Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:47, курсовая работа
Становление нового демократического, социально ориентированного государства сопровождается изменением моральных, политических, экономических учреждений. Процесс государственных образований заключается в стремлении общества к воспитанию достойного молодого поколения будущего.
Сегодня дети и молодежь - наиболее чувствительная и уязвимая часть населения страны переходного периода. Она нуждается в постоянной защите, помощи и поддержки со стороны государства. Поддержка и защита молодежи должны основываться не на решении проблем за нее, а на предоставлении ей возможности преодолевать их собственными силами в рамках общедоступных пригодных моделей". Субъектами социальной защиты молодежи в Российской Федерации выступают социальные службы для молоди.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика социальной работы в России 5
1.1 Становление и проблемы социальной работы с молодежью 5
1.2 Методы и технологии социальной работы 7
Глава 2 Формы и методы работы с беспризорными детьми в Кризисном центре для жертв насилия в семье «Семья» г. Москвы. 21
2.1 Масштаб проблемы домашнего насилия в семье ……….………………...20 2.2 Кризисный центр для жертв насилия в семье «Семья» г. Мос-ква……………………………………………………………………………….23
2.3 Разработка методических советов по предупреждению и преодолению насилия в семье путем разнообразия форм и методов социальной работы с семьей 27
Заключение 36
Список использованной литературы ………………………………
Содержание
Становление нового демократического, социально ориентированного государства сопровождается изменением моральных, политических, экономических учреждений. Процесс государственных образований заключается в стремлении общества к воспитанию достойного молодого поколения будущего.
Сегодня дети и молодежь - наиболее чувствительная и уязвимая часть населения страны переходного периода. Она нуждается в постоянной защите, помощи и поддержки со стороны государства. Поддержка и защита молодежи должны основываться не на решении проблем за нее, а на предоставлении ей возможности преодолевать их собственными силами в рамках общедоступных пригодных моделей". Субъектами социальной защиты молодежи в Российской Федерации выступают социальные службы для молоди.
Значение социальных служб для молодежи, как новейших общественных институтов современности, трудно переоценить так как общество очень остро нуждается как в защите, поддержки, так и (что более важно) социального обучения и воспитания молодого поколения. В данном контексте анализ педагогических основ деятельности социальных служб для молодежи в России является актуальной задачей.
В научном плане в Российской Федерации социально - педагогическую работу с молодежью, как предмет и направление деятельности активно разрабатывают В.Г.Бочарова, Б.3.Вульфов, М.А.Галагузова, С.И.Григор Григорьев, А. В.Мудрик, В.Д.Семенова, В.С.Торохтой, Г.Н.Филонов, И.Г.Зайнишев, В.И.Курбатов, Ф.А.Мустаева, С.В.Тетерський, П. Д.Павленок, Е.И.Холостова и др.
Фундаментом введения профессии «социальная работа» в 90 -е годы XX в. в России стали наработанные теоретические и практические разработки представителями других профессий: воспитателей, учителей, психологов, работников культуры, здравоохранения и спорта, органов социальной защиты и охраны порядка, они создавали и воплощали разнообразные модели социальной защиты, формы и методы практической социальной работы, проводили научные исследователи.
При проведении анализа научных исследований об особенностях социальной работы с молодежью в России, нами определено проблемы, которые являются общими как для России, так и для других стран и обусловливают актуальность проблемы исследования.
Цель исследования - осуществить анализ форм и методов социальной работы с категорией молодежи переживающей насилие в семье.
Объектом исследования являются молодые семьи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах.
Цель курсовой работы заключается в теоретическом обобщении форм и методов социальной работы с молодёжью, различными типами семей, в частности семей, страдающих от насилия, характеристика особенностей, оказание помощи людям, подвергшимся насилию или были свидетелями этих действий, в предупреждении этих фактов насилия над ними и преодолении последствий насильственного поведения и формирования ненасильственной культуры взаимоотношений в семье, на примере одного из кризисных центров города Москвы.
Для достижения этой цели поставлены для решения следующие задачи: 1) исследовать формы и методы социальной работы с различными типами семей, 2) раскрыть сущность и содержание социальной работы с молодёжью. Гипотеза исследования: социальная работа способствует социальной, психологической реабилитации и интеграции в общество, жертв насилия в семье. Ключевую роль в этом процессе играет специалист социальной работы.
База исследования. При написании первой главы курсовой работы была определена область исследования и его проблема, изучалась социологическая, психологическая и юридическая литература, посвященная методам и технологиям социальной работы с молодёжью.
Использованные в исследовании общенаучные методы познания индукция, дедукция, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование.
Практическую реализацию методов наглядно обнаруживает такое понятие как форма «социальной работы». Благодаря формам методы наполняются конкретным содержанием социальной работы.
Педагогические основы социальной работы включают элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы. Для этого делается попытка определить важность педагогического воздействия в работе социальных служб для молодежи в Российской Федерации.
Своеобразие процесса становления социальной работы в России состоит в том, что на момент своего государственного "рождения" она находилась в довольно зрелом возрасте, с богатым потенциалом, глубокими историческими корнями, традициями милосердия и общинного духа, сотрудничества, социальной заботы и взаимопомощи1.
Для практики социальной работы, с момента ее зарождения и в настоящее время, в Российской Федерации всегда была характерна доминирующая роль социальной педагогики, что в определенной степени позволило сократить отставание России в этих вопросах от других стран, а также заложить социально - педагогический акцент, недостаточной разработанностью которого в моделях социальной работы многих стран обеспокоены в настоящее время мировая практика и интегративная наука профессии "социальная работа "2.
На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована концепция социальной работы, которая включает наиболее общие положения, на основе которых создаются многочисленные регионально - ориентированные варианты. Они различаются по способам и подходам реализации общих подходов в конкретных национально - региональных и местных условиях. Активно привлекаются к этой деятельности разнообразные благотворительные организации, добровольные общества, ассоциации, фонды, творческие союзы, церковь3. Происходит переход от чисто государственной системы социальной работы к системе, которая включает общественную благотворительность. В некоторой степени в современной России наблюдается возвращение к дореволюционному механизму ухода за нуждающимися, сохраняя в то же время и элементы, наработанные во времена советской власти4.
Поэтому, целью данного исследования является анализ научных концепций социальной защиты молодежи ученых Российской Федерации и выявление педагогического содержания действие построения системы организационно - педагогической деятельности социальных служб для молодежи. Обобщение передового теоретического и практического опыта российских ученых и практиков, является важной поисковой задачей.
Социальная работа с молодежью в Российской Федерации, в основном, прослеживается в рамках государственной молодежной политики5. Государственная молодежная политика Российской Федерации и социальная работа направлены на создание системы социальных служб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения – с другой (Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений "(1995)). В регионах России, особенно после принятия Федерального закона" Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", стали широко создаваться социальные службы для молодежи". Главным направлением социальной работы с молодежью, как отмечают российские исследователи6, является ее социальная защита.
Петербургские ученые рассматривают проблемы социальной защиты молодежи в четырех направлениях7:
- Социальная защита
процесса формирования и
- Социальная защита среды формирования и развития личности;
- Защита прав молодого человека;
- Целевой социальной защите.
Решение данных проблем
обусловлено применением
Главная декларация разработчиков социальных технологий состоит в утверждении, что это - технологии управления любыми общественными процессами: экономическими, политическими, культурными, социальными, педагогическими. Социальные технологии открыто внедряются в образовательный процесс и претендуют на то, чтобы обеспечивать научно обоснованный (с учётом достижений современных наук о человеке) выбор оптимальных способов воздействия субъектов управления на участников образовательного процесса. Кроме того, своей миссией они считают выполнение определённого социального заказа государства, элиты общества, решение социально значимых проблем конкретного образовательного учреждения.
Но стоит иметь в виду, что социальные технологии всегда обращены к обобщённым универсальным социальным единицам: социальным слоям, классам, типам личностей и никогда не используются по отношению к конкретным людям.
Социальные технологии исповедуют «стратификационно-классовый подход»: не просто учитывают неравенство в общественной жизни и в жизни детей из разных социальных групп, но и «работают» с неравенством, оправдывают его существование, нередко обосновывают его неизбежность.
Социальные технологии претендуют на оформление нового вида знания - «социального изобретения». С помощью отвлечённых логических манипуляций социальные процессы умозрительно расчленяются, измеряются, описываются, типизируются. Так, например, в абстрактной конструкции процесса воспитания выстраивается «нормативное общение типов личности», проектируются определённые модели поведения и предлагается их культивировать, реализуя «процедурные блоки» для педагогов, для учащихся, для родителей. В результате возникает стремление гарантированно результативно управлять поведением больших групп школьников, их родителей, учителей, не затрачивая времени и педагогических ресурсов на учёт личностных особенностей, индивидуальных различий, конкретных условий.
В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:
1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция.
2. Общенаучные методы: анализ и контент-анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социальнопедагогических исследований; наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок.
3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие.
4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменений, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу); метод социальных биографий, метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др.
5. Психологические методы применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).
6. Методы математической статистики (дескриптивный, линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование).
7. Собственно педагогические методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, корректирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.).
Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди, дети, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы-радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социального работника и др.
Преобразовательные методы или, точнее, методы преобразования социальной действительности - это способы профессионального воздействия социального педагога на клиента или социальное окружение с целью решения определенных задач.
Сегодня профессию “социальная педагогика” представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог- психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог. Социальные педагоги и работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, группами риска, медицинский социальный работник и др.). Работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, престарелыми и др.), либо в определенный учреждениях (социальный педагог в школе, социальный работник на производстве). В специфических сферах микросреды (социальный работник на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстренных ситуациях, организация социальной работы). Понятно, что каждая специализация требует своего комплекса методов и средств.
Если основой для
классификации