Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:47, курсовая работа
Становление нового демократического, социально ориентированного государства сопровождается изменением моральных, политических, экономических учреждений. Процесс государственных образований заключается в стремлении общества к воспитанию достойного молодого поколения будущего.
Сегодня дети и молодежь - наиболее чувствительная и уязвимая часть населения страны переходного периода. Она нуждается в постоянной защите, помощи и поддержки со стороны государства. Поддержка и защита молодежи должны основываться не на решении проблем за нее, а на предоставлении ей возможности преодолевать их собственными силами в рамках общедоступных пригодных моделей". Субъектами социальной защиты молодежи в Российской Федерации выступают социальные службы для молоди.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальной работы в России 5
1.1 Становление и проблемы социальной работы с молодежью 5
1.2 Методы и технологии социальной работы 7
Глава 2 Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы. 21
2.1 Масштаб проблемы домашнего насилия в семье ……….………………...20 2.2 Кризисный центр для жертв насилия в семье «Семья» г. Мос-ква……………………………………………………………………………….23
2.3 Разработка методических советов по предупреждению и преодолению насилия в семье путем разнообразия форм и методов социальной работы с семьей 27
Заключение 36
Список использованной литературы ………………………………
Поскольку семья представляет собой целостную систему, поэтому проблемы диады «родители - дети» не могут быть решены с помощью психокоррекции только детей или только родителей. Причины неэффективного родительского отношения могут быть разнообразными. Психологическая коррекция позволяет исправить большинство из них. С этой целью используются родительские группы. Параллельная работа (то есть с детьми, и с родителями) позволяет повысить эффективность занятий родительской группы. Личностные проблемы обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем. Основной метод коррекции родительских отношений - когнитивно - поведенческий тренинг. Основным содержанием занятий коррекционных родительских групп является обсуждение и психодраматических воспроизведения типичных ситуаций внутри семейного общения и особенностей взаимодействия с подрастающим ребенком. Можно использовать различные вспомогательные методы психокоррекции.
Метод групповой дискуссии повышает психолого - педагогическую грамотность родителей их общую симпатию к ребенку и их проблем, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания.
Метод вербальной дискуссии учит культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать мысли другого человека, в том числе и собственного ребенка.
Метод конструктивного спора помогает сравнивать разные точки зрения родителей на позицию детей в решении проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.
Метод игры позволяет моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером таких игр могут быть:
1 . «Архитектор и строитель» - «строитель» с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены любые действия руками, должен разместить в определенной последовательности кубики на большой карте. При этом каждый из присутствующих должен построить в разных ролях;
2 . «Приятные воспоминания » - необходимо вспомнить и поговорить о чем-то приятном для семьи и одного из родителей, и показать, как это было;
3 . «Неприятные воспоминания» - необходимо вспомнить и проиграть последнюю ссору родителями, а затем поговорить о чувствах, что чувствовали оба.
Метод совместных действий основан на выполнение ребенком и одним из родителей общей задачи, после чего проводится его анализ.
Специальные упражнения на развитие навыков общения. Примером таких упражнений может быть упражнение «Тренинг эффективного вербального общения, в коммуникации один из родителей - ребенок (как строить Я - сообщение)»
Были использованы задачи на основе выборов, которые осуществляются как действия. Цель таких задач - отвлечь семью от интеллектуальных обсуждений, решений, ценностей и образов, и, одновременно сориентировать ее на символическую (но также и реальную) взаимодействие, которая наглядно представляет поведение в семье.
Одной из таких задач на основе выборов является метод «семейной скульптуры», составляя « семейную скульптуру» каждый член семьи создает свой образ семьи, располагая других членов на различные дистанции. Члены семьи могут располагаться, ориентируясь не в реальные взаимоотношения, а на идеальные представления о них.
Другой тип выборов - ответы на вопросы, раскрывающие функ-ционирования семьи (например, «С кем из членов семьи вы часто...?», «С кем из членов семьи вы хотели бы...?"). Они направлены на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восс-тановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
Использовались лекции и беседы для родителей по вопросам семейного воспитания, дискуссии, анализ и обсуждение реальных проблем семейного воспитания.
Итак, бурное развитие общества ставит перед центрами социальной работы ответственные задачи. Действительность рождает новые потребности, новые интересы членов общества, в том числе тех, которые нуждаются в социальной помощи, социальной защиты и поддержки.
Тенденции развития современной
семьи порождают много
Касаясь вопроса классификации методов социальной работы, следует отметить, что этот компонент социальной работы в специальной литературе находится лишь в стадии становления.
Практическую реализацию методов социальной работы наглядно обнаруживает такое понятие как « форма социальной работы». Под формой работы понимают как единичные мероприятия, так и долгосрочные виды социальной работы. Если метод выступает путем, способом достижения цели и решения задачи, то форма выступает способом организации содержания работы, наглядным определенных способов социальной работы. Благодаря формам методы наполняются конкретным содержанием социальной работы.
В решении социальных проблем социальное проектирование находит также все более широкое применение. Цель социального проектирования состоит в организации процесса, который дает начало изменениям в социальной среде. В данном случае проект Кризисный Центр для жертв насилия в семье «» направлен на достижение целей за счет улучшения качества и облегчения доступа к социальным услугам на уровне общин; развития возможностей местных общин по развитию и внедрению инициатив на местном уровне; разработки и апробации инновационных моделей социальных услуг, развития институционального потенциала местных органов исполнительной власти в планировании , внедрении социальных услуг.
Обобщение результатов исследования позволило сформулировать ряд выводов и предложений, имеющих теоретическое и практическое значение.
1 . Выяснено, что общество должно осознать, что домашнее насилие, независимо от его формы - физическое, экономическое, сексуальное или психологическое, является самой распространенной формой нарушения прав человека. Это явление имеет большие негативные моральные и социальные последствия и является сложной проблемой, требующей своего решения.
2 . Установлено, что для улучшения положения дел в сфере борьбы с насилием в семье возникает необходимость в четкой координации действий, действенном правовом механизме, в системном внедрении информационного механизма что приблизит решения существующей проблемы - насилия в семье.
3 . Обнаружено, что анализ работы центров социальных служб для семьи, детей и молодежи является полезным для прогнозирования динамики взаимодействия с другими государственными структурами и общественными объединениями в направлении преодоления негативных явлений.
4 . Доказано, что эффективное использование программ по преодолению насилия в семье, через механизм сотрудничества государственных учреждений и общественных объединений, возможно лишь при условии стабильного развития общества, повышения уровня жизни людей, рост их духовно - нравственного потенциала.
Итак, проблема решения насилия в семье актуальна для каждого гражданина, поскольку суть ее в нарушении прав человека и прав члена семьи в семье. К сожалению можно констатировать, что российская семья сегодня не может выполнять все присущие ей функции в полном объеме. Ее признаком стало семейное неблагополучие, получившее чрезвычайного распространения и требует профессионального вмешательства для его преодоления.
1 Социальная работа: Учеб . Пособие . - 2- е изд ., Перераб . и доп . - Ростов н / Д : Феникс, 2003 . - 480 с . ( Серия « Учебники, учебные пособия » . ) - С. 237.
2 Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М. : Академический Проект, 2002 .- 496 с .
3 Технологии социальной работы : Учебник под общ . ред . проф . Е.И.Холостовой . - М: ИНФРА - М, 2002 . - 400 с . ( Серия « Высшее образование » ), - С. 135.
4 Социальная работа: Учеб . Пособие . - 2- е изд ., Перераб . и доп . - Ростов н / Д : Феникс, 2003 . - 480 с . ( Серия « Учебники, учебные пособия » . ) - С. 237.
5 Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред П.Д.Павленок . - 2- е изд ., Испр. и доп . - М.: ИНФРА - М, 2002 . - 395 с . - ( Серия « Высшее образование »), - С. 84.
6 Основы социальной работы : Учебник / Отв.ред П.Д.Павленок . - 2- е изд ., Испр . и доп . - М.: ИНФРА - М, 2002 . - 395 с . - ( Серия « Высшее образование » ), - С. 84
7 Социальная защита молодежи : Вопросы теории и практики . - М.: Изд - во АСОПиР 1994 - 174 с - С. 45
8 Зайнышев И.Г, Злобин ГЕ., Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1994.-№3.-С. 3-9.
9 Зайнышев И.Г, Злобин ГЕ., Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1994.-№3.-С. 3-9.
10 Зайнышев И.Г, Злобин ГЕ., Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1994.-№3.-С. 3-9.
11 Бочарова В.Г Социальная работа: знакомство с профессией. - М., 1997.
12 Вайнола РХ. Технологии социальной и социально-педагогической работы / / Технологии социальной работы: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.И. Капской. - М., 2009. - C. 14-21.
13 Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.