Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:46, курсовая работа
Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является проблема реабилитации и социальной защиты детей – инвалидов, которые нуждаются, в первую очередь, в принятии и реализации такой системы мер политического, экономического и правового характера, которая позволила бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
1. Введение. стр. 3
2. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями стр. 8
3. Первичная инвалидность в детском возрасте стр. 10
4. Динамика общего контингента детей – инвалидов
в Российской Федерации за 10 лет (1992-2001гг.) стр. 14
5. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) стр. 15
6. Социальные характеристики семьи
ребенка – инвалида и его родителей. стр.18
7. Социально – культурные реабилитационные технологии. стр. 20
8. Список литературы. стр. 25
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Введение. стр. 3
2. Методы
работы с детьми с
3. Первичная инвалидность в детском возрасте стр. 10
4. Динамика общего контингента детей – инвалидов
в Российской Федерации за 10 лет (1992-2001гг.) стр. 14
5. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) стр. 15
6. Социальные характеристики семьи
ребенка – инвалида и его родителей. стр.18
7. Социально – культурные реабилитационные технологии. стр. 20
8. Список
литературы. стр. 25
ВВЕДЕНИЕ.
Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является проблема реабилитации и социальной защиты детей – инвалидов, которые нуждаются, в первую очередь, в принятии и реализации такой системы мер политического, экономического и правового характера, которая позволила бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
К сожалению, в общественном сознании, и не только в обыденном, но и на государственном уровне, ребенок – инвалид (как впрочем и всякий другой ребенок) воспринимается прежде всего как член семьи, т. е. частное лицо, ответственность за жизнь, здоровье, благополучие и за его будущее в целом лежит главным образом на родителях. Однако, современные экономические возможности семьи, особенно семьи, в которой воспитываются дети – инвалиды, не позволяют ей без помощи государства вырастить и воспитать полноценных членов общества, способных в будущем не только обеспечить себя необходимыми материальными средствами. Но и внести свой (посильный) вклад в прогрессивное развитие общества.
Именно
нормативные акты в рассматриваемой
области придают
В связи с тем, что понятие «инвалидность» в детском возрасте отличатся от такого же понятия у взрослых, а также с учетом особенностей в установлении инвалидности и реабилитации детей – инвалидов до 18 лет, возникла потребность в принятии специальных нормативных актов, регулирующих только вопросы социальной защиты и реабилитации детей – инвалидов, либо в закреплении (в соответствующих случаях) особенностей в предоставлении им реабилитационных услугах в самостоятельных статьях, пунктах, абзацах общих нормативных актов касающихся всего населения, либо всех инвалидов, у которых отдельно устанавливается правовой статус ребенка – инвалида, обеспечивающий ему соответствующий уровень реабилитации.
Следует отметить, что разработка правовых актов в области реабилитации и социальной защиты детей – инвалидов прежде всего должна строится с учетом международных документов по этому вопросу. В этой связи надо иметь в виду, что ООН и другие международные организации приняли вряд Резолюции, Декларации, Конвенции, касающихся детей – инвалидов (наряду например, с Декларацией о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г., в которой зафиксированы основные права всех инвалидов). В частности, к ним относятся; декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971г.; Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г. И некоторые другие.
Комитет по правам ребенка ООН систематически поднимал вопрос о детях – инвалидов. Он рекомендовал государствам разработать программу раннего выявления патологии в целях профилактики инвалидности, принять закон, предусматривающие меры, альтернативные помещению детей – инвалидов в специальные учреждения, а также предусмотреть проведение пропагандистских кампаний по преодолению дискриминаций детей – инвалидов и поощрению их включения в общество. Комитет высказался в пользу интеграционного подхода, когда дети – инвалиды имеют доступ в обычные учреждения, находятся при этом в естественной среде и получают необходимую специализированную медицинскую помощь. Комитет выразил обеспокоенность по поводу отсутствия надлежащей медико-социальной инфраструктуры, нехватки квалифицированного персонала.
Детский Фонд ООН сменил направление своей деятельности с изучения медицинских причин инвалидности на защиту детей – инвалидов от дискриминации и безнадзорности, на приложение усилий для включения в общество всех групп детей. Вооруженные конфликты, низкий уровень жизни и здравоохранения по – прежнему является основными причинами инвалидности среди детей во многих странах мира. Научный центр ЮНИСЕФ проводит в настоящее время обследование детей – инвалидов и анализ причин их изолированности от общества.
Во всех выше перечисленных документах красной нитью подчеркивается, что не полноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Кроме того, при разработке указанных правовых актов необходимо руководствоваться нормативными положениями общего характера, определяющими социальную политику государства в отношении семьи и детей (в том числе детей - инвалидов) в целом.
В течении последнего десятилетия такая политика наиболее яркое выражение нашла в Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственной семейной политики», в котором, наряду с другими мерами, предусматривалось «улучшение медико – социальной помощи детям – инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторно – курортное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря, создание и внедрение программ обучения родителей основами реабилитации детей с физическими и умственными недостатками»;в Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национального плана действий в отношении детей)», устанавливающих необходимость «разработки сети социально – реабилитационных учреждений для детей – инвалидов; широко использования прогрессивных методик реабилитации детей – инвалидов; оказание детям – инвалидам своевременной консультативной помощи и социальной поддержки; обеспечение возможности детям с отклонениями в развитии обучаться в образовательных учреждениях общего типа».
Указ
Президента российской Федерации от
2 октября 1992 г. №1156
"О мерах по формированию доступной
для инвалидов среды жизнедеятельности"
(Извлечение)
В целях обеспечения доступности для
инвалидов объектов социальной и производственной
инфраструктуры, средств транспорта, связи
и информатики постановляю:
1. Установить, что не допускается:
· проектирование застройки городов и других поселении, разработка проектов на строительство и реконструкцию зданий и сооружений без учета требовании доступности их для инвалидов, разработка новых средств индивидуального и общественного пассажирского транспорта, связи и информатики без модификаций, приспособленных для пользования отдельными категориями инвалидов, с момента вступления в силу настоящего Указа;
·
застройка городов и других
поселений, строительство и
Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора.
Конституция Российской Федерации ст. 15, ч. 4 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.
(Извлечение)
Статья 22.
Каждый
человек как член общества имеет право
на социальное обеспечение и на осуществление
необходимых для поддержания его достоинства
и для свободного развития его личности
прав в экономической, социальной и культурной
областях через посредство национальных
усилий и международного сотрудничества
и в соответствии со структурой и ресурсами
каждого государства.
Статья25.
1. Каждый
человек имеет право на такой
жизненный уровень, включая пищу, одежду,
жилище, медицинский уход и необходимое
социальное обслуживание, который необходим
для поддержания здоровья и благосостояния
его самого и его семьи, и право на обеспечение
на случай безработицы, болезни, инвалидности,
вдовства, наступления старости или иного
случая утраты средств к существованию
по независящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право
на особое попечение и помощь. Все дети,
родившиеся в браке или вне брака, должны
пользоваться одинаковой социально защитой.
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.
(Извлечение)
Статья 5.
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 г.
(Извлечение)
1. Выражение "Инвалид" означает любое
лицо, которое не может самостоятельно
обеспечить полностью или частично потребности
нормальной личной и/или социальной жизни
в силу недостатка, будь то врожденного
или нет, его или ее физических, или умственных
способностей.
2. Инвалиды должны пользоваться всеми
правами, изложенными в настоящей Декларации.
Эти права должны быть признаны за всеми
инвалидами без каких бы то ни было исключений
и без различия и дискриминации по признаку
расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания,
политических или иных убеждений, национального
или социального происхождения, материального
положения, рождения, или любого другого
фактора, независимо от того, относится
ли это к самому инвалиду или к его или
ее семье.
3. Инвалиды
имеют неотъемлемое право на
уважение их человеческого
4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические
права, что и другие лица: Пункт 7 Декларации
о правах умственно отсталых лиц применяется
к любому возможному ограничению или ущемлению
этих прав в отношении умственно неполноценных
лиц.
5. Инвалиды
имеют право на меры, предназначенные
для того, чтобы дать им возможность
приобрести как можно большую самостоятельность.
6 Инвалиды имеют право на медицинское,
психическое или функциональное лечение,
включая протезные и ортопедические аппараты,
на восстановление здоровья и положения
в обществе, на образование, ремесленную
профессиональную подготовку и восстановление
трудоспособности, на помощь, консультации,
на услуги по трудоустройству и другие
виды обслуживания. которые позволят им
максимально проявить свои возможности
и способности и ускорят процесс их социальной
интеграции или реинтеграции.
7. Инвалиды
имеют право на экономическое
и социальное обеспечение и
на удовлетворительный уровень
жизни. Они имеют право в
соответствии со своими
8. Инвалиды
имеют право на то, чтобы их особые нужды
принимались во внимание на всех стадиях
экономического и социального планирования.
9. Инвалиды имеют право жить в кругу своих
семей или в условиях, заменяющих ее, и
участвовать во всех видах общественной
деятельности, связанных с творчеством
или проведением досуга. Что касается
его или ее места жительства, то ни один
инвалид не может подвергаться какому-либо
особому обращению, не требующемуся в
силу состояния его или ее здоровья или
в силу того, что это может привести к улучшению
состояния его или ее здоровья. Если пребывание
инвалида в специальном учреждении является
необходимым, то среда и условия жизни
в нем должны как можно ближе соответствовать
среде и условиям нормальной жизни лиц
его или возраста.
10. Инвалиды должны быть защищены от какой
бы то ни было эксплуатации, от любых видов
регламентации и обращения, носящих дискриминационный,
оскорбительный или унижающий характер.
Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями