Клубные формы работы с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:34, методичка

Описание работы

В данном сборнике раскрываются основы моделирования клубов, а также анализируется опыт работы подростковых и молодежных клубов различной направленности.

Содержание

Введение

Моделирование деятельности клуба

Молодежно-подростковый клуб «Звездный» (Свердловск)

Подростковый центр «Невский» (Санкт-Петербург)

Клуб-мастерская «Левша» (Москва)

Клубные формы работы с аутичными детьми и подростками (Москва)

Клуб «КАРСТ» (Пермь)

Работа содержит 1 файл

Клубные формы работы с детьми.doc

— 170.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение

Моделирование деятельности клуба

Молодежно-подростковый клуб «Звездный» (Свердловск)

Подростковый центр «Невский» (Санкт-Петербург)

Клуб-мастерская «Левша» (Москва)

Клубные формы работы с аутичными детьми и подростками (Москва)

Клуб «КАРСТ» (Пермь)


Введение

 

В последнее время молодежные и подростковые клубы рассматриваются как важные социальные институты, способные удовлетворить многообразные социальные потребности молодежи, создавая условия для общения и социального самоопределения, развития познавательных навыков и лидерских качеств, а также социально-психологической поддержки подростков и молодежи.

Выполнять многоплановые социальные задачи подростковые и молодежные клубы могут в единстве с другими социальными учреждениями и объектами, входящими в социально-территориальный комплекс. Поэтому актуальным является подход, рассматривающий работу клуба с точки зрения социального обслуживания подростков, проживающих на данной территории. Такой подход требует принципиального отказа от понимания клуба как учреждения дополнительного образования и расширения его функций.

В данном сборнике раскрываются основы моделирования клубов, а также анализируется опыт работы подростковых и молодежных клубов различной направленности.

 

 

 


Моделирование деятельности клуба

 

Актуальность проблемы моделирования клуба на сегодняшний день обозначилась достаточно остро. Моделирование - это способ упорядочения деятельности, приводящий к искомому, желаемому результату. Но в то же время моделирование не означает унификацию клубов, которая лишит их своей индивидуальности, неповторимости. С помощью моделирования можно определить наиболее значимые параметры жизнедеятельности клуба, отвечающие требованиям социального заказа общества. Если же в своей индивидуальной модели клуб выходит за эти параметры, отвечая требованиям социума, то такая структура направлений деятельности клуба должна быть безоговорочно принята и одобрена.

Моделирование позволит выработать приоритеты и структуру направлений деятельности клуба. В этом смысле модель клуба (согласованная и утвержденная) становится определенным ориентиром в построении клубной жизни.

Существует мнение, что организацию клуба следует начинать с социологического обследования территории, с выявления духовных запросов населения. Это не совсем так. Без развернутой работы клуба население не может выразить и определить своих потребностей и, как правило, все предварительные опросы не отражают реальной картины. Ведь отвечающие на анкету не могут заранее оценить возможности и степень реализации их потребностей, поэтому они многого и не высказывают. Более того, при создании клуба можно априорно руководствоваться его идеальной матрицей, исходя из предпочтительных направлений деятельности, которые являются универсальными для любой территории. Нельзя заранее спланировать степень развитости той или иной деятельности, но и предварительное анкетирование не даст ответа на этот вопрос. Поэтому не надо к этому стремиться. Ведь все равно не получится на двух разных территориях совершенно одинаковых общественных образований.

Начинать работу по созданию клуба следует с организации взрослой части населения, их легче объединить в коллектив. В конечном итоге должны образоваться взаимопересекающиеся структуры: горизонтальные, узковозрастные, как группы продленного дня или советы пенсионеров, и вертикальные, любительские коллективы, объединяющие людей всех возрастов. Такие связи дадут возможность интегрального охвата населения. Устав и положение клуба должны учитывать стадийность становления различных коллективов и их неоднородность. Ведь каждый отдельный первичный коллектив - это живой организм. Степень зрелости различных коллективов по разным направлениям может не соответствовать друг другу, поэтому их нельзя объединять единым жестким уставом.

 

Основные принципы построения модели клуба

 

Принцип востребованности клубов

 

Данный принцип определяет место клубов в системе внешкольных учреждений и в системе социальных учреждений в целом. Клуб как учреждение социальной сферы испытывает на себе те же закономерности выбора и предпочтения потребителя, что и любая другая социальная услуга. Поэтому комплекс услуг, который предлагает клуб, должен иметь своего потребителя.

Известная фраза «дети голосуют ногами» отражает естественно складывающиеся предпочтения детей и подростков. В практике организации клубной работы наблюдаются примеры, когда хорошо оборудованный клуб, имеющий большие помещения, оказывается абсолютно непопулярным среди подростков. Случается и наоборот, когда подвальное помещение или цокольный этаж становятся ежедневным местом сбора подростков.

То есть популярность клуба определяется не степенью комфортности клубных помещений. Гораздо более важным условием известности подросткового клуба являются сложившиеся формы организации деятельности подростков, тактика педагога-организатора, его лидерские и человеческие качества.

 

Принцип открытости и доступности клубного

пространства

 

Этот принцип является важнейшим условием функционирования клуба как такового. В реализации этого принципа существует много нерешенных проблем как организационного, так и нормативно-правового характера. Принцип исходит из тесной органической связи работающего клуба с территорией, где он расположен. Клуб является элементом социальной структуры территории, на которой он расположен и способен оказать значительное воздействие на живущих на данной территории детей и подростков.

Таким образом, клуб выступает источником формирования мировоззренческих, социально-коммуникационных и общечеловеческих представлений ребенка, проводящего в клубе свободное время. В клубе формируется своеобразная школа, прививающая ребенку образцы человеческого поведения.

Клуб способен в своих стенах воссоздать атмосферу неформального, не жесткого формирования нормативно-поведенческих правил молодежи. Для того, чтобы эти правила были усвоены, подросток должен иметь возможность свободного входа в клубное пространство, а это обеспечивается именно принципом открытости клуба. Открытость клубов подразумевает:

- возможность прийти в клуб в удобное время;

- уверенность в том, что клуб будет открыт в любое время;

- подготовленность клуба к принятию подростков, ориентированных на различные досуговые интересы.

Открытая (свободная) зона деятельности в клубе не появляется сама по себе. Она может возникнуть в результате последовательного проведения проектировочных работ по организации внутриклубного пространства и специфического технологического режима, обуславливающего пребывание подростка в клубе.

Исследования свидетельствуют о том, что материальная организация пространства не просто влияет на поведение человека в конкретном помещении, она задает и предопределяет тип деятельности. Наполняя пространство конкретными предметными формами, можно моделировать среду и задавать условия для соответствующей деятельности.

Известно, что для проведения обучающих форм деятельности в малых группах лучше иметь небольшое закрытое помещение. При этом даже расстановка мебели в этом помещении будет оказывать влияние на форму обучения. Стулья или кресла, поставленные полукругом (без выделения особого места для преподавателя), создадут условия для занятия в форме демократичной беседы. Если же расстановка мебели такова, что в ней фиксируется место для педагога и для учеников таким образом, что позиция первого имеет выраженную приоритетность, то такая форма скорее всего будет использована для реализации обучающих технологий.

Принцип удовлетворения разнообразных потребностей

в  рамках одного клубного пространства

Реализация этого принципа обеспечивает наибольшую популярность клуба за счет универсальных возможностей, предоставляемых клубом. Многообразие удовлетворяемых возможностей не обязательно предполагает существование дорогостоящей материальной базы.

Речь идет о создании в клубе разнообразных зон деятельности, способных удовлетворить образовательные, досуговые, коммуникационные и социальные потребности. Реально это видится как проектирование и пространственное оформление этих зон жизнедеятельности. В клубе должны быть организованы зоны для индивидуальной кружковой деятельности, зоны для общеклубных мероприятий и зоны для повседневной тусовки.

Построение каждой из зон должно проходить в соответствии с требованиями той деятельности, которая будет осуществляться в этой зоне. Пространственная организация клуба сама задает тип деятельности, поэтому без дополнительных подсказок подросток способен сам определиться в этом пространстве. Например, если в клубе есть игровое помещение с теннисным столом или бильярдом, то это создает предпосылки для свободной игровой деятельности и формирует определенный тип занятости подростка в клубе. Таким образом, пространство должно выполнять организующую роль, предопределяя форму поведения в клубе.

Удовлетворение социальных потребностей происходит во всех сферах жизни молодого человека: в семье, школе и внешкольном пространстве. Клубы по месту жительства могут снять остроту неудовлетворенности именно этой группы потребностей. Для этого необходимо создать соответствующие условия. В этом случае модель технологии деятельности будет содержать в себе: образовательный, досуговый и социальный (или социально–психологический) компоненты.

Образовательные технологии в клубе

Образовательная практика в клубах представлена кружками различной направленности: музыкальными, спортивно-туристическими и другими. В настоящее время кружковая деятельность в клубах развита достаточно хорошо, но не всегда специализация кружков адаптирована к развивающимся потребностям детей и молодежи. Зачастую спектр деятельности кружков задается не актуальными молодежными потребностями, а существующими специализациями педагогов.

В ряде территорий руководители проводят работу по изучению внешкольных образовательных потребностей и пытаются изменить структуру предлагаемых образовательных услуг, открывая новые кружки, дополняя содержание уже существующих. Так появляются кружки, отражающие современные молодежные интересы. Например, в традиционном для клубов кружке «Хозяюшка» существуют не только устоявшиеся кружки «Кройки и шитья», но также «Дизайн одежды и жилья», «Искусство оформления букетов».

Другая проблема, возникшая сегодня и оказывающая влияние на общую модель клубной работы - это взаимодействие образовательной и досуговой деятельности. Зачастую в клубах наблюдается существенное преобладание образовательной деятельности над досуговой и социальной работой. Это проявляется в том, что клубы в ряде случаев превращаются в систему кружков, где главное лицо - педагог дополнительного образования, а преобладающий тип деятельности - обучающий. В конечном итоге в модели такого клуба все меньше места остается для досуговой и социальной работы с молодежью. Таким образом, избыток кружковых форм закрыл многие клубы для простого неформального общения подростков.

Досуговая деятельность в клубе

Существенное отличие досуговой деятельности состоит в том, что она:

- направлена на удовлетворение досуговых потребностей: (отдохнуть с друзьями, отметить праздник, повеселиться на дискотеке);

- не содержит образовательных компонентов (нет педагога и ученика, а есть педагог-организатор или специалист по молодежному досугу, который развивает досуговые, а не образовательные технологии).

Можно выделить следующую проблему, существующую в удовлетворении досуговых потребностей в клубе. Речь идет о слабой организованности вечернего молодежного досуга. Клубы не всегда способны принять подростков вечером и предоставить им хотя бы простейшие условия для организации досуга. Это связано, во-первых, с нежеланием педагогов дополнительного образования работать в вечернее время. Во-вторых, некоторые руководители не заинтересованы «открывать двери» для подростков в это время. Проще работать днем с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Социально-психологические и реабилитационные

технологии в клубе

Социальная работа в клубе связана с удовлетворением социальных потребностей личности. Как уже отмечалось выше, социальные потребности включают в себя: потребность в общении, потребность в самореализации и потребность в самоутверждении.

По своей технологии эта группа потребностей в клубе может удовлетворяться двумя способами:

1. Через конкретную досуговую или образовательную деятельность. В этом случае педагог или специалист по работе с молодежью создает особые условия для удовлетворения личностно социальных потребностей, то есть он в своей группе создает условия для общения, поддерживает инициативы и творчество.

2. Посредством специально организованных социально-психологических и реабилитационных тренингов. В этом случае работает специалист (психолог, валеолог), который различными способами снимает внутренние проблемы подростков.

Если первый вариант реализации социальной работы на практике существует, то второй пока еще не вписался в практику клубной деятельности. Необходим период поисков и апробации для того, чтобы социальная работа стала органичной для молодежно-подросткового клуба.

Таким образом, говоря о содержании и технологии клубной работы, можно сформулировать следующие основные выводы:

1.       Модель клуба может включать разнообразные технологии: образовательные, досуговые, социальные.

2.       Соотношение этих технологий должно зависеть от социального заказа потребителей. В настоящее время существует настоятельная необходимость в активизации работы досугового направления и социальной работы в клубах.

Информация о работе Клубные формы работы с детьми