………………………35
3.2. Интерпретация полученных результатов…………………………40
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Феномен коммуникации является одним из самых ярких символов XX в., знаком сближения людей, ценностей и культур. Он лежит в основе демократии и обращен в будущее. XXI век, по мнению многих исследователей, станет временем дальнейшего развития коммуникации. Поэтому научный подход к PR требует рассмотрения его, прежде всего, в русле коммуникативистики, изучающей наиболее общие закономерности взаимодействия людей в процессе общения. PR по сути своей является коммуникативной деятельностью, которая пытается решать те или иные задачи с помощью внесения изменений в коммуникативные потоки.
Рост значимости PR-коммуникации
объясняется рядом важных причин,
среди которых необходимо назвать
рост числа крупных
Входя в столь сложную
и быстро развивающуюся профессиональную
область, как связи с общественностью,
человек может выбрать
Область связей с общественностью стала гораздо шире и вышла далеко за рамки простой работы со СМИ. Большая часть работы по созданию текстов в настоящее время делается для контролируемых средств информации, таких как корпоративные издания, web-сайты, кампании директ-мейл, «внутренние» информационные бюллетени. Работа с ними не требует рабочих контактов с традиционными СМИ. Навыки по созданию текстов и знание СМИ — весьма важные инструменты деятельности специалиста, но не менее важна и подготовка в области менеджмента, логистики и планирования.
Стало больше университетов, которые предлагают объединенные образовательные программы по связям с общественностью и рекламе, что вызвано постоянно растущим интересом к комплексной маркетинговой коммуникации.
PR является предметом междисциплинарных исследований, развитие которых привело к необходимости создания целостной, интегральной концепции, способной объединить и скоординировать усилия представителей разных общественных наук. Именно эту задачу способен решить социологический подход, вбирающий в себя социологии экономическую, политическую, управления, знания, общественных групп, процессов и т.д.
Исследуя «социальное», социолог выходит на особый уровень абстракции, так как социальное проявляет себя в любом виде человеческой деятельности; В широте охвата жизненных явлений состоит, пожалуй, главное преимущество социологического подхода. В отличие от экономиста и политолога, социолога интересуют не только и не столько экономические или политические аспекты PR, сколько возможность анализа всего спектра взаимодействий между его агентами.
Социологический подход способен поставить и решить проблему выработки интегрального подхода к PR за счет исследования PR как совокупности учреждений, социальных норм и культурных образцов. Но специфика условий состоит в том, что мы имеем дело не с готовым, законченным и устоявшимся социально-экономическим явлением, а с процессом, находящимся на стадии становления и подвергающимся быстрым и радикальным изменениям; поэтому исследование этого явления, адекватное его содержанию, возможно в рамках не одной парадигмы, а целого спектра подходов современной социологии.
Цель данной работы – рассмотреть взаимодействие PR-технологий и городского коммуникативного пространства, определить специфику PR-деятельности как элемента воздействия на изменение пространства города.
Достижение этой цели потребовало
решения следующих
Объектом исследования является PR-коммуникация как вид социальной деятельности в современном демократическом обществе.
Предметом исследования выступает PR-деятельность как фактор влияния на коммуникативное пространство.
Научная разработанность
Теоретические источники
анализа изучаемой темы можно
разделить на две категории. Первая
— это труды классических и
современных авторов, исследовавших
коммуникативную природу и
Апробация темы и методологии исследования. Научные статьи были представлены на всеукраинских и международных студенческих конференциях: «Взаимодействие СМИ и PR-технологий: формы, методы, практика» («Молодь перед викликами XXIстоліття: політика, соціум, ЗМІ» г. Луганск, 2010г); «Роль PR-технологий в формировании коммуникативного пространства» ( «Соціологія у (пост)сучасності», г.Харьков, 2011г.)
Структура работы
Данная работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. В свою очередь, основная часть делится на три раздела. В первом разделе представлен теоретико-методологический анализ коммуникативного пространства, во втором разделе рассматриваются PR-технологии и их реализация в профессиональной деятельности PR-специалистов, а третий посвящен анализу результатов наших эмпирических исследований. В конце работы приведен список использованной литературы и приложения к работе.
Глава 1. Теоретико-методологическое осмысление коммуникативного пространства
Существует два подхода
к пониманию социального
Во второй трактовке социальное пространство – это надындивидуальная реальность, состоящая из структурированных социальных отношений.
«Общество, – по словам К. Маркса, – не состоит из индивидов, а выражает сумму тех идей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу»[22, c.214]. По определению П. Бурдье, социальное пространство – это «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине»[6,c.38].
Социальное пространство – это не сколько-нибудь устойчивое состояние, а огромный комплекс ни на мгновение не останавливающихся процессов, понимаемых как поток событий. Иначе говоря, оно имеет «процессуальный образ». Его материальное содержание – это бесчисленные практики бесчисленных индивидов, как разрозненных, так и объединенных в коллективы[45,c.223].
Разумеется, социальное пространство
не существует без индивидов. Социальные
отношения возникают в
Социальное пространство – это силовое поле, создаваемое взаимодействующими индивидами, их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих индивидах (например, государство, право, обычаи, мораль и т.д.). В индивидах есть лишь его элементы в виде усвоенных социальных ролей и ценностей.
Социальное пространство прерывисто. В нем есть участки с относительно высоким социальным взаимодействием, развитыми и густыми связями. Такие участки можно назвать социальными полями. Отношения между ними более интенсивны, чем внутри них. Примером социальных полей могут быть государства, предприятия, этнические группы, населенные пункты и т.д.
Социальное пространство
имеет несколько плоскостей, каждая
из которых формируется
Теперь перейдем к анализу понятий коммуникации и публичной коммуникации. Поскольку в основании PR лежит социальная коммуникация, то в дальнейшем мы будем пользоваться именно этим понятием и, соответственно, каждый раз, при употреблении термина «коммуникация» речь пойдет о социальной коммуникации. Социальная коммуникация представляет собой обмен информацией между социальными субъектами (индивидами, индивидом и общностью, общностями, индивидом и институтом, общностью и институтом, социальными институтами).
В теории коммуникации существуют различные ее модели. Мы не будем останавливаться на них подробно, обозначив лишь важнейшие структурные элементы базовой модели S – М – R, где S (Sourse = Источник – кодирование) (Message = Декодирование) – R (Receiver = Получатель). При этом Получатель (R) и Источник (S) соединены обратной связью. В некоторых работах субъекты коммуникационного отношения обозначают как коммуникатора (Источник информации = S) и коммуниканта (Получатель информации = R) [21,с. 11].
Социальные коммуникации по критерию их цели и статуса передаваемого послания (М – Message в приведенной выше схеме) подразделяются на две большие группы – публичные и непубличные коммуникации. Публичные коммуникации представляют собой вид коммуникаций, нацеленных на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Какой бы статус ни имело сообщение, которое собирается передать коммуникатор в процессе публичной коммуникации, по завершении этого процесса оно приобретает публичный статус. Таким образом, цель публичной коммуникации дуальна: осуществить обмен информацией и придать этой информации публичный статус.