Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:47, курсовая работа
Становление нового демократического, социально ориентированного государства сопровождается изменением моральных, политических, экономических учреждений. Процесс государственных образований заключается в стремлении общества к воспитанию достойного молодого поколения будущего.
Сегодня дети и молодежь - наиболее чувствительная и уязвимая часть населения страны переходного периода. Она нуждается в постоянной защите, помощи и поддержки со стороны государства. Поддержка и защита молодежи должны основываться не на решении проблем за нее, а на предоставлении ей возможности преодолевать их собственными силами в рамках общедоступных пригодных моделей". Субъектами социальной защиты молодежи в Российской Федерации выступают социальные службы для молоди.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальной работы в России 5
1.1 Становление и проблемы социальной работы с молодежью 5
1.2 Методы и технологии социальной работы 7
Глава 2 Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы. 21
2.1 Масштаб проблемы домашнего насилия в семье ……….………………...20 2.2 Кризисный центр для жертв насилия в семье «Семья» г. Мос-ква……………………………………………………………………………….23
2.3 Разработка методических советов по предупреждению и преодолению насилия в семье путем разнообразия форм и методов социальной работы с семьей 27
Заключение 36
Список использованной литературы ………………………………
- Курсы самообороны.
Налаживание партнерских отношений
4 . Ресурсы.
Ресурсом данного проекта считается персонал - совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении и необходимы для выполнения социальных функций, достижения целей деятельности и перспективного развития проекта.
5 . Индикаторы жизнеспособности проекта.
- КЦ продолжает оказывать услуги целевой группе.
- КЦ расширяет целевую группу.
- КЦ привлекает специалистов
для оказания услуг на
- КЦ увеличивает количество штатных работников.
- КЦ участвует в конкурсных программах для получения дополнительного финансирования Центра.
- КЦ расширяет виды услуг.
- КЦ привлекает
- КЦ участвует в
социальных проектах по
- КЦ сотрудничает с учреждениями образования, здравоохранения, правоохранительными органами по предоставлению комплексных и качественных услуг.
2.3 Разработка методических советов по предупреждению и преодолению насилия в семье путем разнообразия форм и методов социальной работы с семьей
По моему мнению целесообразно проводить специальную работу по формированию и развитию умения общаться с ребенком, налаживание эмоционального взаимосвязи.
С этой целью был разработан тренинг «Домашнее насилие». Во время тренинга используются разнообразные методы обучения: «мозговой штурм», «работа в малых группах», ролевые игры и др.
Упражнения тренинга: «Ожидание», «Определение домашнего насилия», « Источники домашнего насилия», «Пути преодоления домашнего насилия». Обучение во время тренинга происходит в виде выполнения определенных упражнений.
При проведении исследования были использованы данные ответов трех групп - семей: А, Б, С, Д, Е.
Тренинг "Домашнее насилие "
Упражнение "ОСОБЕННОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ"
Цель упражнения:
- Осознание группой, домашнее насилие является преступлением;
- Определение особенностей домашнего насилия, а также его типов и видов.
1 . Работа в кругу
Вопрос к группе
♦ Как к проблеме домашнего насилия относится общество, правоохранительные органы?
♦ Имеет ли домашнее насилие свои особенности, если да, то каковы эти особенности?
Группа отвечает, а тренерская команда комментирует и дополняет ответы присутствующих, используя " Тренерскую информацию".
Тренерская информация
В отличие от других типов насилия домашнее насилие имеет свои особенности:
♦ Это не одноразовое действие. Это - процесс, который состоит из циклов насилия, содержащихся на продолжении отношений потерпевшей и обидчика.
♦ Если насилие оказалось в семье хоть один раз, оно обязательно повторится.
♦ Это насилие всегда происходит в течение длительного промежутка времени и имеет тенденцию к росту.
♦ Это насилие между лицами, которые являются, как правило, зависимыми друг от друга. Чаще домашнее насилие замалчивается и скрывается обеими сторонами от окружающих.
♦ По мнению виновного, оно является эффективным, быстрым способом достижения цели, без больших затрат. Другие, ненасильственные, методы требуют значительных усилий. Человек не откажется от того, что дает эффект, если ей не предложить альтернативы. Если насильник не научится другому эффективному способу общения с близкими людьми, то он будет продолжать осуществлять над ними насилие.
Следует заметить, что реакция как общества, так и милиции на случаи домашнего насилия часто является неадекватным и даже враждебной по потерпевшей женщины, а уголовные наказания домашних обидчиков бывают более мягкими по сравнению с наказаниями за аналогичные нарушения, совершенные против посторонних лиц.
Задание группе
♦ Давайте определим
типы домашнего насилия в
Внимание! Группе следует помочь выйти на пять основных типов домашнего насилия: насилие мужа над женой; родителей над детьми; взрослых детей над родителями; старших детей над младшими; одних членов семьи над другими.
2 . Работа в малых группах
Для проведения упражнения присутствующие объединяются в пять малых групп.
КАЖДАЯ ГРУППА ОБСУЖДАЕТ ОДИН ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ТИП ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ ПО СХЕМЕ:
♦ Какие вы знаете конкретные случаи данного типа домашнего насилия, о которых вы услышали или узнали из СМИ и почему (чем) они вас особенно поразили?
♦ Обсуждая эти случаи, определите в каждом из них четыре признака домашнего насилия.
ВНИМАНИЕ! При необходимости помогите группе выйти на виды насилия: экономическое, сексуальное, физическое, психологическое (эмоциональное, вербальное).
♦ Ваши ответы запишите маркером на листе бумаги (лист А4).
ВНИМАНИЕ! Записывайте только перечень выполненных действий.
♦ Время на обсуждение - 7-10 мин. Затем возвращайтесь в круг, где кто-то от вашей группы согласится зачитать перечень насильственных действий.
ВОПРОСЫ К ПРИСУТСТВУЮЩИХ ПОСЛЕ КАЖДОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ОТ МАЛОЙ ГРУППЫ:
♦ Почему происходит это насилие? (Т.е. тот тип домашнего насилия, который обсуждала группа.
Ответы групп прикрепляются на большом листе бумаги.
3 . Работа в большом кругу
Зачитайте виды домашнего насилия , которые выделили малые группы . Вместе с присутствующими обсудите, какие еще насильственные действия входят в каждый из четырех видов домашнего насилия: екопомическое, физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное). Раздайте раздаточный материал. Обсудите его. ВОПРОСЫ К ГРУППЕ:
♦ Что нам дает разделение домашнего насилия на типы, виды? Зачем нам это нужно? Как, каким образом эти знания помогут нам преодолеть домашнее насилие?
4 . Тренерский итог
Итак, мы с вами определили и структурировали действия, которые являются различными видами домашнего насилия. Это позволит лучше определять меры для преодоления этого явления.
Ориентировочная продолжительность занятия - 20-40 минут.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1 Мужчина - > Женщина
92-97 % насильственных действий в отношении женщин совершают мужчины. Почему так происходит? Не потому, что мужчины от природы хуже, а потому, что существуют в системе, в которой преимущество имеют власть, сила, деньги.
Содержание мужем семьи приводит к зависимости женщины, ведь домашний труд (воспитание ребенка, уход за домом и т.п. обществом трудом необоснованно нельзя считать).
2 . Родители - дети
В отношении детей мужчины и женщины совершают акты насилия в равной степени. - Ребенок всего может стать жертвой, потому что она не может себя защитить. Женщины страдают от мужчин - обидчиков, а дети страдают как под мужчин, так и от женщин - жертв домашнего насилия. Так образуется страшный цепь насилия. Это следует объяснить женщинам, пострадавшим, тогда они в большинстве случаев прекращают насилие над своими детьми.
3 . Взрослые дети - родители
Это насилие часто (хотя и не всегда) имеет споим корни в прошлом: часто это дети , которые уже выросли и возвращают взрослым насилие, осуществлялось против них в детстве.
4 . Дети - младшие дети
Это отражение ситуации "отец - мать". Дети почувствовали вкус власти. Они считают, что свою власть, свои преимущества над более слабыми следует использовать.
5 . Член семьи - другой член семьи
Это вид насилия одних членов семьи над другими. В нем принимают участие свекры, невестки, тещи, зятья, дедушки, бабушки, дети, дяди и т.д. Насилие совершается над более слабыми и беззащитными: людьми старшего возраста или детьми; людьми с ограниченными физическими и психи-ческими возможностями; людьми, которые зависят от других.
1 . Работа в кругу.
Группы определяют пять основных типов домашнего насилия, с которыми они сталкиваются.
Таблица 1.1 Типы насилия
Вопрос |
Группы | ||||
А |
Б |
С |
Д |
Е | |
1. Насилие мужа над женой |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
2. Родителей над детьми |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Взрослых детей над родителями |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Старших детей над младшими |
- |
- |
- |
- |
- |
5. Одних членов семи над другими |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Работа в малых группах.
Каждая группа обсуждает определенный тип домашнего насилия (табл.1.2). Перед этим проводится теоретический обзор типов насилия.
Таблица 1.2
Определение типов домашнего насилия в зависимости от лиц, в нем принимают участие
Типы насилия |
Группы | ||||
А |
Б |
С |
Д |
Е | |
Экономический |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Сексуальный |
+ |
- |
- |
- |
- |
Физический |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Психологический |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таким образом, исследование показало, что во всех группах применяется психологический тип насилия, зато несколько меньший процент содержит физический и экономический тип. Только в одной группе выявлено сексуальное насилие.
3 . Работа в большом кругу.
Делается обобщение среди групп исследования и обсуждается вопрос о назидательности данного тренинга. В частности к обобщению относят следующие вопросы:
- Что нам дает разделение домашнего насилия на типы, виды?
- Зачем нам это нужно?
- Как, каким образом эти знания помогут нам преодолеть домашнее насилие?
Таблица 1.3 Обобщение тренинга
ВОПРОС |
Группы | ||||
А |
Б |
С |
Д |
Е | |
Это позволило нам теоретически опре-делить критерии типов и видов насилия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Это дало нам возможность понять точность поступков к жертве насилия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Это позволило нам чаще посещать КЦ в связи с поучительным и воспитательным характером |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Это позволило нам определить меры преодоления насилия. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Итак, по итогам опрошенных стало понятно, что большая часть групп могла теоретически определить критерии типов и видов насилия и понять точность поступков к жертве насилия. В среднем отношений группам позволило определить меры преодоления насилия. Но малую часть результатов тренинга группы изъявили желание посещать КЦ в связи с поучительным и воспитательным характером.
Разработаны методические рекомендации по предупреждению и преодолению насилия в семье. С целью выявления у родителей знаний относительно особенностей юношеского возраста можно использовать методику «Знаете ли Вы юношескую психологию?» Направленную на выявление особенностей семейного воспитания и отношения к ребенку и ряд других психодиагностических методик.